Forbes: Сулейман Керимов нацелился на три крупные государственные компании
Как утверждает журнал Forbes со ссылкой на источники в окружении Сулеймана Керимова, миллиардер сейчас присматривается к трем крупным госкомпаниям, от приватизации которых российское правительство рассчитывает выручить серьезные средства для пополнения бюджета.
Речь идет об «Алросе» - крупнейшем алмазодобывающем предприятии страны, транспортной компании «Совкомфлот» и трубопроводной монополии АК «Транснефть». И если претендентом на «Алрос» Сулейман Керимов считался уже давно, то в ходе приватизации «Совкомфлота» и «Транснефти» его интересы могут пересечься с другим дагестанским олигархом – Зиявудином Магомедовым.
Стратегическая тройка
Миноритарным акционером «Алроса», контрольный пакет акций которого принадлежит государству в лице Росимущества, Сулейман Кермов уже был. Однако в сентябре 2013 года он без объяснений продал свой пакет акций компании (0,5%), что было весьма неожиданно, поскольку «Алрос» планировал выход на IPO (первичное размещение акций).
Тогда фондовые аналитики подсчитали, что на продаже акций «Алроса» Сулейман Керимов мог потерять не менее 28 млн долларов.
Однако стоит вспомнить, что сентябрь 2013 года был черной полосой в биографии миллиардера, когда у него возникли серьезные проблемы с компанией «Уралкалий», гендиректор которой Владислав Баумгартнер был арестован в Белоруссии, а самого Керимова власти этой страны объявили в розыск.
Еще одной жертвой тогда стал звездный состав махачкалинского футбольного клуба «Анжи», который пришлось срочно распродавать.
Что касается «Алроса», то еще в 2012 году сообщалось, что Сулейман Керимов предлагал российскому правительству приватизировать госпакет акций компании полностью, а не по частям, а также подкупить для нее зарубежных активов – алмазные шахты ВНР в Канаде.
Собственно, именно тогда стало известно, что миллиардер уже начал скупать акции «Алроса». Однако планируемая приватизация компании вызвала крайнее недовольство правительства Якутии, которому принадлежит в «Алросе» 32% акций, и в итоге IPO прошло по умеренному сценарию: частным акционерам продали по 7% акций Росимущества и Якутии.
На продаже акций «Алроса» Сулейман Керимов мог потерять не менее 28 млн долларов
Незадолго до истории с «Уралкалием» известный журналист Олег Лурье, специализирующийся на расследованиях, выдвинул предположение, что в ходе кампании по массовой приватизации, идейным вдохновителем которой являлся на тот момент вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, «Алрос» достанется именно Сулейману Керимову.
Однако два других актива, которые Forbes недавно записал за ним, а именно «Совкомфлот» и «Транснефть», предназначались, по версии Лурье, другому дагестанскому миллиардеру – Зиявудину Магомедову (группа «Сумма»).
Последнее предположение выглядело логично, поскольку с «Транснефтью» «Сумма» на паритетных началах владеет контрольным пакетом Новороссийского морского торгового порта, а «Совкомфлот» имеет прямое отношение к ключевому направлению деятельности холдинга Зиявудина Магомедова – транспорту и логистике.
В то же время можно вспомнить, что менеджмент, близкий к Сулейману Керимову, контролирует Махачкалинский морской торговый порт – крупнейший российский пункт перевалки нефти на Каспии.
О планах по скорейшей приватизации «Совкомфлота» было известно еще в прошлом году. «Если земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем в 2016 году приватизацию "Совкомфлота". Компания не под санкциями, юридически готова к приватизации», – заявил в декабре заместитель министра финансов Алексей Моисеев. На первом этапе планировалось приватизировать 25% компании минус одна акция, от продажи пакета правительство рассчитывало выручить 12 млрд рублей.
Приватизацию «Траснефти» планировалось обсудить 1 февраля на совещании у президента Владимира Путина, посвященном распродаже государственных активов.
Незадолго до этого начальник управления Росимущества Виталий Сергейчук сообщил, что в правительство уже внесен проект указа о дополнительной эмиссии обыкновенных акций компании, после чего «Транснефть» разместит привилегированные акции на 30–50 млрд рублей. В результате у государства останется 100% обыкновенных (голосующих) акций «Транснефти», а госдоля в ее уставном капитале компании сократится с 78 до 75% плюс одна акция.
Однако на совещании 1 февраля, судя по списку его участников,опубликованному на официальном сайте президента, представители «Транснефти» не присутствовали. Зато в нем участвовали президент «Алроса» Сергей Жарков и генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк, что может косвенно свидетельствовать о подготовке именно этих компаний к скорейшей приватизации.
Офшорное препятствие
Основным камнем преткновения для Сулеймана Керимова, намекает Forbes, может стать то, что значительная часть его активов зарегистрирована в офшорах.
Характерный пример – Каспийский завод листового стекла, запущенный в Дагестане в конце 2013 года. Изначально было известно, что ключевым инвестором этого предприятия является Сулейман Керимов, однако никакого формального отношения в российской юрисдикции к этому активу он не имеет.
Согласно последнему списку аффилированных лиц, акции завода поровну распределены между компаниями Geodar Trading Ltd. и Truck Provider Service Ltd., которые зарегистрированы на Кипре.
На Кипре же зарегистрирована и головная структура холдинга Сулеймана Керимова «Нафта Москва», через который он осуществляет портфельные инвестиции в крупные российские компании, такие как «Газпром», «Полиметалл», «Полюс Золото», «Уралкалий», ВТБ и другие.
Nafta Moskva (Cyprus) Limited осуществляет и прямые операции с российскими активами. Например, в 2007 году она передала 66,82% акций ОАО «Полиметалл» своей аффилированной структуре Aniketa Investments Ltd, которая также зарегистрирована на Кипре.
Основным камнем преткновения для Керимова может стать то, что значительная часть его активов зарегистрирована в офшорах
По данным ЕГРЮЛ, в России Сулейман Керимов в настоящее время на паритетных началах со своим сыном Саидом владеет столичным ООО «Грандеко» с уставным капиталом 60 млн рублей (зарегистрировано в марте 2013 года, основной вид деятельности – прочее финансовое посредничество).
В свою очередь, эта компания имеет ряд дочерних структур – ООО «Заречье-Эстейт» (элитный коттеджный поселок в Подмосковье, где, по имеющимся сведениям, проживает Сулейман Керимов), ООО «Национальная киносеть» (как известно, Саид Керимов в 2014 году купил у Владимира Потанина сеть кинотеатров «Синема Парк») и ООО «Футбольный клуб "Анжи”».
Непрозрачная структура активов может стать для Сулеймана Керимова препятствием для получения кредитных средств, необходимых для приобретения приватизируемых госактивов, отмечают в Forbes.
При этом издание напоминает слова президента Владимира Путина, сказанные им в прошлом декабре на встрече с бизнесменами, которая была посвящена как раз вопросам приватизации: «Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей – недопустимы».
Однако займы у госбанков – далеко не единственная возможность для Сулеймана Керимова поучаствовать в приватизации. Желание прокредитовать соответствующие сделки наверняка найдется и у частных банков, например, у «Бинбанка» Михаила Шишханова, племянника самого известного ингушского бизнесмена Михаила Гуцериева.
В середине прошлого десятилетия Керимов владел внушительным пакетом акций (почти 20%) этого банка, который впоследствии не раз фигурировал в сделках с активами дагестанского миллиардера. В прошлом году Сулейман Керимов продал акции «Бинбанка», сумма этой сделки оценивалась в 1 млрд долларов.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.