Отказ от выборов глав республик на Кавказе тормозит развитие народов региона
Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, кандидат политических наук
- Для Северного Кавказа отказ от выборности глав республик - это откат назад. Такой командно-административный метод управления – это еще одна преграда для установления развитого демократического общества.
Получается, для остальных субъектов РФ демократические процессы, способствующие развитию, подходят, а республики Северного Кавказа до демократии не доросли. Кавказские народы просто отсекаются от конституционных прав и свобод.
Это возвращение в полуавторитарное прошлое. Вместо того, чтобы развивать и укреплять гражданское общество, решать его проблемы, региональные чиновники пытаются убежать от трудностей.
Дело в том, что в республиках Северного Кавказа еще до присоединения к России были развиты традиции горской демократии. Существовал многовековой опыт избрания правителей.
Это были общества, которые не знали ханов, не знали князей, жили вольной жизнью и дышали полной грудью. Это были островки особенной, специфичной, горской демократии.
Дело в том, что на Кавказе, и в Дагестане, в частности, не существовало централизованного государства. Народы Кавказа жили вольными самоуправляющими общинами, в рамках которых они выбирали себе правителей на определенный срок.
У лезгин тоже были свои вольные общества – Ахты, Курах, Докуз-пара. Свои вольные общества существовали у табасаранов, агулов, рутулов и цахуров. В горских обществах существовал уже принцип разделения властей.
Судебная, законодательная и исполнительная власть были разделены. Именно этим объясняется политическая устойчивость горских обществ, тем, что горцы веками жили по одной из самых улучшенных моделей устройства собственной жизни. И именно эти вольные общества составили основу многолетнего кавказского сопротивления колонизации.
Естественно, история брала свое, естественно процессы феодализации шли. Тем не менее, в горах Кавказа до сих пор сохранились эти осколки демократического быта. Если Вы поедете в горы, то увидите, что во многих аулах глава администрации должен в решении проблем села или района за помощью обращаться к влиятельным старикам, национальным или духовным лидерам.
И одного слова такого лидера достаточно, что бы все население этого села проголосовало за того кандидата, которого он скажет. Никакая партийная агитация, никакие попытки правового просвещения в таких общинах не работают, если к этим попыткам не подключены горские авторитеты – представители народа.
Об этом пишут многие этнографы и историки. После присоединения к России демократические традиции кавказского общества всячески подавлялись, однако в народах Кавказа эта тяга к свободному избранию своих правителей сохранилась, и ее нужно поддерживать, чего, к сожалению, не делают сегодня в республиках региона.
Кроме того, проблема кроется и в том, что истинных лидеров, представляющих интересы народа, не допускают к власти и на пушечный выстрел. Их отстреливают на взлете, не позволяя вырасти.
В итоге, сегодня людей, знающих и представляющих интересы народа практически нет. Поэтому, в первую очередь, в республиках надо наводить правовой порядок, прекратить взрывы, похищения людей, убийства, взяточничество.
Это надо было делать еще 15 лет назад. Тогда сегодня мы бы увидели сильных лидеров, готовых достойно управлять своими регионами. Нынешние же власти во многих кавказских республиках вместо решения проблем предпочитают закатывать их в асфальт.
.
Возможно Вам будут интересны:
Руслан Курбанов: власть должна опираться на традиции горской демократии
Ингушетия и Дагестан могут отказаться от прямых выборов глав республик
Губернаторов будут назначать в семи регионах
Председателя Управления мусульман Кавказа не знают 99% мусульман Северного Кавказа - эксперт
Общественная палата России обсудит религиозно-политический конфликт в Дагестане