Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Татарские внуки лезгинского шейха

Вернуть народу имена великих сыновей

Многих лезгин интересует, почему известный шейх Мухаммад Ярагви похоронен в аварском ауле Согратль? Это вопрос из того же ряда, почему в легендарной битве на окраине аварского Гимры, в которой погиб первый имам Дагестана Гази-Мухаммад, плечом к плечу с ним сражались Хаджи-Али эфенди из Вини Ярага, Нурмухаммад из Каха и Ахмед-мулла из Кубы?

В прежние века наши народы не были так жестко разделены на национальные группы – лезгины, табасаранцы, агулы, лакцы, аварцы…Они видели друг в друге не человека другой национальности, а прежде всего узденя – вольного горца – и мусульманина.

Оттого, в жилах многих аварских героев текла лакская кровь, а жилах многих лезгинских ученых – арабская кровь, а в жилах многих лакских удальцов – лезгинская… В этом свете будет понятнее удивительная история о крупном ученом из селения Алмали, которого многие историки считают лезгином, имеющим татарских потомков…

Татарский и лезгинский мир

За последние годы более-менее стало известно о влиянии, которые оказали религиозные деятели Урало-Поволжья на ислам в Дагестане в конце XIX– начале XX в. Прежде всего, в этой связи речь обычно идет о шейхе Сайфулле-кади Башларове, который учился и прошел суфийское воспитание у татарских и башкирских устазов.

Но об обратном эффекте, дагестанцев на мусульман внутренней России, известно меньше. Хотя наш сайт уже писал о великих лезгинских ученых, трудившихся и преподававших далеко за пределами своих родных земель.

Так, знаменитый арабский энциклопедист Йакут писал о великом ученом 12 века из Хиналуга - Хакиме ибн Ибрахиме ибн Хакиме аль-Лакзи аль-Хунлики ад-Дербенди, который был шафиитским факихом. Он изучал мусульманское право у аль-Газали - крупнейшего исламского мыслителя средних веков.

Он до самой своей кончины жил в Бухаре. Другой лезгинский ученый Муса ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи долго жил и обогащал свои знания на Арабском Востоке. Еще один сын лезгинской земли - Мехмет Шукруллах Ширван был в 15 веке влиятельным государственным деятелем при дворе Фатихха Султан Мехмета. Его могила находится на территории мавзолея шейха Вафа в Стамбуле. 

Лезгинские ученые и мыслители, проповедники и искатели знаний в прежние века широко расселились по всему Востоку и Северной Евразии. Даже в довольно закрытом для пришлых ингушском обществе один из тейпов – Алиевы – возводит свое происхождение к потомкам Мухаммада Ярагви.

Но вот влияние лезгинских и дагестанских ученых именно на татар еще не было подробно освещено. На конференции в Махачкале в апреле 2008 г. ныне уже покойный ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд-хаджи Садиков затрагивал этот вопрос.

«Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами.

Сайфулла-кади был учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, башкира по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави из Чистополя, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона», - отмечал он.

Путь шейха

Вместе с тем, было и движение в обратную сторону. Речь сейчас идет об известнейшем в Дагестане шейхе Махмуд-эфанди из селения Алмали, которое раньше относилось к Дагестану, а ныне относится к территории Азербайджана.

Так, недавно выяснилось, что, шейх, будучи в ссылке в Астрахани, обзавелся семьей. Более того, его потомки до сих пор живут в этом городе на Волге и гордятся своим происхождением. Это интереснейший пример связей мусульман Российской империи.

Шейх Махмуд-эфенди Алмали

Махмуд-эфенди – очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его преемников с его разрешения наставляли верующих на суфийский путь.

Именно образ Махмуда-эфенди служит центральным объектом для последователей накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса п1иров - памятных посещаемых мест, связанных с именем устаза.

Но об астраханском периоде жизни выдающегося религиозного деятеля сведений меньше. Хотя именно в этом городе он похоронен. Махмуд-эфенди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского правителя Даниял-бека.

А сам Даниял-бек был владетелем на территории Джаро-Белоканской зоны, ныне находящейся на севере Азербайджана. В период Кавказской войны Даниял-бек был наибом имама Шамиля. А шейх Махмуд-эфенди был сослан царскими властями в ссылку в Пермь за участие в газавате под предводительством имама Шамиля.

Шейх в этот период посетил Казань и другие города внутренней России. Тогда же у него суфийское воспитание прошел будущий татарский шейх Мухаммад-Закир Чистави из Чистополя, к которому через несколько десятилетий приедет получать разрешение на наставничество лакец Сайфулла-кади Башларов, сегодня второй по значимости для дагестанских суфиев шейх, живший в конце XIX – начале XX в.

В ссылке Махмуд-эфенди продолжил свое обучение, и после вернулся в Алмали уже авторитетным шейхом. Ближе к концу жизни опять попал в ссылку, на этот раз уже в Астрахань.

Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений.

Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-эфенди, но также и Сайфулла-кади Башларов. В этой ссылке Махмуд-эфенди, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом городе потомки.

Мечеть им. Махмуда-эфенди в Астрахани

Татарские внуки

Могилу Махмуда-эфенди постоянно посещают дагестанские верующие. Одна из мечетей Астрахани носит его имя (в народе ее еще называют «дагестанской»). Но жизнью шейха в Астрахани с точки зрения истории никто не занимается.

Впервые более-менее серьезно о татарских потомках Махмуда-эфенди стало известно несколько лет назад. Их случайно встретил и написал о них московский историк Ахмад Макаров.

«Самый большой сюрприз ожидал меня в татарских слободах Земляного города Астрахани. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство – меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуда-эфенди из Алмали», - пишет ученый.

«Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха – татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, - продолжает ученый, - проведенном по всем татарским правилам и адатам, разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуда-эфенди – правнучкой и праправнуками».

Могила шейха Махмуда-эфенди в Астрахани

Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать, говорят они). Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность.

Кем был шейх Махмуд-эфенди?

Несмотря на то, что в прежние века вопрос национальности никого из верующих практически не интересовал, сегодня вокруг вопроса об этнической принадлежности Махмуда-эфенди, и населения Алмали идут споры.

Одни источники утверждают, что он лезгин, другие, что он аварец. Наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении жителей этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать и интеллектуальная верхушка села в прошлом могла и не относиться к основному населению.

Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности.

Махмуд-эфенди – это общее наследие мусульман всей России, и народов Дагестана, и поволжских народов – татар и башкир. Кроме того, он является историческим примером того, как благочестивый человек, отдавший свою жизнь духовному служению, может объединить на долгие века людей самых разных национальностей из самых разных регионов.

Селение Алмали на карте Азербайджана

Анвер Агаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Нет Яраги в лезги отечестве

О происхождении Мухаммада Ярагского

Агульский шейх Дагестана

Лезгинский след на тропах газавата

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (21)
Цахурец
Комментарий #21, дата: 11 июль 2022 12:47

Ассалямуалейкум братскому лезгинскому народу!

Благодарю автора данного материала за весьма интересную информацию.

НО! 

Почему указано, что Махмуд-эфенди (кь.с.) имеет происхождение либо лезгинское, либо аварское?

Откуда берете такую информацию?

В то время, как всем практически известно, что он имеет цахурское происхождение!

При всем уважении и к лезгинскому и аварскому народу.

Конечно, он шейх всего мусульманского мира, Кавказа, России, Дагестана, но как известно, цахурского происхождения!

Если Всевышний Аллах создал людей, разных по сущности, со своей историей, что говорят на разных языках, то не просто так всё-таки..!

Убедительная просьба внести корректировки в вышеизложенном материале!


Комментарий #20, дата: 10 март 2013 11:11
Хийирар-!
-Куьреви-Стха-
_Спасибо-Уразумел-!

Комментарий #19, дата: 04 март 2013 20:06
ас саламу гIалайкум
Помимо лезгинской аварской и ингилойской версиях происхождения Махмуда-эфенди слышале еще и цахурскую возможно она вытекает из ингилойской в некоторых кругах ингилоцев считают цахур которые не перешли в ислам и ушили в Грузию .

Меня интересует информация о потомках Яраги из числа ингушей откуда такие данные и где проживает этот тейп потому как тейп Алиевых не один в Ингушетии

Комментарий #18, дата: 03 март 2013 03:30
Османов (рус) - 3:176 Да не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, - ведь они нисколько не повредят Аллаху. Не желает Аллах даровать им долю в загробной жизни, и уготовано им великое наказание.
Порохова (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя [1] те,
Кто учиняет гонки на пути к неверью, -
Ведь ни малейшей доли огорченья
Они Аллаху причинить не могут;
Но в жизни будущей Он волею Своей
Не даст им ничего, кроме суровой кары.
Крачковский (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые устремляются к неверию: ведь они ни в чем не повредят Аллаху. Аллах желает не дать им доли в последней жизни, и для них – великое наказание!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 3:176 (Ресулым) Инкярда ярышкъанлар санъа къайгъы бермесин, чюнки, олар Аллаhкъа ич бир зарар бералмазлар. Аллаh оларгъа ахиреттен бир насип бермемек истемекте. Олар ичюн чокъ буюк бир азап бар.
Ас-Саади (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые спешат к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их доли в Последней жизни, и им уготованы великие мучения.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал все возможное, чтобы наставить людей на прямой путь, и сильно печалился, когда они отказывались прислушаться к верному руководству. Именно поэтому Аллах велел ему не печалиться от того, что неверующие испытывают непреодолимое желание исповедовать неверие. Они нисколько не навредят Аллаху, Который обязался укрепить Свою религию, оказать поддержку Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и завершить Свое начинание без их содействия. О Мухаммад! Не обращай на них внимания и не придавай значения их поступкам. Они вредят только самим себе, потому что лишаются веры в этом мире и обрекают себя на мучительное наказание в Последней жизни. Аллах презирает их и не желает одарять их наградой в будущей жизни. По этой причине Аллах не помогает им совершать поступки, на которые Он вдохновляет Своих возлюбленных рабов и тех, кому Он желает добра. Он поступает с ними справедливо и мудро, ведь Ему известно, что они не достойны следовать прямым путем и не желают прислушиваться к верным наставлениям. А причина этого заключается в их порочных нравах и дурных намерениях.

Аль-Мунтахаб (рус) - 3:176 Не огорчайся (о Мухаммад!), увидев тех, которые устремляются к неверным. Ведь они не повредят Аллаху ни в чём. Поистине, Аллах - Владыка над Своими рабами! Он не желает дать им доли в награде в последней жизни. И, более того, для них уготовано великое наказание!


смысл не нуждается значит , у Него нет изъянов , Он не нуждается в твоих назамах (в том смысле что нужда не та , которая у тебя присутствует при твоем голоде к примеру) .

Комментарий #17, дата: 03 март 2013 03:30
Кулиев (рус) - 3:176 Пусть не печалят тебя те, которые спешат к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их доли в Последней жизни, и им уготованы великие мучения.
Абу Адель (рус) - 3:176 И пусть не печалят тебя (о, Пророк) те, которые спешат в (исполнении) неверия [стараются всячески противодействовать Исламу]: ведь поистине, они [неверующие] (этим) ни в чём не навредят Аллаху. Аллах желает не дать им [неверующим] доли в Вечной жизни, и для них – великое наказание!

Комментарий #16, дата: 01 март 2013 01:54
Для ответа на Ваш вопрос главным является 12-й аят 31-й суры Корана. Он гласит, что верующий благодарит Аллаха (совершает молитвы и другие религиозные ритуалы) «только для самого себя», т.е. ни для Аллаха, ни для других людей, а только для себя. А если кто не благодарен (не молится), ничего для Аллаха в этом сложного нет: как показано выше, Аллах ни в чем не нуждается, в том числе в «благодарности» людей. Пусть «не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, – ведь они нисколько не повредят Аллаху» (Коран, 3:176).
То, что молитвы и другие формы поклонения Аллаху одних людей не имеют никакого значения для других, сказано еще здесь: «О те, которые уверовали! На вас - забота только о ваших душах. Не повредит вам тот, кто заблудился, если вы идете прямо» (Коран, 5:105). То есть Аллах, говорит каждому, чтобы он занимался только своими отношениями с Аллахом, а не отношениями других с богом, ибо Аллах сказал, что это «Аллах сбивает с прямого пути или ведет по нему того, кого пожелает» (Коран, 14:4). «Тот, кого направил Аллах на прямой путь, не собьется с дороги» (Коран,39:37), а «кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь» (Коран,7:186).
Значит, согласно Корану только Аллах сбивает людей с истинного пути и только Аллах может вернуть на истинный путь сбившегося. По этому Аллах верующим как бы говорит: «На вас забота только о ваших душа, заблудшие вам не помешают – ими могу заниматься только Я».
В свете изложенного попытки некоторых верующих учить других "правильно верить" является претензией с их стороны на исполнение роли Аллаха, ибо согласно Корану только Аллах может вернуть сбившегося на прямой путь и больше никто!
Потому давайте не будем пытаться других возвращать на "правильный путь", сбитых с этого пути Аллахом, споря с его волей, а будем заботиться только о своих душах, как предписывает Коран!

Комментарий #15, дата: 01 март 2013 01:54
Цитата: Sharvili
Куьреви-/Согласно Корану каждый правоверный молится исключительно в своих интересах: ни Аллаху, ни окружающим его молитвы не нужны./
-Стха там так сказано-?
-Можешь сказать в какой-Суре-??!
-Спасибо-.

Да, в Коране во многих местах написано об этом.
Начнем с того, что в 17-ти аятах Корана написано, что Аллах ни в чем не нуждается, следовательно, не нуждается и в человеческих молитвах. Об этом, например, написано в 29-й суре: «Поистине, Аллах совершенно ни в чем не нуждается» (Коран,29:6). Но все хотят выторговать у Аллаха место в раю, искренне полагая, что Аллах нуждается в их молитвах. В Коране же по этому поводу сказано несколько другое: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас…» (Коран, 39:7). Там сказано, что молитва – это благодарность человека Аллаху. "Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем…» (Коран, 31:12), потому что «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле» и потому «Аллах ни в чем не нуждается» (Коран, 31:26).

Комментарий #14, дата: 28 февраль 2013 08:49
Махмуда Эфенди на портрете написали на татарина похожим) И бородка какая то АЗИАТСКАЯ) ГДЕ КАВКАЗСКАЯ ГРИВА?

Комментарий #13, дата: 28 февраль 2013 00:53
Куьреви-/Согласно Корану каждый правоверный молится исключительно в своих интересах: ни Аллаху, ни окружающим его молитвы не нужны./
-Стха там так сказано-?
-Можешь сказать в какой-Суре-??!
-Спасибо-.

Комментарий #12, дата: 27 февраль 2013 21:41
ты мужчина что ли ? Кьажарви ! почему не продолжаешь слова Йарагъского къ.с.??? Асари Йарагъи лжец и прочти что там написано!!!ТАМ НАПИСАНО О ТЕХ КТО ОСТАВИТ ГЪАЗАВАТ В ТО ВРЕМЯ КАК ОН ОБЪЯВЛЕН , И ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО ТЕМ , ЧТО МУСУЛЬМАНЕ ДОВОЛЬНЫ ПРАВЛЕНИЕМ ЦАРЯ ДЕСПОТА,ОСЛУШИВАЯСЬ ИМАМА!!! РАЗВЕ ЭТО ОТ СЕБЯ???КТО ТЫ ПОСЛЕ ЭТОГО? ПОДТАСОВЩИК
И ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ЗА МАХ1МУДА АФАНДИ КЪ.С. ЖАЛКИЙ ОБИЖЕННИК?




Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия