Клановый национализм Дагестана
В чем корни пресловутого «отчуждения» лезгин от дагестанской власти
27 06 2015, 16:16
Просмотров: 11 539
Комментарии: 25
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиНа этой неделе я нашла удивительно точное объяснение тому, в чем на бытовом уровне принято обвинять лезгин в Дагестане. А именно бытующему в Дагестане убеждению, что лезгины отстраняют себя от остального Дагестана и мечтают постоянно об автономии от Махачкалы.
Причем
это объяснение я нашла совершенно в неожиданном месте – в едких комментариях
читателей на сайте Максима Шевченко «Кавказская политика» под статьей о
клановых раскладах в Дагестане.
Обвинения
в национализме
Речь
идет о проблеме, что народы Нагорного Дагестана постоянно на бытовом уровне
постоянно обвиняют лезгин в том, что лезгины не ассоциируют себя полностью с
Дагестаном, не дышат дагестанским патриотизмом и постоянно говорят о своем
«лезгинском», а не «общедагестанском».
Вот
что пишет, к примеру, в Facebook пользователь Нюсрет Рамазанов: «Я не
могу понять, почему лезгины, наши ближайшие соседи в последнее время себя
обособляют от остальных дагестанских народов?», заявив, что за постоянными
разговорами лезгин только о своей истории и культуре стоят национальные
комплексы.
Причем,
если о своем национальном говорят кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, ингуши,
осетины, чеченцы, карачаевцы или черкесы, это почему то считается нормальным. А
если о своем национальном говорят лезгины, то их сразу начинают обвинять в
мелком бытовом национализме.
При
этом обвиняющие лезгин представители остальных народов Дагестана даже не
пытаются выслушать аргументы лезгинской стороны. «Слишком много националистов
среди лезгин», - твердит пользователь Раббани Таибов в сети ВКонтакте.
«Всегда
знал, что среди лезгин много националистов», - пишет пользователь Амин
Аминов в сети Google+. И даже в
возмущении лезгин по поводу социальной и политической дискриминации в Дагестане
принято искать националистическую подоплеку.
Что
стоит за возмущением лезгин?
Выходит,
что если лезгины возмущаются, что лезгинские районы нагло и цинично обделяются
финансированием – это признак национализма, а не требование справедливого
распределения бюджетных средств.
Если
лезгины возмущаются, что в лезгинских районах дети учатся в коровниках и
разрушенных школах 30-х годов – это признак национализма, а не требование
обеспечить достойные условия обучения детям.
Если
лезгины возмущаются, что среди полусотни министров в Дагестане только 1-2
лезгина – это признак национализма, а не требование пропорционального
представительства народа во власти.
Если
лезгины требуют от своих депутатов в Народном Собрании республики заняться не
угодничеством, а решением проблем избравших их жителей родных районов – это
признак национализма, а не естественное для любого общества желание избирателей
контролировать своих же избранников во власти.
Деградация
клановых групп во власти
В
ответ на подобные обвинения пользователь под ником Dag blated пишет с
издевкой в своем комментарии на сайте «Кавказская политика»: «Всякие мелкие
народности так и норовят влезть на верхушку власти, не имея на это не то что
права, но и генов.
Потому
надо защитить конституционно кланообразующие титульные этносы от посягательств
на их монополию и титульность, со стороны мелких народностей. Предлагаю за
такое посягательство расстреливать на месте».
«А может, стоит дать порулить цезам, рутульцам или агульцам, к примеру.
Учитывая их малочисленность, может власть и клановость перестанет», - добавляет
комментатор по поводу национального представительства во власти.
И
далее указывает на чудовищность того, что сейчас происходит в Дагестане, когда
на должность мэра Махачкалы руководством Дагестана, уже практически без всякого
стеснения перед жителями республики, подбираются люди исключительно одной
национальности:
«Надо
объяснить, чтобы не унижали дагестанцев национальными требованиями по отношению
к должности мэра Махачкалы. Вообще маразм какой-то, глава торгуется с
даргинскими кланами на глазах у остальных дагестанцев».
Нарастающий
социальный протест, а не национализм
Другой
комментатор на том же сайте под ником Юсуп Yusupoff пишет, что подобная
практика «чревата этническим сепаратизмом» у остальных народов Дагестана,
которых, как утверждает комментатор «при суммировании численности их
родственных народностей ничуть не меньше».
Далее
Юсуп Yusupoff развивает свою мысль, которая и является, на наш взгляд,
объяснением того, почему среди лезгин растет отчуждение от Махачкалы, погрязшей
в клановости, коррупции и кумовстве.
«Предпосылки
и первые отголоски (данного отчуждения лезгин от Махачкалы) давно уже слышатся).
Это уже есть в том же противостоянии Махачкалы-Дербента. Именно этот фактор
может стать толчком в объединении всех народностей Юга Дагестана».
«А
вот кумыкские протестные настроения давно достигли накала, в первую очередь, тоже
именно по этой причине. Основную роль здесь играет та самая уродливая система
нацквотирования».
Яснее,
думаю, не изложишь. Именно узурпация власти этническими кланами в республике,
абсолютное игнорирование и даже растаптывание интересов и запросов простых
людей, чудовищная клановость, цинизм в отстаивании узких клановых интересов в
ущерб общественным – все это и порождает пронзительное ощущение
несправедливости и глубокий протест в среде ущемленных и обделенных социальных
групп.
Именно
в этом причина роста протестных настроений среди кумыков, чувствующих, как
территорию их исторического проживания кроят на куски и рвут в клочья без
всякого спроса клановые хищники.
Именно в этом причина нарастающего отчуждения лезгин от официальной Махачкалы, которая с каждым годом все более беспросветно ассоциируется у лезгин – одного из самых крупных народов Кавказа – с чудовищной несправедливостью, уродливой системой самосохранения кланов и полным презрением к интересам простого народа.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.