Такие вопросы решаются только в Москве
Андрей Арешев о масштабных инвестициях официального Баку в Дербенте
В конце марта стало известно, что руководство Азербайджана планирует вложить в древнейший город России внушительные инвестиции. По словам главы Дербентского района Курбана Курбанова, комплекс объектов включает в себя: парк дружбы, гостиницы, аттракцион, футбольный стадион на 7 тысяч мест, крытый плавательный бассейн, зал для спортивных игр, теннисные корты, торговый центр и школу, консервный завод, логистический центр, завод по производству керамической плитки, цементный завод и прочие объекты. Глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов лично осмотрел территорию, отведённую для реализации намеченных целей.Примечательно, что страдающее от тотальной безработицы население Северного Азербайджана, населенного преимущественно дагестанскими народами, выезжает в поисках работы в Россию и в частности в сам Дербент.
Но бакинские власти решили создать рабочие места не для своих граждан. Чем объяснить такое благодетельство? Наиболее вероятным ответом представляется давнее притязание соседней страны на Дербент, называющей его исторически азербайджанским городом. Не приведёт ли строительство перечисленных объектов к росту политического влияния Баку в регионе?
Об этом мы поговорили с экспертом Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, Андреем Арешевым.
Андрей, как уже стало известно, официальный Баку намерен строить в Дербенте целый комплекс объектов инфраструктуры и бизнеса. Как Вы лично оцениваете эту инициативу?
Основательное вложение в развитие экономики Дербента и района следует рассматривать в контексте активной политики на северокавказском направлении, которая декларируется официальным Баку и которая, очевидно, включает и экономический аспект.
В Азербайджане говорят, что заинтересованы в стабильности на Северном Кавказе, в том числе и в контексте региональной безопасности. При этом не секрет, что в Дербенте проживает значительная азербайджанская община, которая также поддерживает тесные отношения с Азербайджанской Республикой.
Курбан Курбанов
При всей важности иностранных инвестиций, в данном случае важно, на мой взгляд, понимать, что развитие Северного Кавказа и особенно Дагестана, являющегося наиболее проблемным регионом – это, прежде всего, прерогатива федеральных, региональных и местных властей.Я думаю, что сейчас, в связи с развитием инфраструктуры Сочи и предстоящими вложениями в Крым, конечно же, Северный Кавказ и в частности Дагестан не должен уходить в периферию. Мне представляется, что регион продолжит развитие в первую очередь в рамках федерально-целевых программ.
Какие последствия следует ожидать после реализации этих планов?
Что касается вложений Азербайджана, то в этом нет ничего экстраординарного до тех пор, пока такое сотрудничество останется в сугубо экономических рамках и не перерастёт в некие попытки наращивания политического влияния.
Конечно, в регионе ещё сохраняются предпосылки к росту влияния официального Баку, но это уже следует рассматривать в общем контексте российско-азербайджанских отношений, затрагивающих все аспекты взаимодействия двух стран.
Абдусамад Гамидов
Напомню, что 27 марта во время голосования по Крыму в Генассамблее ООН Азербайджан проголосовал за признание референдума в Крыму незаконным, что, несомненно, является недружественным жестом в адрес России.Северный Кавказ, безусловно, является органической части в повестке российско-азербайджанских отношений. Понятное дело, что если речь идёт о логистических центрах и всей указанной инфраструктуре, то это уже должно согласовываться на многих уровнях. И потому можно уверенно сказать, что вопросы строительства столь крупных объектов не могли не согласовываться не только в Махачкале, но и в профильных ведомствах в Москве…
Андрей Арешев
Среди прочих объектов к строительству запланирован и цементный завод. Не отразится ли он самым худшим образом на туристической привлекательности региона?Это вопросы, на которые должен быть получен четкий ответ. Природный ландшафт и экосистема Дагестана, особенно его южной части крайне чувствительны, и впоследствии негативное влияние, оказываемое подобного рода объектами, может перевесить даже вероятные экономические дивиденды.
Мы видели экологически мотивированные беспорядки в Воронежской области, связанные с попытками добычи никеля. При этом ни для кого не секрет, что в современном обществе, в том числе и в России, вопросы экологии тесно связаны с экономикой и политикой.
Остаётся надеяться, что строительство этих новых объектов, в том числе и с участием внешних инвесторов, прошло соответствующие стадии согласования, и все необходимые вопросы здесь учтены.
Беседовал Абдулла Магомедов
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.