«Передняя» для почетных граждан
Об итогах голосования в ОП в беседе с известным социологом Энвером Кисриевым
Интернет-голосование в Общественную палату Российской Федерации и последовавший в конце процедуры выборов скандал с исключением из голосования Руслана Курбанова и Алия Тоторкулова продолжает оставаться одной из главных тем для обсуждения кавказской общественностью.Поделиться своим мнением относительно несправедливого решения рабочей комиссии ОП, а также относительно оскорбления в адрес десятков тысяч избирателей на Северном Кавказе и в других регионах России мы попросили известного российского социолога, кавказоведа, заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидата философских наук Энвера Кисриева.
Энвер Фридович, как Вы оцениваете итоги голосования в Общественную палату России?
Своими решениями об аннулировании победы двух кандидатов с Северного Кавказа (Руслана Курбанова и Алия Тоторкулова) на майских выборах в Общественную палату этот почтенный орган гражданского общества себя попросту дискредитировал.
Ведь идея создания ОП состояла в том, чтобы стимулировать здоровый рост общественной активности граждан, способствовать становлению гражданских институтов. Они необходимы нашему обществу. Современное общество очень сложно по своей структуре и функциям и если не заработают институты общественного контроля, наше общество утонет и захлебнется в чиновничьем произволе.
Но получилось так, что чиновничий произвол уже настиг и приручил ОП. Печально, более того, фатально!
Общественная палата превратилась в парагосударственный Орган Почетных Граждан, которым хочется толкаться в передней у кабинетов власти, чтобы лишний раз напоминать ей о себе. Эта публика продемонстрировала сейчас своим беззаконным, совершенно произвольным актом отстранения от выборов тех, кто в них побеждал, те же повадки, что наше доблестное чиновничество, произвол которых ОП была призвана укорачивать.
Все это было сделано внутри Общественной палаты, и в ней не нашлись силы остановить это. Аминь! Рабочая комиссия, которая проводила голосование, произвольным решением двух людей отменила результаты выборов и затем сложила с себя полномочия.
Спрашивать теперь, как бы, не с кого. Оказалось, что общественные структуры не менее отвязаны, чем государственные. Но на государственные можно подать в суд, и им придется объясняться. А здесь можно творить любой произвол безнаказанно.
Честно говоря, меня все это не удивляет, но этот случай уж очень яркий пример, красноречиво показавший, что те, кто (наверху), "создатели" Общественной палаты, которые предложили ее для развития институтов гражданского общества, не добились своей цели. Более того, состояние гражданского общества теперь усугубляется, оно продвинулось не в нужном направлении.
Я убежден, что это делается вопреки желанию высшего руководства страны, потому что оно действительно испытывает потребность в лучшем понимании общественных настроений и в подлинной поддержке или конструктивной критики ситуации в стране.
Все упомянутые действия – дело рук определенного слоя чиновников, всегда стоящего между высшей властью и обществом, народом. И представители этой прослойки становятся все наглее и наглее, агрессивнее, лукавее, лживее, тем больше, чем более власть начинает соответствовать основным чаяниям общества.
Кроме того, то, что Руслана Курбанова и Алия Тоторкулова сняли с выборов,прямо говорит об антикавказской направленности тех, кто стоит за этим решением. Снятие еще одного кандидата, Александра Рявкина, и без того не попадающего в список победителей, было вызвано стремлением затушевать явную кавказофобию.
Что следует предпринять Руслану Курбанову и Алию Тоторкулову?
Мы должны опротестовывать это решение всеми возможными мирными и правовыми способами. Мы не должны считать данную ситуацию поражением, а, напротив, развернуть ее в победный марш. Ведь, когда мы голосовали за Руслана и Алия, мы хотели, чтобы наш голос был слышен с авторитетной гражданской трибуны.
Теперь у нас стало еще больше повода и возможностей заявить о своих проблемах. Чиновничья подлость этой «камарильи» дает нам замечательную возможность активно и массово заявлять о наших проблемах и протестовать.
«Камарилья» - это испанское слово, означающее «комнатку», где тусовались всякие вельможи поблизости от королевских палат. Это было в начале 19 века, когда испанский народ партизанил против наполеоновского нашествия, а эта самая «камарилья» вертела аксельбантами поблизости от короля.
Наше возмущение должно быть канализировано в цивилизованные, законные формы. Мы не должны давать повод этим кавказофобам вопить о нашей «дикости» и «некультурности». Протестную волну нужно направить в конструктивное, практически эффективное русло.
Нам нужно выяснить кто принял это решение, и персонально подать на этих людей в суд. Нечего обманывать людей, что общественный орган (Рабочая комиссия), может ускользнуть от ответственности.
Если она оказалась достаточно полномочной, чтобы аннулировать выбор десятков тысяч людей, она вполне полномочна ответить за это перед судом. Нужно пробиваться по этому пути вплоть до уровня международных правовых организаций, судов и пр. Главное –делать это грамотно и четко. У нас есть умные и грамотные юристы.
Необходимо как можно чаще и шире оповещать нашу общественность и убеждать ее в необходимости консолидироваться, продолжать активно действовать, не останавливаться. Мы должны сопротивляться той самой коррумпированной бюрократической машине, которая не дает обществу и государству развиваться.
Наша победа в том, что кавказцы проявили такую активность, что этим людям пришлось идти на грубые позорные махинации. Я рад, что была проявлена такая активность. Только так можно противостоять ксенофобии, которая душит наше общество так, что ни одного голоса протеста вообще не слышно.
Цивилизованный протест - это именно то направление, на которое следует направлять энергию нашей молодежи. Ведь радикальные, экстремистские настроения нашей молодежи порождены безвыходностью положения и неспособностью организоваться в законные организации и протестовать законным способом, цивилизованно. В результате агрессия, насилия, уход «в лес».
Как бы Вы оценили активность кавказской молодежи в ходе этого голосования?
Кавказская молодежь, конечно же, достаточно разрознена, не столь многочисленна и не всегда предстает образцом высокой культуры. Это надо признать. Но представлять дагестанцев, как недостаточно «продвинутых» в цивилизационном отношении – ошибка многих не только малообразованных обывателей, но некоторых т.н. «экспертов».
В Дагестане еще с глубокого средневековья возникли города-государства, в рамках которых в условиях строго гражданского порядка протекала жизнь горцев. У нас глубокие традиции гражданской жизни, уважения к частной собственности, равноправия в правах и обязанностях, защиты чести и достоинства.
Русские офицеры генерального штаба, проникавшие в Дагестан под видом путешественников еще в 18 веке, называли наши политические образования «республиками».
Правда, после того как случилась Великая французская революция (в 1789 году.) наши «республики» стали выглядеть крамолой и было решено именовать их «вольными обществами». Так и закрепился этот термин для обозначения дагестанских политических образований республиканского типа. Мы не должны это забывать, мы должны это восстанавливать.
Те же ранние джамааты и вольные общества – это по сути республики, в которых решение принималось всеми жителями поселения сообща. К сожалению, со временем подобная традиция отчасти подверглась забвению с усилением роли государства, которое подчинило все аспекты жизни человека.
Сейчас мы обязаны возрождать институты гражданского общества, самоуправления. Люди должны понимать и ощущать легитимность власти, свою связь с ней. То есть должен быть некий оправданный, всеми признаваемый и соблюдаемый порядок.
Наши земляки очень хорошо проявили себя во время этих выборов. И я думаю, что данный прецедент может быть началом движения в сторону реального гражданского общества.
Беседовал Мурад Шихахмедов
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.