Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Татарские внуки лезгинского шейха

Вернуть народу имена великих сыновей

Многих лезгин интересует, почему известный шейх Мухаммад Ярагви похоронен в аварском ауле Согратль? Это вопрос из того же ряда, почему в легендарной битве на окраине аварского Гимры, в которой погиб первый имам Дагестана Гази-Мухаммад, плечом к плечу с ним сражались Хаджи-Али эфенди из Вини Ярага, Нурмухаммад из Каха и Ахмед-мулла из Кубы?

В прежние века наши народы не были так жестко разделены на национальные группы – лезгины, табасаранцы, агулы, лакцы, аварцы…Они видели друг в друге не человека другой национальности, а прежде всего узденя – вольного горца – и мусульманина.

Оттого, в жилах многих аварских героев текла лакская кровь, а жилах многих лезгинских ученых – арабская кровь, а в жилах многих лакских удальцов – лезгинская… В этом свете будет понятнее удивительная история о крупном ученом из селения Алмали, которого многие историки считают лезгином, имеющим татарских потомков…

Татарский и лезгинский мир

За последние годы более-менее стало известно о влиянии, которые оказали религиозные деятели Урало-Поволжья на ислам в Дагестане в конце XIX– начале XX в. Прежде всего, в этой связи речь обычно идет о шейхе Сайфулле-кади Башларове, который учился и прошел суфийское воспитание у татарских и башкирских устазов.

Но об обратном эффекте, дагестанцев на мусульман внутренней России, известно меньше. Хотя наш сайт уже писал о великих лезгинских ученых, трудившихся и преподававших далеко за пределами своих родных земель.

Так, знаменитый арабский энциклопедист Йакут писал о великом ученом 12 века из Хиналуга - Хакиме ибн Ибрахиме ибн Хакиме аль-Лакзи аль-Хунлики ад-Дербенди, который был шафиитским факихом. Он изучал мусульманское право у аль-Газали - крупнейшего исламского мыслителя средних веков.

Он до самой своей кончины жил в Бухаре. Другой лезгинский ученый Муса ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи долго жил и обогащал свои знания на Арабском Востоке. Еще один сын лезгинской земли - Мехмет Шукруллах Ширван был в 15 веке влиятельным государственным деятелем при дворе Фатихха Султан Мехмета. Его могила находится на территории мавзолея шейха Вафа в Стамбуле. 

Лезгинские ученые и мыслители, проповедники и искатели знаний в прежние века широко расселились по всему Востоку и Северной Евразии. Даже в довольно закрытом для пришлых ингушском обществе один из тейпов – Алиевы – возводит свое происхождение к потомкам Мухаммада Ярагви.

Но вот влияние лезгинских и дагестанских ученых именно на татар еще не было подробно освещено. На конференции в Махачкале в апреле 2008 г. ныне уже покойный ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд-хаджи Садиков затрагивал этот вопрос.

«Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами.

Сайфулла-кади был учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, башкира по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави из Чистополя, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона», - отмечал он.

Путь шейха

Вместе с тем, было и движение в обратную сторону. Речь сейчас идет об известнейшем в Дагестане шейхе Махмуд-эфанди из селения Алмали, которое раньше относилось к Дагестану, а ныне относится к территории Азербайджана.

Так, недавно выяснилось, что, шейх, будучи в ссылке в Астрахани, обзавелся семьей. Более того, его потомки до сих пор живут в этом городе на Волге и гордятся своим происхождением. Это интереснейший пример связей мусульман Российской империи.

Шейх Махмуд-эфенди Алмали

Махмуд-эфенди – очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его преемников с его разрешения наставляли верующих на суфийский путь.

Именно образ Махмуда-эфенди служит центральным объектом для последователей накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса п1иров - памятных посещаемых мест, связанных с именем устаза.

Но об астраханском периоде жизни выдающегося религиозного деятеля сведений меньше. Хотя именно в этом городе он похоронен. Махмуд-эфенди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского правителя Даниял-бека.

А сам Даниял-бек был владетелем на территории Джаро-Белоканской зоны, ныне находящейся на севере Азербайджана. В период Кавказской войны Даниял-бек был наибом имама Шамиля. А шейх Махмуд-эфенди был сослан царскими властями в ссылку в Пермь за участие в газавате под предводительством имама Шамиля.

Шейх в этот период посетил Казань и другие города внутренней России. Тогда же у него суфийское воспитание прошел будущий татарский шейх Мухаммад-Закир Чистави из Чистополя, к которому через несколько десятилетий приедет получать разрешение на наставничество лакец Сайфулла-кади Башларов, сегодня второй по значимости для дагестанских суфиев шейх, живший в конце XIX – начале XX в.

В ссылке Махмуд-эфенди продолжил свое обучение, и после вернулся в Алмали уже авторитетным шейхом. Ближе к концу жизни опять попал в ссылку, на этот раз уже в Астрахань.

Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений.

Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-эфенди, но также и Сайфулла-кади Башларов. В этой ссылке Махмуд-эфенди, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом городе потомки.

Мечеть им. Махмуда-эфенди в Астрахани

Татарские внуки

Могилу Махмуда-эфенди постоянно посещают дагестанские верующие. Одна из мечетей Астрахани носит его имя (в народе ее еще называют «дагестанской»). Но жизнью шейха в Астрахани с точки зрения истории никто не занимается.

Впервые более-менее серьезно о татарских потомках Махмуда-эфенди стало известно несколько лет назад. Их случайно встретил и написал о них московский историк Ахмад Макаров.

«Самый большой сюрприз ожидал меня в татарских слободах Земляного города Астрахани. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство – меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуда-эфенди из Алмали», - пишет ученый.

«Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха – татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, - продолжает ученый, - проведенном по всем татарским правилам и адатам, разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуда-эфенди – правнучкой и праправнуками».

Могила шейха Махмуда-эфенди в Астрахани

Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать, говорят они). Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность.

Кем был шейх Махмуд-эфенди?

Несмотря на то, что в прежние века вопрос национальности никого из верующих практически не интересовал, сегодня вокруг вопроса об этнической принадлежности Махмуда-эфенди, и населения Алмали идут споры.

Одни источники утверждают, что он лезгин, другие, что он аварец. Наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении жителей этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать и интеллектуальная верхушка села в прошлом могла и не относиться к основному населению.

Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности.

Махмуд-эфенди – это общее наследие мусульман всей России, и народов Дагестана, и поволжских народов – татар и башкир. Кроме того, он является историческим примером того, как благочестивый человек, отдавший свою жизнь духовному служению, может объединить на долгие века людей самых разных национальностей из самых разных регионов.

Селение Алмали на карте Азербайджана

Анвер Агаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Нет Яраги в лезги отечестве

О происхождении Мухаммада Ярагского

Агульский шейх Дагестана

Лезгинский след на тропах газавата

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (21)
Комментарий #1, дата: 25 февраль 2013 12:34
-Нон-сенс-!?!




Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия