Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Улица поперек воли народа

Дагестанские эксперты дали оценку беспределу в Дербенте

Разгон митинга в Дербенте, проведенный восьмого июня возмутил широкие слои общественности как лезгинского народа, так и всего Дагестана. Многие общественные деятели разных национальностей присутствовали на митинге.

Видя воочию все происходившее в тот день, эксперты единодушно заявляют о грубейшем нарушении одних из основных прав гражданина в демократическом обществе – право на свободу слова и собраний. По этому поводу представители дагестанской общественности дали нам интервью.

Альберт Эседов

Альберт Эседов, Председатель Лезгинского народного движения «Садвал»:

Митинг был организован заранее и абсолютно в правовом поле, были оформлены все необходимые бумаги. Было определено место – там же, где обычно в городе проводят митинги, парк имени Низами Гянджеви. Поэтому в этой ситуации не должно было быть никаких сюрпризов ни для нас, ни для властей города.

По закону, заявление нужно подавать за десять дней до даты митинга, мы так и сделали, и даже еще раньше уведомили об этом властей. Мы назначили митинг на 8 число, поскольку уже на 15 число намечен приезд делегации из Азербайджана, с целью увековечивания памяти Гейдара Алиева в Дербенте.

Власти города прекрасно обо всем знали. В наших же интересах было соблюсти все формальности. К тому же, у нас были позитивные лозунги, никакого национализма: «Дербент – многонациональный город», «Мы часть России» и тд.

По большому счету, решение разогнать митинг было большой глупостью со стороны властей города. В действующем законодательстве есть такое понятие – не санкционирование, а уведомление о проведении митинга.

Мы уведомили Администрацию города о том, что собираемся провести митинг с участием 3000 человек. Пришел ответ, согласно которому, нам разрешили провести митинг на 500 человек. Следовательно, запрета не было, была присказка, что при желании все же организовать митинг на 3000 человек, нам следует обратиться в Минюст Республики. А сама санкция была подписана заместителем главы города.

В день митинга, естественно, организаторы прибыли на место митинга чуть раньше. Мы собрались у парка имени Низами Гянджеви. К парку были переброшены полицейские силы. И мы были довольны этим, поскольку при оформлении санкции, мы заявляли, что было бы неплохо привлечь к охране правопорядка на митинге силы МВД и даже ФСБ.

Но на деле оказалось, что правоохранители пришли нарушать права граждан. В парке Низами Гянджеви я наблюдал один возмутительный момент. К нам подошли полицейские и потребовали, чтобы мы покинули территорию парка. Один из митингующих, обращаясь к одному из них, сказал, что является членом партии Единая Россия. На что полицейский ему ответил: Ты из Единой России? Тогда езжай к себе в Россию. Непонятно, Дербент – это отдельное государство что ли?

Сама процедура переименования была осуществлена не по закону – не был проведен опрос горожан. Это и нарушение федерального закона и Устава города. И главное, в какой день было принято решение! – 8 мая, за день до празднования Дня победы! Нужно отметить еще, у нас имеются подписи 274 человек, живущих по улице Советской, и выступающих против переименования улицы. По сути, они и есть хозяева этой улицы, их жители, и если у них имеется свое мнение относительно своей улицы и городские власти его игнорируют – это фактически узурпация власти, ведь носитель власти есть народ, а Администрации и властные органы – слуги народа, призванные выполнять его волю. Это все простые демократические принципы, попранные ныне в Дербенте!

274 подписи – это на самом деле много. Советская - это слабозаселенная улица, преимущественно там находятся административные здания и разные учреждения. На вопрос о том, почему назвали улицу в честь Гейдара Алиева, нам отвечают, что благодаря этому улица будет благоустроена, в нее вложат значительные средства заинтересованные стороны. Но ведь так нельзя! Давайте, в честь Гитлера назовем улицу – национал-социалисты тоже вложатся в улицу.

 

Ильяс Каяев

Ильяс Каяев, Заместитель председателя Лакского народного движения:

Начну с причины митинга, переименования улицы Советской в Дербенте в Гейдара Алиева. Почему бы не назвать эту улицу в честь Хаджи-Давуда?! Почему бы не назвать ее в честь Рахман-кули Ахтынского, выдающийся был деятель науки, Мирза Али Ахтынского, Дамадана Мегебского, Мухаммада Ярагского, Сурхай-хана, Ибрагима-Хаджи Гидатлинского и так далее.

