Лезгинский интерес России
Устремления США и Израиля, направленные на Южный Кавказ, которые они не скрывают, серьезно деформировали геополитическую ситуацию в регионе и создают определенные угрозы интересам Российской Федерации. Основной причиной этому служит международный конфликт вокруг Сирии и Ирана, который, несмотря на нынешнее затишье, может перейти в стадию эскалации и открытых военных действий. Особенно сильно изменился геополитический статус Азербайджанской Республики, внешняя политика которого носила откровенный антироссийский характер. Изменившаяся политическая обстановка в кавказском регионе заставляет политическое руководство нашей страны и другие институты власти менять характер взаимоотношений с соседними странами.
В новых условиях роль и значение Государственной Думы – законодательного органа нашей страны, особенно Комитета по делам СНГ, сильно повышается. Если до геополитических трансформаций чрезмерная коррумпированность Госдумы, да и некоторых других госструктур, включая МИД, бросалась в глаза, но не привлекала пристального внимания первых лиц страны, то сейчас подобное отношение угрожает национальной безопасности России. Возможно, что нынешний председатель Комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий является более надежной фигурой, чем его предшественник и коллега по партии Алексей Островский. Но тут дело, скорее всего, обстоит не в качествах и амбициях этих политиков и их личном опыте, а в том, что они работали при разных командах. Госдума при всех правах, декларируемой ей Конституцией России, все-таки нельзя назвать независимым органом, так как во многом она обслуживает интересы Кремля. При Дмитрии Медведеве мы наблюдали, как депутатский корпус заставили ратифицировать договор о госгранице с Азербайджаном, нанесший серьезный ущерб нашей, стране. В результате чего наиболее сильно пострадал Южный Дагестан (из-за перераспределения самурской воды, переноса границы и некомпенсированной потери селений Храх-Уба и Урьян-Уба, подаренных Азербайджану). Объяснить данное событие тем, что наша страна и ее граждане выиграли от этого невозможно, зато ярко бросается в глаза его коррупционная составляющая, выражающаяся в том, что российские чиновники и политики лоббировали интересы соседней страны, а на письма и обращения пострадавших российских граждан и общественных организаций не реагировали. Не надо также забывать, что еще ранее российская сторона спецслужбам соседней страны позволила работать у нас и даже перемещать лезгинских активистов с территории России в Азербайджан, которые затем помещались в тюрьмы. Азербайджанское лобби тогда (да и сейчас тоже) успешно блокировало в Республике Дагестан любые попытки поднимать, а тем более решать лезгинской общественности многочисленные проблемы своего народа.
Однако в настоящее время такое вольное, а на самом деле антигосударственное поведение российским чиновникам уже не позволяется, требуется решать серьезные внешнеполитические задачи.
Можно согласиться с Игорем Мурадяном в том, что Государственная Дума, вновь, как и в начале и середине 90-х годов, стала ареной для апробирования и внедрения различных идей и проектов по внешней политике и безопасности. Хотя и в Госдуме существует Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, для которого более приемлемо заниматься такой проблемой, как лезгинская, эта проблема поручена Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками, так как проблема Москвой рассматривается как внешнеполитическая.
Он считает, что дискуссии и обсуждения, которые ведутся в Госдуме по проблеме лезгинского народа, говорят о том, что Москва приняла на вооружение «лезгинский» проект, который, скорее всего, рассматривается как часть «азербайджанского» проекта. Он приводит мнение Л.Слуцкого сказавшего, что лезгинское движение уже обрело такой размах, что «приглушить» его в очередной раз вряд ли удастся.
Народы, разделенные госграницей между Россией и Азербайджаном, требуют особого внимания к своим проблемам. Лезгины (шире – лезгинские народы) и аварцы, пострадавшие от установления госграницы – это 2,5-3 миллион человек, живущие в пограничной зоны, с интересами которых никак нельзя не считаться.
Возросшая активность лезгинской, аварской и талышской общественности, обретшая дополнительный импульс после того, как Кремль снова начал учитывать имеющиеся этнополитические проблемы в Азербайджане ставит перед ним новые задачи. Несмотря на надежды со стороны данных народов на Россию как правопреемницу СССР и защитницу интересов малых народов, притесняемых в новых независимых государствах, они не удовлетворены ее реальным участием в разрешении целого клубка проблем, которые грозят перейти в «горячую» стадию. Общественность данных народов все больше заявляет о своих проблемах на международном уровне, особенно в Европе. Конечно же, эти инициативы не могут не беспокоить Москву.
Руководство России должно осознать и заявить о том, что лезгинская проблема существует, носит международный характер и затрагивает коренные интересы нашей страны. Обязательно нужно переосмыслить деятельность лезгинских организаций, действовавших, как в самой России, так и в Азербайджане. Нуждается в реабилитации лезгинское народное движение «Садвал», членов которого даже азербайджанские правозащитные организации считают политзаключенными. Россия должна заключить с Азербайджаном международный договор о правах лезгинского и аварского народов, вопрос о котором был поднят в постановлении Госдумы еще в 1997 году.
При всей лояльности лезгин, аварцев и талышей к России неизбежно наступит момент, когда общественность этих народов начнет ориентироваться на другие политические силы. Поэтому очень важно не упустить, по сути, исторический момент, когда их интересы совпадают с внешнеполитической парадигмой России и могут оказать ей существенную поддержку и дополнительную легитимность действиям, которые может предпринять российская сторона, защищая свои национальные интересы.
Амиль Саркаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
"Второй антироссийский фронт" США и НАТО – Южный Кавказ
Большой Кавказ в контексте кризиса в Сирии
«Думаю, что общественное мнение в России, в случае войны в Карабахе, будет на стороне Армении»
Должна ли Россия считаться с Азербайджаном, если Азербайджан перестал считаться с ней?