Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Феномен Багиша Айдаева

Каждый раз, когда речь заходит о заслуженном артисте России Багише Айдаеве (на снимке), который оставил яркий, глубокий след в истории Лезгинского театра, вспоминаются слова русского советского драматурга В.Розова: «Спектакль начинается. Теперь уже зритель не может управлять своими чувствами: он то плачет, то смеется, то рукоплещет. Видимо, игра актеров глубоко запала в душу зрителю, он счастлив. Идет «бой», чтобы завоевать сердце зрителя. В течение трех часов испытываются пьеса, спектакль и умение актеров».

Так владел чувствами зрителей и Багиш Айдаев, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет.

Багиш Мустафаевич родился в селении Мискинджа Ахтынского района. Окончив среднюю школу в 1951 году, он поступил в Московский институт театрального искусства имени А.Луначарского. По окончании актерского факультета приехал в Лезгинский театр. Здесь работал до 1960 года в качестве директора театра и одновременно актера. За эти годы успешно сыграл ряд ролей: Омара в пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова «Сулак-свидетель», Саида в трагедии Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова «Ашуг Саид».

В 1960 году на Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве Лезгинский театр представил эти две пьесы и получил высокую оценку зрителей. Журнал «Театр» в то время писал: «Ашуга Саида играет Б.Айдаев, играет сильно, страстно. Это легендарный народный герой. Ему не свойственны никакие сомнения, и его нельзя победить - это символ народа, певец его гнева и его борьбы. Естественно, что легенды делают его и вожаком народных восстаний».

Там же в журнале был помещен отзыв критика Ю. Рыбакова о сыгранной роли Омара: «Героя «Сулака-свидетеля» - Омара, горского парня, играет тот же Б. Айдаев. Его герой проходит сложный и противоречивый путь развития в то время, когда под воздействием русского революционного движения началось пробуждение дагестанской бедноты. Б. Айдаев тонко и последовательно проводит героя через все испытания, накапливая по крохам изменения в его характере, в его восприятии мира, в оценке событий и людей». Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

За творческие успехи молодому актеру было присвоено почетное звание заслуженного артиста Дагестана. В том же году Б. Айдаев поступил на Высшие режиссерские курсы ГИТИСа в Москве. В 1961 году он их окончил и вернулся в Лезгинский театр главным режиссером.

Годы работы Б.Айдаева в этой должности в истории Лезгинского театра были плодотворными. В этот период в репертуаре театра значительное место отводится пьесам мировой классики. Коллектив пополнялся молодыми актерами, окончившими Московский и Бакинский театральные институты. Б.Айдаев - первый в Лезгинском театре профессиональный национальный режиссер с высшим образованием. Каждое представление Б. Айдаева являлось событием в культурной жизни народа. Первой его постановкой был спектакль «Цветок России» по пьесе Кияса Меджидова. Талантливый режиссер сумел создать яркий, интересный спектакль, привлекший внимание широкой общественности. Затем он поставил одну за другой пьесы: «Похождения Мурата», «Развлекатели сердец», «Левониха на орбите», «Штраф 30 копеек», «Что сказал бы дед Сейфутдин?», «Ты только моя», «Казимагомед» и другие.

Спектакль «Фундух-бек» был показан 500 раз, и каждый раз - аншлаг. Спектаклям Б.Айдаева были присущи естественность, динамизм и поэтичность. Заслуженная артистка Дагестана Басира Ибрагимова вспоминает: «Б. Айдаев был поэтом театра. Каждый его спектакль был украшен художественными образами, поэтическими сценами. Он работал с большим усердием над каждой мизансценой, каждым штрихом, заставляя артистов репетировать до тех пор, пока не получится в совершенстве. Его спектакли были очень поэтичными. Я помню спектакль «Намус» («Честь»), он его поставил так выразительно и поэтично, что в финале зрители плакали. Такие режиссеры появляются раз в сто лет».

На сцене Лезгинского театра в те годы успешно шли и его шедевры - пьесы мировой классики: «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Скупой» Ж.-Б.Мольера, «Женитьба» Н.Гоголя, а также произведения известных советских авторов - «В ночь лунного затмения» башкирского поэта и драматурга М.Керима, «Ашуг Гариб» известного азербайджанского композитора З.Гаджибекова, «Намус» армянского писателя А.Ширванзаде и другие.

Поставить на сцене Лезгинского театра лучшие произведения мировой драматургии было его заветной мечтой. Но этим мечтам не суждено было осуществиться. Он прожил всего 47 лет. Прожил честным и гордым человеком. Все свои силы, талант, способности, энергию он посвятил народу и сделал столько, что другой не смог бы и за 100 лет.

Люди, посвятившие себя народу, никогда не умирают. Народ всегда хранит их в своем сердце. В одном из своих стихотворений Ф.Шиллер писал:

 

Лишь, тот для будущего жил,

кто много

Свершил для современников

своих.

Азиз Мирзабеков

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Юбилей Лезгинского театра

Лезгинский театр посвятил творчеству юбиляров-классиков дагестанской поэзии спектакль-концерт

«Периханум» в Махачкале

Абдуллах Габибов. Свет его таланта

Незарастающая тропа Багиша Айдаева

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия