«Быть понятым своим народом»
Энвер Кисриев об итогах поездки ФЛНКА в Тироль
Месяц назад делегация ФЛНКА побывала в Южном Тироле. Об этой поездке на нашем сайте был опубликован материал "ФЛНКА входит в Европу". Мы попросили одного из участников делегации – члена Совета ФЛНКА, руководителя Сектора Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвера Кисриева поделиться своими впечатлениями о Южном Тироле и проведенном там мероприятии.
- Энвер Фридович, как Вы оцениваете в целом результаты поездки в Южный Тироль?
- Мы поехали в Южный Тироль для участия в ежегодном съезде одной из самых авторитетных гражданских европейских организаций. Она называется «Федералистский союз европейских национальных меньшинств» – ФСЕНМ (FUEN). Эта организация, из числа тех, что отстаивают социальные и этнокультурные права национальных меньшинств Европы. Таких организаций в современной Европе сейчас много.
Нам хотелось посмотреть их работу, чтобы поучиться, а также, чтобы понять, чем эта организация может помочь нам, а мы им. Такую работу обязательно необходимо вести ФЛНКА. Нам важно было также решить нужно ли нашей организации вступить в нее.
Поездка оказалась очень информативной, мы во многом разобрались, познакомились, на других посмотрели, себя показали. Поэтому, я высоко оцениваю эту поездку.
- Каковы Ваши впечатления об этом регионе? Что особенно бросилось Вам в глаза?
- Южный Тироль – это Северная Италия. А есть еще Южные регионы Австрии, где тоже живут тирольцы. Напрашивается сравнение с Южным Дагестаном и Северным Азербайджаном, где испокон века проживают лезгины. Судьбы всех разделенных народов во многом сходны. Когда-то тирольцы жили сами по себе, потом оказались в одной огромной державе – в Австро-Венгерской империи.
Затем, после ее поражения в первой мировой войне и развала империи земли тирольцев были поделены: Южный Тироль оказался в Италии, а южные тирольцы стали итальянцами. Но, что важнее всего, они упорно отстаивали свои этнические права и очень многого добились в этом деле. На мой взгляд, они добились всего, чего хочет и может добиться народ с помощью мирных правовых средств.
Я не хочу касаться вопроса о «политической субъектности» народа и вообще политической стороны дела. Эта тема очень пристрастная, в нее, как правило, примешаны цели очень далекие от подлинных интересов простого народа. В истории много примеров, когда народ, добившийся национального суверенитета, попадал в еще больший гнет правителей теперь «своей» национальности.
Для меня важней правовые и этнокультурные интересы людей и, потому, – народа. Люди должны быть защищены в своих правах, в том числе, в правах говорить на своем языке не только дома между собой, но и в образовательных учреждениях, на службе, исповедовать свою религию, развивать свою национальную культуру. Если эти условия соблюдены – здесь, на мой взгляд, заканчивается «национальная проблематика» и начинается политическая возня.
Тирольцы – это этнографическая группа немецкой нации. Им удалось добиться всего, правда, не сразу и нелегко. Они могут изучать свой язык в школах, могут пользоваться им на работе. Дорожные знаки и всякие иные обозначения и надписи в Южном Тироле даются, в том числе и на немецком языке. Они развивают свою национальную культуру, традиционные виды хозяйственной деятельности – все это теперь без всяких проблем.
Но так было не всегда. У них были все те же проблемы, с которыми сейчас все еще сталкиваются лезгины в Северном Азербайджане. Тирольцы добились этого своим упорством, настойчивостью, с помощью, конечно, своих этнических братьев из-за рубежа, без агрессии и провоцирования межнациональной розни. Надо всегда знать, что народы не воюют с другими народами – войны затевают правящие группировки и цели их далеки от целей простых людей.
Между прочим, в Южном Тироле в Альпах проживает, со времен на много еще более древних, до того как здесь появились германские народы, еще один народ – ладины. Я, хотя и знал о его существовании раньше, но не вникал и, к своему стыду, позабыл. Мне в эту поездку довелось поездить по одному из ущелий, в которых они живут.
Их в Южном Тироле всего 22 тыс. Это 5% населения Южного Тироля. (тирольцев - 70%, итальянцев – 25%) Они живут в горных долинах Альпийских гор. Ладины – потомки древнейших племен, живших там еще с тех времен, когда Древний Рим еще не сложился в государство. Предками ладинов были, как считают ученые, реты, древние ретские племена.
Они закрепились в нескольких изолированных альпийских долинах, были свободолюбивыми и воинственными. Поход римских войск Тиберия и Друза против альпийских горцев в 15 г. до н.э., как считается, положил конец их независимости. Но они, проживая в самом центре Старого света, сохранили свой язык, культуру и самосознание до сих пор!
Их язык сейчас относят к романской ветви (ретороманская группа), но романизация этих горных районов началась только в V веке нашей эры. Древние авторы связывают их с этрусками, и сейчас некоторые ученые считают, что в древности они говорили на этрусском – вымершем языке, происхождение которого пока не установлено. Между прочим, известные российские лингвисты С. Старостин и И.Дьяконов высказали довольно обоснованную гипотезу о родстве этрусского языка с хурритским и урартским.
А от этих языков – прямая дорога (это, по сути, доказано) к кавказским языкам (дагестанским и нахским). Так что, когда я стоял в Альпах на высоте около 3 тыс. м. над уровнем моря и смотрел на великолепный горный ландшафт «Страны ладинов», мне очень захотелось поверить, что эти гипотезы ученых верны. Ретская (ладинская) письменность была создана в XVI веке и до наших дней сохранились их оригинальные сказки и саги, персонажами которых были реты (ладины).
Побывал я и в замечательном музее ладинов в городке Сан-Мартино с образцами их народных промыслов. Между прочим, ладины очень любят работу по дереву. Здание музея – это средневековый замок вместе с современной постройкой рядом, в которой размещена экспозиция их народного творчества.
Тирольцы, между прочим, защищая свои этнические права и добившись в этом деле очень многого, делали это солидарно с ладинами. Теперь ладины также могут обучаться своему языку в школах, сохранять идентичность и развивать свою культуру. Но самое интересное, что теперь дети всех, переехавших жить и работать в «Страну ладинов», должны обязательно изучать в школе ладинский язык.
Это стоило узнать и посмотреть!
-Что в первую очередь, на Ваш взгляд, должна сделать лезгинская общественность, опираясь на опыт нацменьшинств Европы?
- В первую очередь надо поверить в свои силы и возможности. В первую же очередь и всегда надо настойчиво, без истерик и надрывности отстаивать право человека на свою национальную принадлежность, право знать историю своего народа, своих великих предков и современников, говорить, изучать и развивать свой язык, свою литературу, свою духовность.
В первую же и последнюю очередь надо заниматься этим без агрессии и противопоставлений с другими народами. Это борьба не с другим народом, а с предрассудками, которыми страдают некоторые представители всех народов. Предрассудком является точка зрения, что предоставление народу прав на свою национальную принадлежность, свой язык, культуру, веру превращает их в ваших врагов.
Южный Тироль показал мне, как можно дружно и по-братски, без политического «перетягивания каната» жить на одной земле, в пределах общих границ людям разных национальностей. Дагестан, между прочим, тоже не плохой пример этого. Хотя у нас много других очень серьезных проблем.
-Удалось ли Вам пообщаться кулуарно с делегатами FUEN?
- Конечно, мы слушали интересные выступления – это неплохой способ общения. Убедились, что и у них бывают срывы и выпады по адресу… возможно, не очень оправданные. Но отношение к ним правильное – на съезде на этом никто не заострял свое внимание. Все внимание было направлено на дело – на вопросы защиты законных прав национальных меньшинств.
На одной из экскурсий в древний рыцарский замок я познакомился с бывшим министром Германии, приехавшим на этот съезд, доктором Юргеном Шёнингом. Мы просто познакомились и пообщались на общие темы. Но в последующем уже в ходе работы съезда, мы с ним обстоятельно побеседовали относительно проблем, которые больше всего интересовали нашу делегацию. Отношение к нам, как мне показалось вначале, было не простое.
Про лезгин они знали столько же, приблизительно, сколько я про ладинов. Зато они хорошо знают о террористической активности на Северном Кавказе. Это не могло не настораживать руководство FUEN. Наш обстоятельный разговор касался именно этих аспектов взаимопонимания. Он объяснил мне возможности организации и методы их работы, а я постарался объяснить ему, что мы организация, которая работает исключительно в правовом поле и решительно отказывается от любых не правовых акций, демаршей и проч.
Мне хотелось, чтобы на нас смотрели как на цивилизованных людей, какими я нас и считаю. Мне показалось, что мы правильно поняли друг друга. Похоже, это удалось. Будущее покажет прав ли я, относительно нас самих и того, как будет осуществляться наше участие в работе FUEN.
- А с кем еще Вам удалось обсудить лезгинскую проблему?
-После сессии нам, представителям ФЛНКА, удалось взять интервью у Премьер-Министра Южного Тироля Луи Дурнвальдера. На вопрос о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы добиться таких же результатов в создании и укреплении автономии и, следовательно, в сохранении своей национальной и культурной идентичности г-н Дуренвальдер ответил:
«Нужно идти в сельские регионы к людям. Заставить их поверить в вас, в то, что вы действительно хотите помочь своему народу. Надо быть честными, особенно в деревнях, надо заставить их уважать себя. При этом надо быть терпеливыми. Шаг за шагом, постепенно начинайте вести эту работу. Дайте знать своим людям, что только вместе, борясь за сохранение своих традиций и обычаев, языка и культуры, можно сохранить свой народ!
Но если у лезгинского народа нет желания объединиться для сохранения своей многовековой культуры, идентичности, у вас ничего не получится. Здесь нужна воля и желание самого народа, без этого вам придется очень трудно. Я слышал о вашей организации от депутатов Европарламента. Вы много делаете для своего народа и достигли хороших результатов, но мне хотелось бы еще раз повторить, что без желания самого лезгинского народа у вас ничего не получится. Желаю вам быть понятым своим народом».
Мне кажется, к этим словам европейского коллеги нам надо особенно внимательно прислушаться.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА