Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Новый штурм Гимры

В легендарном селе проходит масштабная спецоперация

Вот уже несколько дней, как в селении Гимры проходит спецоперация по зачистке села от пособников боевиков. Сегодня началась активная фаза спецоперации - село блокировано, выпускают оттуда только женщин и детей.

Неслучайно название этого села не сходит с новостных лент кавказского информационного пространства. Это родовое село двух кавказских имамов - Шамиля и Гази-Мухаммада, обороняя которое в 19 веке погибли десятки лезгинских воинов. В царское время, в первые годы советской власти в селе постоянно поднимались мятежи. Неспокоен Гимры и в наши дни – с 90-х годов по сей пор село часто подвергается зачисткам. 

По многим утверждениям, проводимая сейчас в Гимрах операция является продолжением той, в ходе которой был ликвидирован Ибрагим Гаджидадаев. О причинно-следственных связях этих событий и о сути самой спецоперации с нами поделились Милрад Фатуллаев, Руслан Гереев и Руслан Курбанов.

Милрад Фатуллаев, обозреватель «Независимой газеты», главный редактор еженедельника «Настоящее время»:

Не могу точно вспомнить даты, в Гимрах подобного рода спецоперация, причем довольно-таки больших масштабов, занимала около восьми месяцев. Тогда селение блокировали, и всех кто входил или выходил из села, проверяли, у них брали паспорта для проверки.

Такого рода мероприятия были проведены трижды. Три раза за последние два года. Именно масштабные мероприятия, с блокированием села. Самая большая из них была проведена еще при Муху Алиеве, и она не дала особых результатов.


Панорама аула Гимры  

Сейчас мы уже понимаем причины той неудачи. Гимринская группировка имела самое непосредственное отношение к лицам из руководства на уровне муниципалитетов, милиции, власти в районных собраниях, в различных структурах, имеющих федеральное значение.

Об этом становится известно. И мы понимаем, какие связи имели люди, имевшие отношение к гимринской группировке. И становится совершенно ясно, что никакого отношения к исламскому подполью они не имеют. Это обычная группа киллеров.

Тот же убитый ранее Ибрагим Гаджидадаев – это обычный «мокрушник», имевший политическую крышу, крышу в правоохранительных органах. Тот же Раип Ашиков, глава махачкалинского ГОВД, объявленный ныне в розыск. Его брат работает в Отделе собственной безопасности МВД.

В эту же группу входил помощник прокурора Кизлярского района, следователь из РОВД Советского района города Махачкалы Ахмед Магомедов, киллер в полицейской форме. Там находился Ашиков, его родной брат.

Туда входили ещё несколько лиц. Сейчас на сайте «Кавказпресс» появился слив на главу Пенсионного фонда Дагестана Сайгида Муртазалиева, там говорится, что и он имел отношение к этой группировке, но я не могу об этом утверждать, следствия ещё не было. А в отношении названых лиц есть данные у следствия.


Панорама аула Гимры  

И поэтому я думаю, что то, что происходит в Гимрах, является продолжением того, что было в Семендере. Вот эти скандалы с Ашиковым, который исчез в неизвестном направлении, или ему дали исчезнуть. Он взял трёхдневный отпуск и пропал. Я думаю, что это всё является продолжением этого.

Здесь скорее всего работают московские спецы по просьбе Абдулатипова. Это начало его политики, я так думаю, которая со всей очевидностью проявилась в Семендере, которая реализовалась фактически на уровне расследования в отношении этой мафии. Мафии Ашикова, помощника прокурора Кизлярского района, следователя Советского РОВД, брата Ашикова.

То что проходит в Гимрах, является продолжением того, что было в Семендере. Скорее всего они полностью зачистят тех, кто был в гаджидадаевской группировке, которая осталась в Гимрах. Потому что группа Гаджидадаева – это не просто какие-то преступники, это исполнители политико-криминальной группировки.

Ибрагим Гаджидадаев 

К сепаратизму эта группировка абсолютно никакого отношения не имеет. Это на уровне не деклараций этих людей, потому что тот же Гаджидадаев не входил непосредственно в Имарат Кавказ. Возможно и потому, что он занимался чисто криминалом, был «флэшечником», то есть отправлял на "флэшках" видео-обращения с угрозами в адрес бизнесменов и политиков, вымогая у них деньги.

Дело просто в том, что разные кланы опираются на своих исполнителей. Сейчас происходят сдвиги позиций между кланами, а, соответственно, замещаются и исполнители – гаджидадаевцы разгромлены.

Эта группировка существовала под видом боевиков. Не являясь боевиками, они просто находились на подпольном положении. Под видом боевиков исполняли политические, криминальные, экономические заказы.

Можно констатировать, что в Дагестане решили навести порядок в преддверии Сочинской олимпиады, чтобы не портить имидж страны на международной арене. Но почему нельзя было наводить порядок по той причине, что в республике регулярно погибают люди? Неужели это менее важный повод.

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане, директор центра исламских исследований Северного Кавказа:

Данная спецоперация плановая, входит в очередную запланированную акцию федерального центра. Официальная Москва уже поставила задачу перед врио главы Дагестана Рамазаном Абдулатиповым очистить республику от всего, что представляет угрозу самой республике, её территориальной целостности, и российским законам.

Глава МО "Село Гимры" на митинге  против режима КТО в январе 2012 года

Каждую спецоперацию увязывать с предстоящей Олимпиадой не стоит, потому что это комплексная работа, направленная на исправление имиджа республики – раз. И, во-вторых, то подполье, которое существовало год назад, сегодня уже не воспринимается ни сторонниками самого радикализма в республике, ни правоохранительными органами, ни федеральным центром.

Наиболее одиозные амиры джамаатов уже давно уничтожены. Сегодня предпринимаются попытки восстановить тот баланс, который был утерян республикой примерно лет десять назад. Потом, дальше эта работа будет зависеть от того, как официальная Махачкала займёт пропагандистскую линию в молодёжной среде.

Митинг гимринцев против режима КТО в январе 2012 года

Если мы будем просто уничтожать и продолжать подпитку, то никакого прогресса в работе не будет. Новый руководитель республики Рамазан Абдулатипов обратил на это особое внимание. Вообще, вопросы, связанные с молодёжью он старается держать в центре своего внимания.

Он воссоздал комитет по свободе вероисповедания, сделал какие-то преференции в сторону Министерства по молодежной политике – то же создание комитета, например. И старается максимально навести порядок в этой сфере. Общественность это поддерживает.

Теперь, что касается непосредственно самой спецоперации. Это локальная боевая операция, которая проходит практически во всех северных территориях республики. Она за какой-то периодичностью проходила везде – и в городах, и в районах, и так далее.

Что она собой представляет. Во-первых, она исполняется силами специальных подразделений пришлых сил. То есть для этих целей не привлекаются боевые расчеты внутри республики. Это силы, которые призваны специально. Каждая боевая операция проводится отдельной группой.

Никто не знает, как это делается, для чего это делается. Какие задачи ставятся. Они приходят, берут в оцепление, выпускают только детей и женщин. Это положенные мероприятия. И дальше идёт прочёсывание территории, если кто оказывает сопротивление – идёт уничтожение. Кто сдаётся – тот принимается полицейской стороной и так далее.

Аналогичные меры будут проходить и в соседних частях республики. Вообще, этот участок государственной границы с соседней Грузией – он давно представляет собой проблемную зону. Большинство радикальных сил на лёжку, зимовку, на восстановление нервных, физических сил идут в соседнее Панкисское ущелье. Там у них находится своя база, обмундирование, подпитки, и сочувствующие среди местных тоже.

Воспринимать эту операцию из ряда вон выходящей не стоит. Это обычная запланированная акция. Гимры – это действительно большой муниципальный субъект. Поэтому, если оцепить его как-то локально, в отдельных участках этого села, то появится вероятность того, что боевикам удастся уйти. Поэтому предпринимаются максимальные меры.

Сейчас идут разговоры о том, что это увязывается напрямую и является продолжением той боевой операции, которая была проведена в посёлке Семендер Махачкалы. Где был уничтожен Ибрагим Гаджидадаев. Вот это цепочка одного звена. На этом силовые меры не завершаются, будут и другие спецоперации.

Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник института востоковедения РАН:

Что в данный момент происходит в Гимрах я не могу сказать, у меня нет оперативной информации. Но, судя по масштабу начавшейся спецоперации в селении Гимры, властями перед силовиками поставлена задача полностью зачистить не до конца подконтрольный махачкалинским властям анклав в предгорной части Дагестана.


Имам Шамиль 

Почему именно Гимры? Нужно отдельно подчеркнуть специфику этого селения для Дагестана и Кавказа в целом. Во-первых, Гимры - это родина двух дагестанских имамов — имама Газимухаммада и имама Шамиля. Над Гимрами всегда витал вольный дух, неподчинение никаким властям — ни царским, ни советским, ни постсоветским.


Имам Гази-Мухаммад

Здесь всегда была очень сильна исламская традиция. Возрождение ислама, которое началось по всему Дагестану, Кавказу и России в Гимрах приобрело особенный размах, потому что в этом селении практически все жители села соблюдающие мусульмане, все женщины покрыты, все совершают намаз.

Некоторые эксперты называют это село "шариатским" анклавом и оплотом исламской активности. Параллельно с этим в Гимрах оказалось большое количество молодых мусульман, которые начали симпатизировать боевикам и даже вливаться в их ряды. Группировка Ибрагима Гаджидадаева - яркое тому подтверждение, входящие в нее боевики были выходцами из Гимров и окрестных сел Унцукульского района.

«Штурм аула Гимры», Франц Рубо 

Я думаю, в преддверии Олимпиады, а до нее осталось около года, Москва поставила задачу перед Абдулатиповым и перед силовыми структурами Дагестана любой ценой зачистить все подобные не до конца подконтрольные республиканским властям анклавы зачистить и восстановить в этих селах верховенство российского закона.

В некоторой степени происходящее сегодня в Гимрах напоминает то, что происходило в Кадарской зоне в селах Чабанмахи и Карамахи. Однако лишь отчасти. Поскольку в Кадарской зоне размах противостояния был больше, применялась военная авиация. Со стороны жителей селений велись полноценные боевые действия.

Предполагаю, что логика Кремля по восстановлению в Дагестане верховенства российского закона любой ценой в преддверии сочинской Олимпиады подтолкнет власти к проведению таких же зачисток в других селениях республики, где сильны салафитские позиции.

Среди таких сел можно назвать Губден, Балахани, Новосаситли и ряд других сел, где значительное количество населения, по мнению властей, выпадает из российского правового поля.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане местные жители сообщают о блокировании села Гимры

Многие дома в Гимрах разрушены и повреждены, их обитатели остались без крова, сообщают местные жители

Милрад Фатуллаев: Гимринская цепь разомкнута

В Гимрах убиты три предполагаемых боевика, сообщили силовики

В Гимрах идет бой. Женщинам и детям рекомендовано покинуть селение

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия