Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Автономия и языковой статус

Воспользуются ли европейскими «рецептами» Украина и другие постсоветские страны?

 

 

 

Премьер-министр Италии Маттео Ренци, во время своего недавнего визита в нашу страну обсудивший с Президентом России Владимиром Путиным ситуацию на востоке Украине, предложил воспользоваться итальянским опытом для децентрализации проблемных регионов.

На особый статус Южного Тироля в составе Италии ранее обращал внимание также министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони. Кстати, есть определенные сходства между ДНР и ЛНР с одной стороны и Южным Тиролем – с другой, только в Италии конфликт не был доведен до военной стадии, а своевременно принятое решение создало основу для экономического успеха этого региона.

Однако на постсоветском пространстве имеется немало территорий, для которых также мог быть применен и тирольский вариант децентрализации, а также другие: швейцарский, бельгийский, испанский и т.д.

Сложная ситуация на постсоветском пространстве, состоящая в том, что почти все ныне независимые государства являются полиэтничными и имеют в своем составе значительные территории с разноязычным населением, не может не обратить на себя внимание.

Наличие частично признанных и  непризнанных государств (Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровской Молдавской республики) является прямым следствием того, что имевшие место противоречия и конфликты между этими образованиями и трансформировавшимися в независимые государства союзными республиками, в составе которых первые находились, не были своевременно разрешены таким образом, как это было сделано с немецкоязычным Южным Тиролем в Италии.

Единственным  исключением можно считать Гагаузию, которую Молдавия признало как особое автономное территориальное образование в своем составе. Но в последнее время политические трения Гагаузии с Кишиневом стали возрастать. Это еще раз подтверждает то, что единственной альтернативой горячему сценарию развития того или иного конфликта является учет политических и языковых требований народов, составляющих меньшинство в составе данного государства.

В настоящее время очень многое зависит от того, насколько полно будут учтены положения минских соглашений, подписанные трехсторонней контактной группой, а именно проведение конституционной реформы в Украине, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию районов, находящихся под контролем ДНР и ЛНР, включая придание им особого статуса и языкового самоопределения. Если удастся выдержать формат соглашений и избежать военной эскалации конфликта, то это станет прецедентом в новейшей истории, к которому начнут обращаться в аналогичных конфликтных ситуациях. 

Среди 4 новых политических образований на постсоветском пространстве Приднестровский конфликт имеет определенные перспективы стать следующим «Тиролем» в случае удачного разрешения конфликта на востоке Украины.

Однако помимо «горячих точек» и «замороженных конфликтов» на постсоветской карте имеются и другие регионы, требующие принятия превентивных мер для недопущения возникновения конфликтной ситуации. Самым ярким примером в этом ряду является Азербайджанская Республика.

Примечательно, что тирольский сценарий для решения карабахского конфликта несколько лет назад был предложен Президентом АР Ильхамом Алиевым. Но армянская сторона не рассматривает всерьез данный механизм. Одним из существенных доводов против него является обязательная первоочередность создания аналогичных форм автономий для лезгин и талышей, исторически проживающих на значительной территории АР, задолго до появления в регионе тюрок. Только успешное применение этого принципа со стороны АР в отношении других народов, по мнению армянских экспертов, может стать основанием для внесения подобного предложения по разрешению карабахского конфликта.

Можно констатировать неизбежность все более полного учета государствами социальных, экономических, языковых и политических прав народов, особенно крупных, не являющихся титульными. Эта тенденция будет усиливаться с появлением большего числа государств, проводящих более справедливую национальную и языковую политику, а также с ростом активности самих народов, не желающих мириться с ущемлением своих прав и борющихся за них, в том числе как это происходит в ДНР и ЛНР.

Но, в отличие от украинского сценария, потенциальные конфликты в других странах все еще можно успешно уладить заблаговременно, избежав нежелательного развития событий. Но для этого нужна политическая воля руководства этих стран.  

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Путин: исследование материалов по делу о крушении А321 находится в завершающей стадии

Владимир Путин встретился с папой Римским

Италия предложила превратить Донбасс в Южный Тироль

В Италии заморозили активы Аркадия Ротенберга

На конференции в Баку эксперты предложили использовать опыт Южного Тироля для решения нагорно-карабахского конфликта

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия