Отказ от доверия граждан
Эксперты о законе, отменяющем прямые выборы в Республике Дагестан
11 09 2014, 12:54
Просмотров: 11 746
Комментарии: 8
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиНакануне, 10 сентября, на сессии Народного собрания Республики Дагестан был принят в первом чтении закон "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан", который отменяет прямые выборы глав муниципальных образований. Отныне избирать руководителей муниципалитетов будут депутаты местных собраний.
Как сообщал "Кавказский узел", законопроект "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан" обсуждался и был одобрен комитетом по местному самоуправлению дагестанского парламента 8 сентября.
Согласно предлагаемому порядку, главы муниципальных образований будут избираться городскими и районными собраниями депутатов. При этом всенародно избранные главы останутся на своей должности до истечения срока их полномочий.
За законопроект в первом чтении проголосовали 73 из 82 присутствующих на сессии Народного собрания депутатов, два высказались «против», один – «воздержался».
Арсен Гасанов
«Законопроект позволит сэкономить расходы бюджета и снизить социальную напряженность во время выборов», - передает слова министра юстиции РД Арсена Гасанова «Российская газета».С критикой закона выступили представители КПРФ. Так, депутат от коммунистов Магомед Магомедов считает, что это отход от демократических принципов республиканских и муниципальных органов власти и, что это шаг назад».
По мнению Магомедова, этот вопрос сначала необходимо было вынести на республиканский референдум для того, чтобы народ высказал свое мнение как по отмене прямых выборов глав муниципалитетов, так и по отмене прямых выборов Главы республики.
Сам руководитель республики Рамазан Абдулатипов, который также присутствовал на вчерашней сессии Народного Собрания, отметил, что принятие закона позволит наладить эффективный контроль за главами муниципальных образований.
Одним из первых против принятия данного законопроекта выступил дагестанский адвокат Расул Кадиев. 9 сентября в блоге Кадиева на портале «Кавказская Политика» вышла заметка под названием «Народное Собрание Дагестана отказывается от доверия граждан», в которой он выразил предположение о том, что «решение дагестанского парламента приведет к новому падению уровня легитимности и как следствие подорвет безопасность в республике».
В материале приведены слова председателя Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по местному самоуправлению Багадура Абасова, утверждавшего, что проект закона разработан в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в соответствующие федеральные законы.».
Тут же Расул ссылается на п.2 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому у Народного Собрания РД есть право оставить всенародные выборы главы муниципального образования.
Далее Кадиев предлагает применить законы экономики для неофициальной оценки регулирующего воздействия намерений Народного Собрания РД по очередному ограничению наших избирательных прав.
«С точки зрения экономики избирательный процесс это сделка - одна сторона (избиратель) доверяет другой стороне (кандидату) выполнить определенные действия в пользу избирателя.
Если перевести на обывательский дагестанский язык, то это правило можно сформулировать так: если власть (жен. род) «не дает», то народ (муж. род) идет на лево сам, либо его уводят от власти.
Когда Народное Собрание РД сужает легальный рынок реализации гражданами своего ресурса доверия, то оно увеличивает нелегальный рынок доверия.
В Дагестане внесистемным рынком доверия является в лучшем случае т.н. религиозная оппозиция, а в худшем случае вооруженные экстремистские группировки, выдвигающие свои политические претензии и предлагающие гражданам в обмен на их доверие определенные политические обещания как местного, так и регионального значения.
И в том и в другом случае речь идет о конкурирующей с государством юрисдикцией, ссылающейся на нормах Ислама.
Таким образом, ограничивая количество возможностей реализации ресурса доверия на выборах, Народное Собрание содействует развитию внесистемной исламской юрисдикции».
Рамазан Абдулатипов
Также Кадиев отмечает, что вместо того, чтобы укреплять легитимность власти и создавать условия для получения как можно большего доверия у населения, депутаты Народного Собрания совершают парадоксальную ошибку - отказываются от доверия граждан.«Благодаря деятельности депутатов Народного Собрания органы муниципальной власти могут утратить легитимность и превратиться в инструмент конкурирующей исламской юрисдикции. Уже не говоря о том, что в условиях клановости избрание главы муниципалитета из состава депутатов это юридическое обеспечение клановой системы. Что уже наблюдается в некоторых крупных муниципальных образованиях.
И как следствие решения Народного Собрания за сохранение своей легитимности и юрисдикции властям все чаще придется прибегать к силовому принуждению, а это увеличение расходов и снижение шансов на гражданский диалог».
Также мы попросили дать оценку принятому закону главу независимого профсоюза работников органов внутренних дел Дагестана Магомеда Шамилова.
«Это продолжение существующей власти. Никто не хочет добровольно отдавать власть. Ни властью, ни деньгами, ни богатствами человеческая натура насытиться не может. Никто не скажет себе "Хватит!". Никто не хочет уступать место другому, никто на себя критически не смотрит. Отец сыну власть передает. А по сути ничего не меняется.
А народ терпит. Рабская психология, что бороться с этим злом бесполезно. Вот и получается, что толпа идет туда, куда ее ведут. Назначенцы ведут себя точно также как и предшественники. Среди этих назначенцев нет ни одного, кем бы был доволен народ.
Можно было бы, к примеру, принять систему, согласно которой народ выдвигал бы рейтинговым голосованием 4-5 кандидатур, из которых бы уже Президент или же кто-то еще делал определенный выбор. Но ничего такого нет. Мафия все возглавляет, ничего нового не происходит.
В тоже время есть и обратная сторона медали. Народ не подготовлен к тому, чтобы выбирать. Политические партии все карманные. Нет альтернативных сил или таких лидеров.
Поэтому дать людям право выбирать - это значит можно обречь их на беспорядки и кровавую панику; выборы будут сопровождаться выстрелами, убийствами, провокациями и т.д.»
«Если в республике были бы какие-то местные политические силы или движения, то возможно какая-то реакция и последовала бы. Однако ничего такого нет. Все погасло, все тихо. Затишье как будто перед большой бурей.
Проводятся маленькие митинги, организовываемые сторонниками тех или иных людей, которые были кандидатами, но не прошли на выборах. Но это не показатель, не показатель силы народа.
Там где нет гражданского общества, политических партий, где отсутствует какая-либо гражданская позиция какие могут возникать волнения?
Единственной возможной причиной волнений может стать земельный вопрос, когда назначенцы будут все решать в свою пользу, когда народ будет лишен прав, когда природные богатства народа окажутся в руках кучки лиц.
Все это, в совокупности со все усиливающимся полицейским террором, а также появляющаяся у населения полное недоверие населения к представителям власти любого уровня, может заставить людей проснуться и сказать свое весомое слово».
Мурад Шихахмедов
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Парламент Кабардино-Балкарии принял в первом чтении законы об отмене прямых выборов главы республики