Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Этнодискриминация лезгин и кумыков

Агрессивная политика властей Дагестана берет начало во временах А.Даниялова

Дагестан под властью Рамазана Абулатипова продолжает лихорадить. В его правление в республике началось резкое обострение межнациональных отношений. Происходит это по причине бесцеремонной политики нарушения хрупкого этно-культурного баланса в регионе. 

Циничное попрание национально-культурных интересов всех народов республики, навязывание всем жителям исключительно аваро-центричной версии истории Дагестана, принуждение всего многонационального Дагестана к аварской культуре…

Лезгинское протестное пробуждение

Лезгинская общественность начала бить тревогу по поводу происходящего одной из первых. Потому что, именно на лезгинском поле нарушение сложившегося баланса быстрее всего перешло с культурного поля в этнополитическое.

Агрессивное наступление на интересы лезгинского народа на уровне Махачкалы происходило и до этого, через оттеснение лезгинских политиков от власти и рычагов влияния на ситуацию в республике.
Однако, с приходом Абдулатипова к власти началось системное наступление на лезгинские политические, административные, экономические и даже культурные позиции по всему периметру.

ФЛНКА с первого дня встала в авангарде сопротивления подобной дискриминационной политике властей республики. За что сразу же и удостоилась оскорбительного отзыва со стороны главы Дагестана, который назвал лезгинских активистов «кучкой людей».

Этой оценки лезгинские активисты удостоились после митинга против переименования одной из улиц Дербента – улицы Советской.  

Затем последовала нечистоплотная многомесячная травля мэра Дербента Имама Яралиева с целью вынудить уйти его в отставку. После ухода Яралиева Дербент был превращен в экспериментальную площадку по форсированной аваризации местного культурного ландшафта.

Празднование юбилея Дербента, праздничный концерт в честь праздника древнего города в Государственном Кремлевском дворце, - наш сайт подробно писал о том, в какой вызывающей и демонстративной манере тут навязывалось доминирование аварской культуры над культурой народов Южного Дагестана, в лоне которой развивался исторически Дербент.

Отдельного внимания заслуживает кадровая политика Махачкалы в Дербенте, которая состоит в продавливании на ключевые посты собственных кандидатов в ущерб позициям составляющего большинство населения города лезгинского народа. 

Кумыкское протестное движение

Параллельно борьбе лезгинских общественников с дискриминационной политикой Махачкалы зрело недовольство, возмущение и готовность к открытым протестам и со стороны кумыкской общественности.
Мобилизация кумыкских активистов против дискриминационной политики республиканских властей на дагестанском поле была даже более масштабной, нежели мобилизация лезгинских активистов.

Поскольку агрессивное наступление на кумыкские интересы шло в исторически наиболее чувствительной для народов Дагестана сфере – в сфере земельных отношений. Кумыки уже не первое десятилетие бьют тревогу.

Перехват управления городами, которые традиционно считались кумыкскими со стороны горских переселенцев, захват плоскостных земель, расхищение огромных площадей на равнине со стороны выходцев из высокогорных районов…

По причине подобной экспансионистской политики со стороны соседей, протестная мобилизация кумыкского народа происходила в более политизированной форме, сразу подталкивая кумыкских общественников к открытым массовым акциям протеста.

Протестные съезды кумыского народа, массовые и продолжительные голодовки общественников, прямые стычки с представителями властей в зоне Караман, требования восстановления Таркинского района, создание кумыкского национального парламента…

Протест Дня народного единства

Это только часть протестных политических акций кумыкской общественности. И вот недавно, когда вся страна с праздничными мероприятиями и концертами отмечала День народного единства, кумыки вновь собрались на протестный сход.

В местности Амирханкент на склоне Тарки-Тау, неподалёку от Махачкалы прошёл сход кумыкских джамаатов Дагестана, посвящённый земельной реформе, проводимой руководством республики.

Проведение схода совпало с общегосударственным праздником не случайно, он даже был приурочен к нему, потому что земельная политика главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, как заявили участники, направлена не на единение народов республики, а напротив – их разъединение, - пишет «Черновик».

И если перефразировать участников акции протеста, то любые попытки кумыкской общественности наладить диалог с властью по решению земельного вопроса заменяются и разрушаются агрессивным тоном республиканского Белого дома.

На данной встрече кумыкские общественники открыто обвинили главу Дагестана в проведении этнодискриминационной политики в ущерб интересам кумыкского народа, а также потребовали свернуть начавшуюся земельную реформу.

Дело в том, что недавно депутаты Народного собрания Дагестана в первом чтении приняли законопроект о регулировании земельных отношений в республике. В случае его одобрения во втором чтении, Рамазан Абдулатипов фактически приобретает единоличные полномочия по перекройке земельного ландшафта республики.

«Он будет решать, какие земли выводить из республиканского подчинения в пользу муниципалитетов, его рука (подпись) будет отдавать (продавать, дарить) наделы под инвестиционные проекты», - пишет «Черновик».   

Глас общественности

При этом надо осознать, что речь идёт о перекройке исключительно равнинных территорий, которые кумыки считают традиционным районом формирования и существования кумыкского народа.

При этом органы местного самоуправления данных районов абсолютно отстранены от разработки данной программы, с ними даже не согласовывают межевание границ и определение статуса отгонных земель. 

Представители кумыкской общественности не скрывают своего возмущения, утверждая, что в результате политики властей последних десятилетий хозяйства горных районов в расчёте на одного жителя имеют земли гораздо большие, чем хозяйства равнинных районов. 

«И это в то время, когда в горных районах многие высокоурожайные террасные земли, сады, сенокосы и другие угодья, обеспечивающие жизненные потребности значительной части горского населения, заброшены и не обрабатываются», - заявляет лидер кумыкского национального движения Абсалитдин Мурзаев. 

«В горах заброшены не только поля, но и множество аулов. В результате массового переселения большое количество этих аулов практически перестало существовать. А этот человек (Абдулатипов – «ЧК») буквально парализовал все кумыкские районы», - заявляет он. 

Продолжатель дела Даниялова

При этом и представители лезгинской общественности, и представители кумыкской общественности открыто указывают на то, что Рамазан Абдулатипов в своей этнодискриминационной политике, не скрываясь, продолжает дискриминационную политику руководителя Дагестана советских времен – Абдурахмана Даниялова.

К примеру, сам Рамазан Абдулатипов заявлял на мероприятиях в честь юбилея Даниялова в его родном селении Ругуджа Гунибского района: «Мы должны учиться на примере Абдурахмана Даниялова».

При этом родственники Даниялова на недавней встрече отметили, что «именно Рамазан Абдулатипов сможет продолжить дело Абдурахмана Даниялова и встать в ряды настоящих героев дагестанского народа».

Претензии к Даниялову предъявляют и кумыкские общественники: «Абдурахман Даниялов принес много горя тюркоязычным жителям Дагестана — кумыкам, ногайцам и дербентским терекемейцам», - пишут они.

Очевидно, что дело Даниялова, который сыграл такую роковую роль в истории народов Дагестана, сегодня, не скрываясь, продолжает Рамазан Абдулатипов, который считает себя его учеником и последователем.

Оттого, исследованию данной проблемы в политической истории советского и постсоветского Дагестана нам необходимо посвятить целую серию аналитических материалов для того, чтобы пролить свет на агрессивную политику этнодискриминации народов Дагестана со стороны республиканских властей.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестан этно-напряжения

Константин Казенин: Система этнического баланса в Дагестане изжита

Клановый национализм Дагестана

Музаффар Меликмамедов о нарастающем отчуждении северных и южных лезгин

Комментарии ФЛНКА на объявление о создании в Дагестане Национально-культурной автономии аварцев

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 27 ноябрь 2015 10:02
"Очевидно, что дело Даниялова, который сыграл такую роковую роль в истории народов Дагестана, сегодня, не скрываясь, продолжает Рамазан Абдулатипов, который считает себя его учеником и последователем."

Ага, продолжает дальнейшее разложение и так хрупкое единство, что было установлено с незапамятных времен. Вообще, если мыслить логически, каждый гражданин Дагестана, будь это лезгин, кумык, лакец, даргинец и т.п., имеет право отстаивать свои права, защитить интересы своего народа, но для этого надо создать определенную базовую составляющую. Полностью согласен с мнениями предыдущих комментаторов...


Комментарий #4, дата: 23 ноябрь 2015 20:19

Дело в том, что недавно депутаты Народного собрания Дагестана в первом чтении приняли законопроект о регулировании земельных отношений в республике. В случае его одобрения во втором чтении, Рамазан Абдулатипов фактически приобретает единоличные полномочия по перекройке земельного ландшафта республики.
«Он будет решать, какие земли выводить из республиканского подчинения в пользу муниципалитетов, его рука (подпись) будет отдавать (продавать, дарить) наделы под инвестиционные проекты», - пишет «Черновик».   

А что вы хотели? Земля наших предков плачет от засилия бездельников! Если вам не надо, то я знаю кому можно и продать, подумал гр-н Абду Латифов.

 


Комментарий #3, дата: 16 ноябрь 2015 22:33

Этнодискриминационная политика АРГ и его этноклана стала возможно только потому, что некоторые чиновники из центра объязанные надзирать за ситуацией в Дагестане самоустранились от своих прямых объязанностей, и целая республика отдана на откуп одному человеку, который делает всё что хочет, при этом он, наш  "большой филосов" обладает надо отметить и определенными талантами, раз смог за более 2 летнее управление республикой замылить  глаза не только дагестанцам, но и большим чиновникам в центре. Данияловский стиль управления у АРГ напрямую связана с тем, что ему это позволили большие начальники в столице, которым выгодно иметь "громоотвод" от себя, а используя не увядающий разговорный жанр у АРГ по прежнему пудрить мозги нашим горцам всякими обещаниями о лучшей жизни. К тому-же со слов самого АРГ, эти горцы пребывают в феодальном состоянии. А раз так,то........... 


Комментарий #2, дата: 16 ноябрь 2015 18:08

С июля отношения с Володиным, как и в целом ситуация в Кремле, стали меняться для Абдулатипова в не лучшую сторону. Из неофициальных источников достоверно известно, что незадолго до напряженной июльской встречи с Абдулатиповым президент Владимир Путин приглашал для проведения консультаций по Дагестану одного из местных депутатов Госдумы, который обозначил ключевые проблемы республики и представил свой план их решения.

 Встреча Путина с депутатом ознаменовала начало активных консультаций в Кремле с различными экспертами о положении дел в Дагестане. Эта ситуация сильно напоминает события, которые отмечались в 2012 году за полгода до отставки Магомедсалама Магомедова. 

chernovik.net/content/blogs/kubatov/falstart-hizri-shihsaidova


Комментарий #1, дата: 15 ноябрь 2015 17:30

 Статья нужная, но немного "сырая". Если хотим, чтобы наши голоса были услышаны, то надо аналитические и четко аргументированные статьи публиковать на страницах центральной прессы. И второе, надо довести до сведения каждого лезгина (может через молодых представителей ФЛНКА в районах проживания лезгин прочесть несколько лекций) мысль о том, что каждый лезгин имеет полное моральное? историческое и даже современное законодательное право отстаивать собственные интересы на землях  проживания нашего народа. Вообще, одна из главных современнных проблем лезгин, это отсутсвие знаний о собственных правах (конституционных и других). 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия