Этническая мозаика магалов Дербента
Кем себя на самом деле считают жители старых кварталов древнего города?
Прошлое Дербента, теряющееся во мгле тысячелетий, показывает, насколько сильно география смыкается с историей. Уникальное положение места, на котором расположен нынешний Дербент, предопределило его противоречивую историю, наполненную славными и трагическими событиями. Древних насельников этого края сменяли волны завоевателей, стремившихся закрепиться в этом важном месте. Все это предопределило уникальную культурно-языковую мозаику Дербента.
Уже 5 тысяч лет назад на месте дербентского холма существовало поселение, имевшее тесные связи с Передней Азией. Данную территорию в то время населяли переселившиеся сюда ранее с юга носители восточно-кавказских языков. Существует мнение, что 2700 лет здесь появились первые искусственные стены, задачей которых была защита развитых земледельческих культур от кочевых скифских племен с севера. На рубеже эр здесь уже существовал кавказско-албанский город, созданный носителями лезгинских языков. Возводятся более массивные стены. Скорее всего - это был Чора (Чор, Тзур, Сул, Чуруль, Чулли и т.д.).
Позднее, экспансия Сасанидов привела к тому, что местное население города, получившего персидское название Дербент, дополнилось вначале иранцами, затем арабами и другими народами, формируя удивительную пестроту, о которой сообщают нам средневековые авторы. В это время были построены сохранившееся в той или иной степени цитадель Нарын-Кала, северная и южная крепостные стены и Великая кавказская стена, уходящая глубоко в горы на западе.
Тем не менее, местный албанский субстрат был в нем широко представлен. В 10-11 веках в Дербенте оставил свой след влиятельный род дербентских факихов и историков ал-Лакзи (т.е. выходцы из Лакза). Арабский путешественник Абу Хамид Ал-Гарнати, посетивший Дербент в 1130 году, перечисляет языки, которыми владел один из эмиров Дербента. Первым среди них он называет лакзанский (т.е лезгинский), затем еще целый ряд языков, которые можно отнести горско-дагестанским языкам.
Но даже после монгольского нашествия, оставившего Дербент в запустении, представители местных народов вновь заселяют город. Анонимный венецианский купец, побывавший в Дербенте в 16 веке, оставил сообщения, в которых утверждает, что жители города говорят «по-черкесски или по-турецки», т.е. на кавказских и тюркских языках.
Еще более серьезно этноконфессиональную карту Дербента в 16-17 вв. перекроила династия Сефевидов из Ирана, особенно Шах-Аббас, преследовавший суннитов огнем и мечом. В Дербенте закрепляется шиитское население, переселенное из Персии. А персидский и тюркский языки начинают доминировать.
После присоединения Дербента к России в город стали усиленно переселятся евреи, проживавшие и до этого в нем, но больше в окрестных поселениях, а также русское и армянское (также представленное здесь в более ранние времена) население.
В своде статистических сведений о населении Закавказского края по данным на 1886 год в Дербенте преобладают персы (около 60%), затем идут евреи (1/6 часть), русские (10%) и татары, т.е. азербайджанцы (1/13 часть), а также армяне. Но уже в 1897 году персы почти исчезают, зато доля татар достигает 2/3 от населения города.
В 20-м веке город стал расширяться. Местные лезгинские народы, а также кайтагцы и даргинцы стали вновь заселять Дербент, особенно новые кварталы и сейчас уже преобладают в городе, как и в отдаленные времена.
«Татарское» население магалов Дербента в 1926 году было учтено в качестве тюрков, а в дальнейшем его стали указывать как азербайджанцев. Азербайджанцами стали и жители окрестных татских селений, многие из которых сменили свой язык на тюрко-азербайджанский
Житель дербентских магалов Эдуард
Однако сами жители магалов помнят о своих корнях и многие не согласны с тем, что их называют азербайджанцами. Вот, что говорит один из его обитателей (бизнесмен Эдуард, занимающийся продажей меда):Я — коренной житель города, сюда переехал из Турции мой прадед. А в паспорте написано почему-то, что азербайджанец. Нет, я турок чистокровный. Советская власть в азербайджанцы записала турков, иранцев и арабов.
Правда, как и славянское население Северного Кавказа, жители дербентских магалов вместо правильного с исторической точки зрения определения себя как старожильческого населения используют более приятное для самовосприятия и позиционирования «коренное население».
Участник шоу «Танцы» на ТНТ Сираж Джавадбеков
Еще один представитель Дербента (Сираж Джавадбеков из ансамбля «Каспий»), выступая на шоу «Танцы» на ТНТ, представился зрителям иранским персом (точнее, наполовину, и наполовину кумыком). Это неспроста. Почему-то сказать о себе как о персе или иранце оказалось недостаточным для него, видимо важно было подчеркнуть свое нежелание называться азербайджанцем.Свое этническое «я» пытаются сохранить и возродить дагестанские таты (не горские евреи, а именно таты). На нашем сайте полтора года назад был опубликован интересный материал, посвященный этому народу, который подготовил уроженец одного из сел, в котором еще бытует татский язык. Кстати, татских компонент присутствует и в самом Дербенте.
Судя по этим и многим другим проявлениям по воссозданию своей идентичности, которую жители дербентских магалов хотят демонстрировать вместо азербайджанской, данное явление отнюдь не носит единичный характер. Если эта тенденция продолжит свое развитие, то, возможно, что этническая и языковая палитра Дербента станет более сложной, отражая тем самым богатую историю этого города, разные этапы его становления.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.