Эти люди внесли большой вклад в развитие Дагестана, имеют перед Страной гор большие заслуги. Почему мы должны где-то со стороны искать примеры для увековечивания? Тем более, та сторона ведь не ищет их у нас.

Касательно митинга, меня возмутило поведение властей в данной ситуации. Даже если митингующие в чем-то неправы, разве нельзя было их просто выслушать? Людям не дали высказать свое мнение. Такими методами власти способствуют росту недовольства в итак напряженной социальными неурядицами республике. Такие методы я считаю неприемлемыми.

Люди начали туда собираться, а там стоят ОМОНовцы. Возникает резонный вопрос – против кого? Это ведь не сепаратисты, не террористы, зачем такое количество милиции туда нагнали?! В общем, осталось тяжелое, неприятное впечатление. Задерживали автобусы, их водителей, людей не пускали выразить свое слово.

На основе этого прихожу к выводу, что необходимо всем народным движениям Дагестана выработать общую стратегию реагирования на такого рода ситуации. Ведь глухота власти к чаяниям народа стала чуть ли не политической традицией в Дагестане.

 

Ахмеднаби Ахмеднабиев

Ахмеднаби Ахмеднабиев, заместитель главного редактора дагестанского еженедельника "Новое дело":

Видимо уже в Дагестане и в частности в Дербенте появились люди, которые уже не считают себя дагестанцами. Которые стали лоббировать интересы соседнего государства. Само по себе ничего в этом крамольного нет, это повсеместно распространено. Но проблема в том, что те же дагестанцы, которые проживают в Азербайджане, находятся в роли второсортных людей.

Какая может быть улица в Дербенте имени Гейдара Алиева, когда при нем даже памятник, который был возведен легендарному имаму Шамилю, вроде бы такая нейтральная фигура, не имеющая отношения к нашим временам, его памятник взорвали.

Можно привести множество примеров аналогичных актов вандализма. В отношении могильных плит и в отношении различных скульптурных композиций. Можно сказать, в отношении всего.

И до какой моральной черты нужно опуститься, когда нас там, в Азербайджане, унижают и уничтожают; не разрешают преподавать родные языки в школе; нет телевидения на родных языках; нас, дагестанцев, насильно заставляют в период проведения переписи населения записываться азербайджанцами.

И в этой ситуация, честно говоря, у меня уже слов просто не хватает, чтобы охарактеризовать действия руководства города и мэра Дербента Имама Яралиева. Я не знаю о чем он думает, какими критериями руководствуется. В первую очередь на ум приходят чисто меркантильные интересы.

Какие могут быть связи у мэра Дербента с Баку, чисто меркантильные. Видимо там востребованы какие-то мощные меркантильные ресурсы, которые и позволяют этим людям нагло игнорировать мнение народа, нагло игнорировать мнение дагестанцев и присваивать имя Гейдара Алиева одной из центральных улиц Дербента.

В принципе, это агенты внешнего влияния. Это классическая 5-я колонна. Они что, не видят, что там делается с нашими дагестанцами?! У них что, головы нет что ли?! Это же элементарные вещи. Хотя бы сравнить с положением азербайджанцев в Дагестане. Для них же созданы все условия, для них, как раз таки, зафиксированы места в Правительстве, есть ТВ, есть газеты, что угодно есть.

Должен же быть хотя бы какой-то адекватный ответ с их стороны. По большому счету, Дагестан и Россия теряют позицию за позицией. И в части водных ресурсов Самура, и в части выселения храхубинцев. Во многих таких ситуациях мы сдаем позицию за позицией. Я не удивлюсь, что если не сегодня, так завтра могут и в самом Дагестане появиться люди, которые скажут, что «Да, Дербент – это чисто азербайджанский город. Он нам не нужен. Его основали азербайджанцы, давайте отдадим его Азербайджану». Почему бы и нет! Храх-убу же отдали!

Никто ответственности за это не понес. Воду же Азербайджану мы даем от реки Самур. Она же вообще таким образом распределяется, что нам, Дагестану от нее нет никакой пользы. Большая часть воды уходит туда. Мы же от этого абсолютного ничего не имеем.

