Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #104, дата: 02 август 2013 14:12

На надмогильных памятниках Вини Ярага имеются эпитафии, указывающие на то, что в Яраг переселялись люди из других лезгинских селений, в частности, из Кураха и Микраха. Например, целый ряд памятников, в том числе ученых и представителей местной духовной элиты принадлежат выходцам из Кураха. Причем происхождение этих людей указано так: "Ярагский по месту жительства, Курахский по происхождению". Никаких памятников выходцев из агульских селений в Яраге не обнаружено.


Комментарий #103, дата: 02 август 2013 13:28

Гаджи Алхасов, за информацию о шейхе Усугском читатели сайта Вам благодарны. Хотя, конечно, тема оказалась в значительной степени заболтана и уведена в сторону.
Эпитафия на стеле Исмаила, сына шейха Ярагского не является единственным, как Вы пишете, достоверным источником биографических сведений о шейхе. Не вводите читателей в заблуждение. Имеется написанный Исмаилом-эфенди биографический очерк о своем отце, Мухаммаде Ярагском. И о каких "аргументах" и "контраргументах" Вы пишете? Или Вы тоже ставите под сомнение национальную принадлежность шейха? Здесь не может быть других мнений. Шейх Мухаммад Ярагский - лезгин. Любое другое мнение является болтовней, направленной на разжигание межнациональной вражды.


Комментарий #102, дата: 02 август 2013 12:33

азис, прежде чем что-то брякнуть, внимательно ознакомьтесь с обсуждением. Не было никаких "предположений" и "доводов", были ничем не обоснованные и даже наглые в своей безапелляционности УТВЕРЖДЕНИЯ о национальной принадлежности шейха Ярагского. Эти инсинуации вызвали совершенно справедливую, хотя и не всегда корректную критику.


Комментарий #101, дата: 01 август 2013 23:04

Цитата: азис
Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу
Цитата: азис
Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу

Да, нас жаба душит за нашего шейха. Причем обоснованно. А вот с каких хренов агульцы посчитали его агульцев, вообще непонятно.)))


Комментарий #100, дата: 01 август 2013 22:51

сасаниды, жуваны, тахары и т.д ... Вас чо жаба душит что так огрызаетесь не по делу. Тут были здравые мысли шарвили, шериф, agul ... что можно спокойно изучить дополнительные сведения, док-ты и прочее и более точно установить происхождение шейха. Ничего крамольного в их речах небыло, лишь предположения и доводы которые имеют место быть в дискусии. А вы сразу как маймуны набросились с обвинениями, дешевым наци-змом, клятвами Аллахом (в священый месяц) и пустой болтавней будто они настаивают на своей версии как самой верной. Тогда чем вы лучше техже азеров которых хаите везде, но при этом берете с них дурной пример. Делайте сабур и перестаньте изливать желчь !


Комментарий #99, дата: 01 август 2013 22:42

Уважаемые Лезгины,Талыши,Аварцы  у меня к вам 3  вопроса,ответьте мне неучу  пожалуйста.., 1 ) какой год на вашем календаре !? 2 ) В каком году Христианская Албания изменила своей вере,под арабским ятаганом ! ?? 3 ) Что для вас важнее , Иметь собственное Государство или иметь над собой власть антиХриста ! ?? ... Буду признательна за корректные ответы, заранее благодарю .


Комментарий #98, дата: 01 август 2013 22:37

 

Не хочу вмешиваться в спор по существу, но хочу сказать две вещи:
1)Достоверно известно по могильным камням в Вини Яраге, что три поколения до Магомеда Ярагского точно жили в Вини Яраге, т.е. род Ярагского известен по крайней мере с конца 17 века как жители Вини Ярага.
2)Обычно сам род помнит о своем происхождении, а тут роду посторонние  предлагают его историю... Если род Ярагского происходил бы из агулов, из евреев и т.д., ничего в этом страшного не было бы. Но никто из потомков Ярагского ни о каком агульском происхождении не слышали. К сожалению, в Яраге нет ни одного человека с агульскими корнями. По крайней мере, ярагцы об этом не знают. 


Комментарий #97, дата: 01 август 2013 21:43

Цитата: AGUL
Неплохо было бы если нашу языковую подгруппу назвали бы нейтральным названием было бы меньше раздора сегодня.

Ну так вперед. Кто вам мешает? Почему-то этот вопрос больше волнует таких, как ты, которые соверешнно ничего не понимают в языкознании, и никогда ничего научного не напишут, а только будут в инете изливать свои жалобы на несчастную судьбу в составе лезгинской подгруппы. Во всех твоих постах сквозит настоящая ненависть к лезгинам, как бы ты ни пытался это скрыть. А настоящие ученые, в т.ч. агульские, табасаранские и др., никогда даже не пытались заниматься ерундой по переименованию подгруппы.


Комментарий #96, дата: 01 август 2013 17:59

Цитата: AGUL
кто верит кто не верит я не собираюсь имя Всевышнего сводить к обыденности и клясться по любому поводу в интеренете непонятно перед кем
 

бла-бла-бла... понятно, короче. за слова ответить не можешь. прикидываешься таким супер-пупер верующим, а сам фитну распространяешь про великого шейха. нехорошо.


Комментарий #95, дата: 01 август 2013 17:04

Цитата: Alpan
сразу бросается в глаза то, что Козубский, в отличие от Алкадари,вольно обращается с фактами, что в общем то характерно для любого иноземца, пишущего чужую для него историю. Магомед Усухский у него вдруг становится Курали-Магомой, по аналогии с Ярагским. Известно, что именно последнего в горах называли Курали-Магомой. А Усухский вряд был так известен и знаменит, чтобы заслужить, чтобы его так величали. И еще интересно, что Усухского шейх Джамалуддин вроде как собирался назначить себе в преемники в селении ...... Яраг! Совпадение или опять автор явно что-то путает? Тоже вопрос.
 

Согласен. Явная путаница. Во всех исторических документах Курали-Магомой называли исключительно Магомеда Ярагского. И только у Козубского вдруг выплывает усугец, который является мюридом в Яраге. Наверняка путаница.





Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия