Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Подъем в Старый Хкем

Покинутый аул хранит очарование прошлых эпох

В горах Дагестана много заброшенных селений, оставленных их насельниками. Люди покидали высокогорные аулы по разным причинам. С одной стороны, советская власть призывала горцев спуститься на равнину, популяризируя в обществе мнение, что в современном мире невозможно полноценно жить и развиваться в условиях горного рельефа. И надо признать, нередко сами жители охотно переселялись на равнину и предгорья ввиду близости к городской инфраструктуре.

Помимо этого, одной из основных причин переселения стало страшное землетрясение 1966 года, оставившее после себя руины десятков сёл в Горном Дагестане, в том числе и в Южном. Их жители спускались на равнину и либо обосновывались в уже существующих сёлах, либо образовывали новые. Таким образом в предгорьях Южного Дагестана образовалось немало крупных селений, таких как Новый Гапцах, Советское, Герейхановское и др.

 Ерысув по пути в Верхний Хкем

В июне этого года мной было совершено восхождение в одно из таких заброшенных селений – Хкем, который местные жители называют «Вана Хкем» (Верхний Хкем) в противоположность Новому Хкему (ЦIийи Хкем), основанному жителями прямо под старым селом, у подножия горы, на уровне высоты 1050 метров. Жители покинули село не сразу. Один за другим, постепенно люди переселились в новое село, но более половины жителей переехало в город Дагестанские Огни.

Находясь в самом центре Ахтов, понадобилось около часа времени, чтобы достигнуть Новый Хкем, откуда собственно и начинается путь в старое село. Существует тропа, по которой хкемцы исторически спускались из своего села в Самурскую долину. С гор на плоскость она выходит прямо в черте нового села.

 Шалбузсув по пути в Верхний Хкем

Однако, её поиски ни к чему не привели и пришлось, чтобы не потерять ориентир, подниматься по ущелью, находящемуся восточнее Хкема. Двигаясь по ущелью вверх, было необходимо подобрать подходящий склон, поднимаясь по которому можно было бы и высоту набрать и двигаться в нужном направлении.

 Вид на Ахты с севера

Склон был подобран, всё указывало на то, что он был верный, однако он оказался очень крутым. Но я знал, что к западу отсюда должна петлять вверх серпантином горная тропа из Верхнего Хкема в Нижний, на неё-то и нужно было выйти.

Эта тропа указана на локальных топографических картах, но она могла быть нанесена на карту по старым лекалам, теперь же она могла просто зарасти и быть незаметной.

 Горный склон на подъёме к селу

Однако, года два назад зимой я фотографировал окрестные горы, и затем, просматривая отснятый материал, обратил внимание на то, как хорошо сохранилась хкемская тропа. Петляя серпантином, она огибала крутые склоны и показывала, в какой стороне находится старое село.

 Горный склон на подъёме к селу

В некоторых местах путь шёл через обрывы и осыпи. Вряд ли я прошел бы по тому пути, не будь там колючек и небольших кустов, держась за которые можно преодолеть опасные участки пути. В этот момент было важно не смотреть вниз или по сторонам – только вперёд, чтобы не терять равновесие.

 Хкемская тропа

Итак, следуя вперед, к собственной радости, через некоторое время я достиг тропу. Свернув на неё, продолжил подъём вверх. По ходу движения тропа то теряла свои очертания, то вновь их приобретала. Особенно непросто было держаться тропы на скальных выступах, где тропу.

 Близ Верхнего Хкема

Таким образом, поднимаясь всё выше и выше, тропа со временем прекратила набор высоты и путь шёл по плоскости. На этом этапе пути высота над уровнем моря уже достигала 1750 метров. Немного пройдя, наконец, впереди на расстоянии 600 метров, наконец, появилось село.

 Наконец, село предстало пред взором

Подойдя уже непосредственно к селу, я обратил внимание на то, что его подступы усеяны могильными камнями. Следует смотреть под ноги и проявлять аккуратность, чтобы ненароком не наступить на могилу.

Окрестные горы

Пройдя еще дальше вперед, передо мной встал выбор – двигаться вправо к селу или налево к вершине безымянной горы (1771 м), по которой я всё время поднимался. Подойдя на её вершину, я имел удовольствие наблюдать роскошную панораму гор Самурской долины. Ерысув, Киченсув, Шалбузсув, Гестинкиль, Тукиркиль, Деавгай и другие. Селения, реки, ущелья, горные слоны и скалы – и всё это на расстоянии 70 километров по бокам и 30 км вперёд.

 Безымянная вершина 1771 м

Насладившись восхитительной панорамой родных мест, продолжил путь к селу. У входа в село стояло несколько водопойных ям для коров, а за ними – большой пир (святилище), увешанный кусками материи. Уже за ними следовали непосредственно аульские кварталы.

 Хкемский пир на фоне снежных вершин Ерысува, Киченсува и Шалбузсува

Началась основная часть моего похода – прогулка по старым улицам заброшенного села. Голову посещали мысли о том, как здесь ранее, на протяжении веков шли люди по своим делам, скакали на лошадях, вели разговоры на повседневные темы – одним словом, картины и образы из аульского быта. Считается, что в заброшенных сёлах водятся змеи, однако ни в одном я их не заметил.

Старый Хкем сохранился относительно неплохо. Дома построены традиционным для лезгин образом – первый этаж из горного камня, а второй – из саманных кирпичей. У большинства домов саман стёрт дождями и ветром, остался лишь более устойчивый первый этаж.

К сожалению, село не изобилует настенными надписями, обнаружил их совсем мало. Допускаю также мысль, что они были сворованы недобросовестными посетителями этих мест. В саклях сохранилась оригинальная планировка, углубления в стенах, служившие домочадцам полками для разных вещей.

На окраине села мне удалось обнаружить кошару для коров и овец, пасущихся в горах выше села. Проведя в селе в общей сложности чуть более получаса, решил уже спускаться. Постепенно поднялся выше, чтобы запечатлеть панораму аула и начал спуск. Вокруг села растут разные полевые цветы, особенно в тыловой части, по склонам поднимающегося Самурского хребта.

Перед тем как покинуть село, было интересно посмотреть, какие окрестные сёла видны из Хкемы, и, следовательно, Хкем виден из них. Насчитал лишь два таких, ныне живущих села – Мискинджа и Джаба.

Прямая линия в Ахты прерывается той самой вершиной 1771 м, с которой я любовался панорамой Самурской долины, перед тем как войти в село. Если подъём занял полтора часа, то на спуск ушёл час. Далее дорога уже шла обратно на плоскость. И снова серпантинная тропа вела вниз, огибая крутые склоны, и ведя от одного Хкема к другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Гоган

Высоко в горах Хала

Орлиные гнёзда Муглаха

Лезгины, как «перекати-поле»

Сёла – «Призраки»

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 24 июль 2014 00:17

Спасибо И.Букарову за материал и фотографии. Видно сразу, что автор влюблен в родной край.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия