Rus Eng Az

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа

Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Возможно Вам будут интересны:

Утрата месяца Рамадан

Великое достояние Дагестана

Татарские внуки лезгинского шейха

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

У лезгинских мусульман нет признанного духовного лидера

Комментарии (108)
Комментарий #108, дата: 13 августа 2013 16:38
MCM portmanteau 2013 permanence and summer a tidy advertising MCM, all products are made ??using the finest materials, insides, purses using solely the most advanced materials, leather is lighten, goodly, waterproof and can favour up to UV rays, MCM mark was founded in 1976 in Munich, Germany, is the high of Hollywood superstar - Michael Cromer, the letters "MCM" lift on Manner, The the public, Munich. MCM marketing appoint output lines to clothing, ready rags and leather-based. MCM essential started to collect leather goods, in the 1980s, the variety's heyday, MCM forming, including jewelery, watches, perfumes, clothing, bags and insufficient leather goods, etc., more than five hundred models of the product. It is forge, voluptuary and economical products are fearfully popular.

Цитировать          
Комментарий #107, дата: 02 августа 2013 14:33

Цитата: Tahar
Гаджи Алхасов, за информацию о шейхе Усугском читатели сайта Вам благодарны. Хотя, конечно, тема оказалась в значительной степени заболтана и уведена в сторону. Эпитафия на стеле Исмаила, сына шейха Ярагского не является единственным, как Вы пишете, достоверным источником биографических сведений о шейхе. Не вводите читателей в заблуждение. Имеется написанный Исмаилом-эфенди биографический очерк о своем отце, Мухаммаде Ярагском. И о каких "аргументах" и "контраргументах" Вы пишете? Или Вы тоже ставите под сомнение национальную принадлежность шейха? Здесь не может быть других мнений. Шейх Мухаммад Ярагский - лезгин. Любое другое мнение является болтовней, направленной на разжигание межнациональной вражды.
 

Да им бесполезно что-то говорить. Они ничего не хотят слышать. У них же больше ничего нет по истории - ни одной значительной личности, вот и хотят Ярагского урвать. Мля, чтоб подох этот историк рамазанов, гореть ему в аду, сцука, за эту ложь, которую он посеял в начале 90-х, скотина.

А АГУЛ сразу свалил как спросили из какого из пяти квардальских родов был Ярагский.


Цитировать          
Комментарий #106, дата: 02 августа 2013 14:12

На надмогильных памятниках Вини Ярага имеются эпитафии, указывающие на то, что в Яраг переселялись люди из других лезгинских селений, в частности, из Кураха и Микраха. Например, целый ряд памятников, в том числе ученых и представителей местной духовной элиты принадлежат выходцам из Кураха. Причем происхождение этих людей указано так: "Ярагский по месту жительства, Курахский по происхождению". Никаких памятников выходцев из агульских селений в Яраге не обнаружено.


Цитировать          
Комментарий #105, дата: 02 августа 2013 13:28

Гаджи Алхасов, за информацию о шейхе Усугском читатели сайта Вам благодарны. Хотя, конечно, тема оказалась в значительной степени заболтана и уведена в сторону.
Эпитафия на стеле Исмаила, сына шейха Ярагского не является единственным, как Вы пишете, достоверным источником биографических сведений о шейхе. Не вводите читателей в заблуждение. Имеется написанный Исмаилом-эфенди биографический очерк о своем отце, Мухаммаде Ярагском. И о каких "аргументах" и "контраргументах" Вы пишете? Или Вы тоже ставите под сомнение национальную принадлежность шейха? Здесь не может быть других мнений. Шейх Мухаммад Ярагский - лезгин. Любое другое мнение является болтовней, направленной на разжигание межнациональной вражды.


Цитировать          
Комментарий #104, дата: 02 августа 2013 12:33

азис, прежде чем что-то брякнуть, внимательно ознакомьтесь с обсуждением. Не было никаких "предположений" и "доводов", были ничем не обоснованные и даже наглые в своей безапелляционности УТВЕРЖДЕНИЯ о национальной принадлежности шейха Ярагского. Эти инсинуации вызвали совершенно справедливую, хотя и не всегда корректную критику.


Цитировать          
Комментарий #103, дата: 01 августа 2013 23:04

Цитата: азис
Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу
Цитата: азис
Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу

Да, нас жаба душит за нашего шейха. Причем обоснованно. А вот с каких хренов агульцы посчитали его агульцев, вообще непонятно.)))


Цитировать          
Комментарий #102, дата: 01 августа 2013 22:51

сасаниды, жуваны, тахары и т.д ... Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу. Тут были здравые мысли шарвили, шериф, agul ... что можно спокойно изучить дополнительные сведения, док-ты и прочее и более точно установить происхождение шейха. Ничего крамольного в их речах небыло, лишь предположения и доводы которые имеют место быть в дискусии. А вы сразу как маймуны набросились с обвинениями, дешевым наци-змом, клятвами Аллахом (в священый месяц) и пустой болтавней будто они настаивают на своей версии как самой верной. Тогда чем вы лучше техже азеров которых хаите везде, но при этом берете с них дурной пример. Делайте сабур и перестаньте изливать желчь !


Цитировать          
Комментарий #101, дата: 01 августа 2013 22:42

Уважаемые Лезгины,Талыши,Аварцы  у меня к вам 3  вопроса,ответьте мне неучу  пожалуйста.., 1 ) какой год на вашем календаре !? 2 ) В каком году Христианская Албания изменила своей вере,под арабским ятаганом ! ?? 3 ) Что для вас важнее , Иметь собственное Государство или иметь над собой власть антиХриста ! ?? ... Буду признательна за корректные ответы, заранее благодарю .


Цитировать          
Комментарий #100, дата: 01 августа 2013 22:37

 

Не хочу вмешиваться в спор по существу, но хочу сказать две вещи:
1)Достоверно известно по могильным камням в Вини Яраге, что три поколения до Магомеда Ярагского точно жили в Вини Яраге, т.е. род Ярагского известен по крайней мере с конца 17 века как жители Вини Ярага.
2)Обычно сам род помнит о своем происхождении, а тут роду посторонние  предлагают его историю... Если род Ярагского происходил бы из агулов, из евреев и т.д., ничего в этом страшного не было бы. Но никто из потомков Ярагского ни о каком агульском происхождении не слышали. К сожалению, в Яраге нет ни одного человека с агульскими корнями. По крайней мере, ярагцы об этом не знают. 


Цитировать          
Комментарий #99, дата: 01 августа 2013 21:43

Цитата: AGUL
Неплохо было бы если нашу языковую подгруппу назвали бы нейтральным названием было бы меньше раздора сегодня.

Ну так вперед. Кто вам мешает? Почему-то этот вопрос больше волнует таких, как ты, которые соверешнно ничего не понимают в языкознании, и никогда ничего научного не напишут, а только будут в инете изливать свои жалобы на несчастную судьбу в составе лезгинской подгруппы. Во всех твоих постах сквозит настоящая ненависть к лезгинам, как бы ты ни пытался это скрыть. А настоящие ученые, в т.ч. агульские, табасаранские и др., никогда даже не пытались заниматься ерундой по переименованию подгруппы.


Цитировать          



Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 11 Вперед