Что могут объяснить власти Дербента? Ничего внятного. Просто придут и скажут: «мы так решили». Там же нет никакой внутренней логики. Внутренняя логика была бы, они вышли бы, объяснили. Там же не какие-то придурки собираются. Собираются, видимо, вполне вменяемые люди. И состоялся бы там какой-то диалог. Люди поняли бы друг друга. А здесь же нет внутренней логики. Поэтому они предпочитают разгон вместо диалога. Чтобы никаких лишних вопросов больше не было. Это одна сторона.

Ну а вторая, у нас в Дагестане всегда была своеобразная власть. Она обычно никогда не ходит на митинги. Но тут намного утяжеленная ситуация. Я же говорю, тут нет логики. Чиновники понимают, что дело нечистое, что дело завязано на больших деньгах. Что они могут сказать? Что был такой знаменитый, известный Гейдар Алиев? Ну и что? Чем он для нас известен? Абсолютно ничем.

У нас он известен больше как человек, который заложил, между прочим, до его прихода там не было никаких националистических проявлений, там была более толерантная среда. Он пришел и начал в обществе формировать интернационалистические и пантюркистские настроения,которые ориентированы против Дагестана в частности. Об этом я уже неоднократно говорил. Это проигрышная политика.

Азербайджан – это неустойчивая, размытая структура, это болото. У них одна лишь надежда. У них, точно так же как и в России, есть хорошие сырьевые ресурсы. Но придет время, сырьевым ресурсам свойственно заканчиваться. Как только они закончатся, тогда и придет черед таких разборок. Не только с армянами, там будут и грузины. Все будут устраивать с ними разборки, и дагестанцы, естественно, в первую очередь. Потому что дагестанские земли – это исконно наши земли.

Если в случае с армянами там под вопросом, в историю если заглянуть, то там многое непонятно. А это наши земли. Их никто не может у нас отнять. Там живут наши люди, они разговаривают на наших языках. Там похоронены наши предки. Там есть наша история, которую сейчас-таки Баку не то что замалчивает, а хочет стереть с лица земли. Любые упоминания, указания и т.д. Начиная с топонимики и кончая тем, что там жили дагестанцы.

Не сегодня же начались такие поползновения на Дербент. В Азербайджане издаются труды, карты, где территория чуть ли не всего Южного Дагестана включена в состав Азербайджана. Это спланированная акция и, к сожалению, у наших властных структур нет воли, но видимо, опять-таки, какие-то интересы не позволяют четко и однозначно высказаться по этой проблеме.

Али Гаджиев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Активист движения "Садвал" Руслан Магомедрагимов найден мертвым в Дагестане

Альберт Эседов: Протесты против появления в Дербенте улицы Гейдара Алиева не направлены против какого-либо народа

Лезгинские общественники намерены добиваться отмены решения о переименования улицы Советской (Дагестан)

Минюст Дагестана не согласовал митинги против переименования улицы в Дербенте

Лезгинские организации готовят всероссийскую акцию против переименования улицы Советской в Дербенте

Комментарии (11)
Комментарий #1, дата: 11 июнь 2013 01:05

Стремясь доказать свою кавказскую древность «ученые» Азербайджана на первое место ставят албанскую наследственность. В стремлении удивить народ своими открытиями эти «ученые» идут по тропам старшего брата - Турции, повторяя их опыт и ошибки, которая объявила о том, что вся культурная история Анатолии, вместе с древнегреческими полисами, римскими провинциями, Византийской империей являются турецким наследием. Что это означает? Что, Турция отказывается от принадлежности ее языка к алтайской языковой семье?. Эту новую доктрину Турции выдвинул Тургут Озал (премьер-министр 1983-1989, президент 1989-1993 - этнический курд), в своей книге "История и наследие. Анатолия от времён античности до Республики, турецкая и исламская цивилизация". Присвоение чужих исторических и культурных деятелей с объявлением их "турками" не было изобретением Т. Озала. Так как великие античные греки жили на территории Анатолии-Турции, то они являются культурным и историческим наследием Турции. Вот где азербайджанские «ученые» взяли лекала для обоснования принадлежности своей нации к культурному наследию Кавказских албан.


Следование по пути принадлежности азербайджанцев к Кавказским Албанцам, выдвигаемые некоторыми историками Азербайджана, приведет в тупик:
Сколько в Азербайджане «историков», столько же версии происхождения азербайджанской нации





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия