«Вся власть народам»
Формат Госсовета никогда не перестанет быть актуальным для реалий Дагестана

Это был единственный прецедент подобного рода среди субъектов Российской Федерации, но в самом Дагестане такой порядок вещей считали весьма логичным и легитимным – ведь и сама республика тоже уникальная – здесь проживает свыше 30 этносов, а официальный статус получили аж 14 языков – тоже безусловный рекорд по стране. А значит, всем им надо обеспечить представленность в высшем руководстве республики.
В 2006 году коллективный Госсовет был расформирован, а его место заняла новая должность персонального характера – Президент Республики Дагестан. Но насколько правильно считать такой порядок справедливым, учитывая, что многонациональность республики является основой ее правосубъектности?!
В советское время система руководства республики была выстроена по аналогии с общесоюзной – формальным главой был председатель республиканского Верховного Совета, а фактическим – 1-й секретарь Дагобкома партии.
В связи со становлением новой политической формации в стране, с 1994 года система высшей исполнительной власти в Дагестане подверглась существенным изменениям. У республики появился коллективный глава, прямо как в революционной Франции конца XVIII века, но вместо Директории был образован Госсовет.
В него входили представители 14 народов Дагестана, языки которых были признаны в республике официальными. Двух представителей одной и той же национальности в нем быть не могло. Избирали их члены Конституционного собрания сроком на 4 года. За тридцать дней до истечения этого срока созывалось Конституционное Собрание для избрания нового состава Государственного Совета и его председателя.
В состав Государственного Совета входили председатель Госсовета, первым заместителем которого был глава правительства, а также другие лица, избранные Конституционным Собранием с учетом многонационального состава населения республики.
В состав Госсовета не могли входить депутаты Народного Собрания, члены правительства и судьи судов Дагестана. На время выполнения своих полномочий члены Госсовета приостанавливали свое членство в политических партиях и общественных организациях.
Таким образом, в высшем органе исполнительной власти удавалось сочетать самые разные факторы, такие как репрезентативность многонационального характера населения республики и вместе с тем хотя бы формальное обеспечение социальной и партийной нейтральности состава Госсовета.
Учрежденный в 1994 году Госсовет прекратил своё существование в 2006 году, но основание этому было положено немногим ранее, в 2003 году, когда в Дагестане была принята новая Конституция, в которой утверждалась должность президента республики.
Действовавшая на тот момент система верховного эшелона исполнительной власти продолжала работать до конца срока своих полномочий, то есть до 2006 года. Таким образом получилось, что руководить республикой стал один человек, а значит, представитель одной национальности. При этом напрашивается вопрос: насколько справедлив такой порядок в реалиях Дагестана? Неужели так неважно гарантировать всем национальностям республики право причастности к верховной исполнительной власти?
Естественно, было бы наивно утверждать, что с переходом к правлению Госсовета извечные социально-экономические проблемы Дагестана были бы решены. Для достижения ощутимых перемен необходимо, чтобы сформировалось другое мышление как у чиновничьего класса, так у и общества. При новом мышлении люди должны понимать, что все находятся в одной лодке, где условия жизни одного зависят от усилий и чувства ответственности всех остальных и что все члены общества взаимосвязаны.
Но, вне всякого сомнения, такое устройство государственной власти – возврат к Госсовету – позволило бы предотвратить формирование еще одной масштабной проблемы. А именно, нарастание центробежных тенденций среди народов Дагестана. Напомним, состав Госсовета формировался из 14 человек – по одному из каждого народа, язык которого признан официальным в Дагестане.
Такой порядок мог бы вернуть народам Дагестана чувство причастности к осуществлению верховной власти в родной республике, от которой они оказались отстранены, в том числе потому что кресло руководителя республики неизменно занимают представители двух народов.
Политики в Дагестане постоянно повторяют, что необходимо соблюдать национальный баланс в системе управления республики, что это жизненно важная задача – обеспечить вовлеченность во власть всем народам Дагестана.
В республике, которой живут народы с консервативным мироощущением, дорожащие своей идентичностью, отчуждение от верховной власти может возбудить чувство несправедливости, которое, как известно, является одним из мощнейших побудительных причин к протесту.
Именно несправедливость – будь то в системе распределения благ или осуществления власти – толкала массы людей на самые разные виды выражения протеста. И именно в этом вопросе в Дагестане существует риск назревания недовольства непредставленностью народов во власти. В таких условиях формат Госсовета представляется наиболее подходящим для реалий Дагестана.
Магомед Абдуллаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.