Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Культурная пропасть», которой нет

Экспертное сообщество начинает выправлять ситуацию в межнациональной сфере?

На фоне крайне тенденциозного освещения межнациональных вопросов и миграционных проблем каждая серьезная работа, посвященная им и лишенная стереотипов в отношении жителей Кавказа и мигрантов из стран Ближнего Зарубежья, сразу бросается в глаза. Еще большего внимания заслуживает деятельность целых общественных институтов, которые открыто и честно исследуют наиболее злободневные проблемы нашей страны.

Одним из них является созданное в 2011 году Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (РСМД). Его учредителями в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 февраля 2010 года № 59-рп «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» выступили МИД, Минобрнауки, Российский союз промышленников и предпринимателей и Информационное агентство «Интерфакс».

Деятельность РСМД, как написано на официальном сайте организации, направлена на укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение международных конфликтов и кризисное регулирование.

РСМД себя видит связующим звеном между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач.

Материалы деятельности РСМД, включая отдельные исследования авторитетных экспертов, изучаются органами госвласти и сведения из них рекомендуются для использования в своей работе госслужащими.

Среди наиболее интересных для массового читателя жанров исследований, осуществляемых в рамках РСМД, можно отметить издающиеся в виде небольшой брошюры «рабочие тетради», в которых в научно-популярном изложении рассматриваются отдельные актуальные вопросы.
Владимир Малахов
Недавно вышла очередная рабочая тетрадь под названием «Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России», подготовленная профессором Владимира Малахова.

В этой работе он, в том числе, остановился над проблемой так называемой «внутренней миграции», то есть перемещении граждан России внутри собственной страны. Имеет смысл полностью привести его рассуждения на эту тему:

«В российских публичных дискуссиях трения и противоречия, связанные с внутренней миграцией (в частности, с приездом в регионы Центральной России выходцев с Северного Кавказа), зачастую предстают как часть проблемы интеграции мигрантов.

Участники дискуссий имеют при этом в виду определенные различия в бытовом поведении и культурных навыках, связанные с различным этническим происхождением. Когда представители принимающего сообщества требуют от новоприбывших «интеграции», они, по сути, требуют их ассимиляции – полной конформности по отношению к укладу повседневности, сложившемуся до появления этой категории мигрантов.

Такое представление, однако, ведет к серьезному искажению реальности, а именно к недооценке глубины водораздела между данной категорией лиц и собственно иммигрантами. Граждане других государств имеют принципиально иной правовой статус, чем россияне из южных регионов.

Россиян, в отличие от иностранцев, нельзя депортировать; в то же время россиянам, в отличие от иностранцев, некуда апеллировать в случае грубого нарушения их прав (если китаец может обратиться в посольство КНР, то дагестанец – только в российские правоохранительные органы).

Кроме того, «внутренние мигранты» независимо от их этнической принадлежности имеют принципиально иной исторический статус. Будучи гражданами России, они являются ее частью и в морально-психологическом, и в социально-культурном плане.

Они чувствуют себя полноправными членами российского национального сообщества. В отличие от выходцев из других государств (будь то Центральная Азия, Южный Кавказ или Юго-Восточная Азия) у них нет альтернативной культурной аффилиации.

Несмотря на распространенный в обыденном сознании миф о культурной пропасти, якобы отделяющей выходцев с Северного Кавказа от остальных граждан России, их культурная отличность от большинства населения страны невелика.

Свое членство в российском сообществе северокавказская молодежь подтверждает среди прочего тем, что едет учиться в московские вузы, вступает в межэтнические браки, участвует в развитии национального спорта (впечатляет, например, доля выходцев с Северного Кавказа в российских сборных по различным видам единоборств)».

Внушает оптимизм также и то, что данная работа по поручению Первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова была изучена в Аппарате Правительства РФ. Как указано в письме директора Административного аппарата Правительства РФ С.Проценко, «исследование представляется актуальным, а сформулированные выводы заслуживают внимания», материалы исследования могут быть использованы госслужащими Аппарата Правительства и ФМС России.

Остается надеяться, что деятельность РСМД действительно будет влиять на работу госорганов и конкретных чиновников, тем самым способствуя гармонизации межнациональных отношений. Время «холостых выстрелов» давно прошло.

Но хотелось, чтобы в еще более доступной форме позиции экспертов, их разъяснения и рекомендации показывались по центральному телевидению и выходили на страницах самых авторитетных изданий, ведь засевшую у населения ксенофобию только с помощью перевоспитания чиновников не преодолеть.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Совет Федерации поддержит ратификацию договора ЕврАзЭС с Арменией

Ильяс Умаханов вновь назначен представителем Дагестана в Совете Федерации

Южной Осетии выделят российский телефонный код

Укрепляя дружбу в молодежной среде

Руководитель ФЛНКА Ариф Керимов избран в Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия