Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Моноэтничность – это хорошо или плохо?

Скрытая угроза или демографические запреты для кавказских и других российских народов

Русские учителя города Каспийск

Наша страна, несмотря на небольшой естественный прирост населения в 2013 году, обречена в ближайшем будущем снова окунуться в «демографическую воронку». Казалось бы, надо радоваться тому, что пока еще остаются субъекты, в которых население уверенно растет за счет положительной разницы между рождаемостью и смертностью, но нет – в этих регионах проживают в основном представители «неправильных» национальностей.

Внутренняя миграция способствует тому, чтобы трудоизбыточное население из северокавказских республик перераспределялось в те регионы, где оно более востребовано. И вроде бы тем самым мобильность населения должна укреплять единство многонационального российского народа. Но почему-то и в этом случае большое количество экспертов видит одни угрозы целостности нашей страны.

Недавно в «Кавполите» вышла статья Бадмы Бюрчиева «Русский барометр Северного Кавказа», в которой излагается исследование старшего научного сотрудника Центра Мировой системы данных МГУ им. Ломоносова Александра Панина.

Основной посыл Бюрчиев изложил следующим образом: «сокращение русского населения на Северном Кавказе — роковое следствие и одновременно причина многих современных проблем в округе» и сразу же оговорился: «взгляд на этот процесс как на недопустимый ни в коем случае не должен расцениваться в качестве попытки показать превосходство одного народа над другими».

А объяснение этому он находит такое:  «Все достаточно просто. Спокойствие в столь многонациональном регионе может быть обеспечено только за счет стабильности самого многочисленного этноса».

По правде говоря, данная позиция не подкрепляется никаким конкретным материалом. По сути, единственной причиной, из-за которой можно было всерьез рассматривать поднятый вопрос, это существование какой-либо  дискриминационной практики. Иначе такого рода оценки как «хорошо» или «плохо» неуместны и свидетельствуют о двойных стандартах.

Действительно, в СКФО наблюдается отток и в целом уменьшение численности русского населения. Но это естественный процесс, обусловленный социальными, экономическими и демографическими причинами. Отрицательное сальдо миграции в СКФО характерно и для других народов, традиционно там проживающих.

Более того, отток русского населения наблюдается и в других регионах нашей страны, в некоторых случаях эти процессы происходят куда более интенсивно (если не считать бегство от военных действий в Чечне).

Но почему именно из миграционных потоков на Северном Кавказе нужно делать какую-то трагедию? Вряд ли кто станет оспаривать утверждение, которое озвучил, в том числе и Президент России Владимир Путин, о том, что русский народ является стержнем, скрепляющим ткань российской цивилизации.
Бадма Бюрчиев
И основа «стержня», если так можно выразиться отражена в Конституции нашей страны  – «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».

Однако это не означает, что русские должны везде составлять большинство, а сокращение их численности и доли в каком-то регионе – это недопустимый процесс.

Как в таком случае быть с другими словами Конституции  о многонациональном народе, о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка?

Получается, что у нас все остальные народы кроме русских являются неполноценными, неспособными к созданию и поддержанию государственных институтов, в целом к созидательному труду, поддержанию порядка, единства и целостности нашей общей страны? Не являются? Тогда какая может быть угроза тому, что они с чем-то там не справятся и создадут угрозу нестабильности из-за того, что русских на Северном Кавказе становится меньше?

Почему моноэтничные Чечня и Ингушетия вызывают такое сильное беспокойство? Если моноэтничность это беда, то надо сказать, что самыми моноэтничными в России являются субъекты, в которых доминирует русское население. На первом месте – Вологодская область (97,3% от численности населения, указавшего свою национальность), еще в семи доля русских превышает 96% и в девяти – 95%. Чечня в этом списке находится на 14-м месте, Ингушетия – на 22-м, а Тыва – третья из самых моноэтничных республик – в середине шестого десятка.

Rossii-v-kotoryh-osnovnoy-etnos-sostavlyayut-svyshe-90-ot-chislennosti-naseleniya.pdf [293,56 Kb] (cкачиваний: 41)

 

 

 

 

Почему-то всегда вспоминают и о Дагестане, в котором противопоставляют 13 «официальных» народов 14-му русскому. Но дело в том, что объединение этих 13-ти или около 30-ти народов (включая непредставленные) с целью утверждения о мононациональном дагестанском населении этой республики – настоящая нелепица. Республика Дагестан – это единственный регион, в котором ни один народ не достигает и 30% от численности региона.

Чтобы показать однобокость и ущербность такой позиции надо отметить, что за прошедшее десятилетие в целом ряде субъектов России резко уменьшилась доля нерусского населения. Некоторые из этих субъектов находятся очень далеко от исторического ядра русского народа.

Например, Алтайский край, где удельный вес русских постоянно рос с 1959 года, зато немцев там стало меньше почти в три раза, а украинцев – более чем в три раза, а их совокупная доля уменьшилась с 10% до 3,4%. В соседней Кемеровской области произошли аналогичные процессы, затронувшие также и многочисленное татарское население, сократившееся за полвека на 40%. В целом в обоих регионах доля русских возросла до 94%.

В Карелии численность и доля карел за годы советской власти и постсоветской России (с 1926 по 2010 год) постоянно сокращалась: со 101 до 46 тысяч и с 37,4% до 7,4%. А численность русских выросла почти в 4 раза (в 90-е и нулевые немного сократилась), удельный вес имел постоянный рост: с 57,2% до 82,2%.

Помимо Карелии многочисленная группа карел проживала и в Тверской области. Сейчас их там почти не осталось. А в 1937-39 гг. там даже существовал Карельский национальный округ с центром в Лихославле. В 1926 году насчитывалось 140 тысяч тверских карел. С этого времени  их численность сократилась в 19 раз!

Но особенно показательная этническая трансформация произошла в Республике Коми. В 1926 году  это был мононациональный регион (тогда это была Зырянская (Коми) автономная область), в котором народ коми составлял 92,2%, а русские – 6,6%. В настоящее время доля коми сократилась до 23,7%, а удельный вес русских вырос почти до двух третей (65,1%)!

Почему же перечисленные выше изменения в других регионов не вызывают озабоченность у тех, кто внимательно следит за динамикой этнического состава субъектов России. Ну, конечно, это процесс однозначно положительный, тут не может быть никаких сомнений.
Ведь удельный вес русских рос, а что там происходило с другими народами – совсем неважно. И это притом, что во многих случаях речь идет фактически о том, что народы вымирают или оказываются на задворках своих родных регионов, в которых они сложились исторически.

Зато на этом фоне уменьшение доли русских в Ставропольском крае на 10% с 1959 по 2010 гг. (с 91% до 81%) – это, безусловно, трагедия вселенского масштаба, ставящая русский народ на грань исчезновения и разрушающая целостность России. 

А ведь и на Кавказе были периоды резкого притока русского населения в республики. Некоторое время спустя русские стали возвращаться или переезжать в более «перспективные» регионы. Это происходило и в Дагестане и в Чечне. Но об этом ни Бадма Бюрчиев, ни, тем более, другие журналисты и эксперты почему-то не вспоминают.

Почему после присоединения Крыма у нас продолжаются стенания о «плачевной» судьбе русского народа, которые создают однобокие и пристрастные представления о демографических, этносоциальных и языковых процессах, происходящих в России, формируют чувство неполноценности у нерусских народов, противопоставляют русское и нерусское население России?

Не пора ли уже определиться? Нам нужно укреплять единство российской нации или мы продолжим ее делить по этническому принципу?!

Иера Рамазанова

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Где уважают местные традиции?

Демографические мифы Кавказа

Почему кавказцы уезжают

Минобороны все-таки ограничило призыв с Северного Кавказа

Население уезжает из Юждага

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 25 май 2014 03:24

Цитата: Сабир
Человек если может, живёт там где ему комфортно. Покидают места, независимо от национальности где нет работы, где сильна коррупция.

Вероятно, Вы правы. Однако, рискуя навлечь на себя гнев несогласных с моим мнением, все же выскажу его: иногда уезжают и слабаки, неспособные конкурировать за место под солнцем на родине.


Комментарий #3, дата: 20 май 2014 15:02

Человек если может, живёт там где ему комфортно. Покидают места, независимо от национальности где нет работы, где сильна коррупция.


Комментарий #2, дата: 19 май 2014 20:57

Спасибо Иера. Всё верно написано, но проблема, мне кажется, не в том что Кремль (ведь именно там восседает "гарант" конституционных прав) " не в курсе" тех бесчисленных "двойных стандартов", в оценках абсолютно идентичных вопросов (!) - во внешней политике РФ и во внутренней, а в том, что Кремль НЕ ЖЕЛАЕТ (мягко выражаясь)  эти проблемы решать ! И потому надеятся на "царя батюшку" не стоит (ХВАТИТ !!!) - стоит доводить наши проблемы до мирового сообщества!  


Комментарий #1, дата: 19 май 2014 17:19

Иера- права, всегда с интересом прочитываю её аналитические статьи.

Ведь на самом деле ситуация в стране в сфере межнациональных отношений очень далека не только от совершенства, но даже похоже на состояние в этой области, как в Африке и в некоторых странах Азии.

Манипулирование сознанием с помощью СМИ, ТВ и т.д в межнациональных и межконфессиональных отношениях становится очень выгодным отвлекающим маневром со стороны определенных сил во власти, чтобы народы страны грызлись между собой, не обращая внимания на явные промахи их руководства в политике и экономике.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия