Боль Дербента. Город утраченных возможностей
«Дербент, фактически, потерян для мусульманской общины России. Город, с которого началась история Ислама на всей современной территории российского государства, пребывает в невероятном культурном, информационном и историческом забвении», - писал некоторое время назад лезгинский аналитик Руслан Курбанов.
«На самом деле, для мусульман России город Дербент является намного большим, нежели самым древним городом нашей страны, которому исполнилось несколько тысяч лет, - писал Курбанов, - Для мусульман России Дербент – это символ, это колыбель российского Ислама, первый город, с которого началось распространение Ислама на землях, ставших потом неотъемлемой частью российского государства».
Нельзя не согласиться с его словами о том, что любая другая страна, находись на ее территории этот город, превратила бы его в золотое дно. Ведь здесь есть все, что нужно для создания сказочно привлекательного туристического брэнда – лазурное море, лесистые горы, чистый воздух, и самое главное – невероятно притягательное историческое наследие, памятники и архитектура.
Забытое сокровище
Дербент – жемчужина и центр Юждага. Этот старейший город России, бывший свидетелем смены множества эпох и цивилизаций, представляет собой неисчерпаемый ресурс для туризма.
Сегодня, когда на высоком государственном уровне разрабатываются программы развития туристической индустрии на Северном Кавказе, обойти стороной Дербент ни в коем случае нельзя.
Дербент считают одним из древнейших «живущих» городов мира. Дербент – это живая история, город-музей под открытым небом. Он видел гуннов, скифов, римлян, парфян, монголов, арабов, персов, турок, Петра I.
Некоторые убеждены, что здесь были даже сам Александр Македонский (по некоторым версиям, коранический Зуль-Карнайн). Архитектурные памятники города вобрали в себя чудеса пяти тысячелетий, от самых ранних предметов албанского (античного) периода к началу современной архитектуры.
В 2003 г. ЮНЕСКО признало Всемирным наследием человечества старую часть Дербента с традиционной застройкой, особо выделив следующие памятники:
• Дербентская стена, выполнявшая оборонительные функции на протяжении 1500 лет. Представляет собой единственный сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества.
• Нарын-Кала — древняя крепость, которая возвышается над Дербентом с горы. Внутри сохранились бани, резервуары для воды на случай осады и руины древних зданий. К их числу принадлежит крестово-купольная церковь V века, позднее перестроенная под храм огнепоклонников, а позднее мечеть. Шахский дворец дошел до нашего времени в развалинах.
• Мечеть Джума — древнейшая мечеть в России. Само здание, превращенное в мечеть, было возведено задолго до появления арабов-мусульман в Дербенте. Является одной из пяти из самых древних мечетей мира. Перед мечетью — медресе XV века.
Интересен и русский след в Дербенте, оставленный легендарным Петром. 23 августа 1722 г. он с большой армией прибыл в город. Население во главе с местным наибом Имамом Кулибеком и религиозными лидерами торжественно встречали русского императора.
Примечательно, что прежнее название нынешней столицы Дагестана Махачкалы – Порт-Петровск – восходит к этому эпизоду истории. Уже это делает из Дербента настоящую достопримечательность не только российского, но мирового уровня. Между тем, в городе есть еще много чего, что может привлечь к нему самых разных туристов.
Кроме того, в Дербенте за прошедшие тысячелетия тесно переплелись судьбы сотен народов, мусульман суннитов и шиитов, православных христиан и христиан армяно-григорианского толка. И при этом, несмотря на всю этническую и религиозную пестроту, Дербент всегда был самым стабильным и дружным городом Северного Кавказа.
Дыхание истории
С взятием Дербента арабами-мусульманами, город превращается в главный опорный пункт Исламского Халифата на Кавказе, центр торговли, культуры и ремесел. Отсюда распространяется Ислам дальше по Кавказу. Халиф Умар лично передал управление городом Баб-аль-Абваб (Ворота ворот), как арабы назвали Дербент, легендарному Абд ар-Рахману ибн Раби’а.
Множество арабов, переселившихся на Кавказ в то время, смешались с горцами. Их кровь течет в тысячах потомков по всему Кавказу, особенно в Юждаге. С тех пор в Дербенте на старинном кладбище Кырхляр, «Сороковник», сохранились могилы тех первых арабских воинов-миссионеров, которые первыми принесли Ислам в нашу страну. Есть версия, что там даже похоронено 40 сподвижников Пророка (мир ему).
Это, безусловно, знаковое место для мусульман России и СНГ. Оно, вместе с другими интересными для верующих мусульман объектами, привлекательно уже само по себе. Если же это дополнить халяльной (дозволенной с точки зрения Ислама) инфраструктурой отдыха (пляжи, еда, отели), набирающей сегодня обороты на мировом туристическом рынке, число посещающих Дербент возрастет в разы. Это привлечет гостей из Поволжья, Москвы и других регионов Кавказа. Возможно, и из-за рубежа.
Также к исламскому наследию можно отнести историю о кораническом Зуль-Карнайне и Александре Македонском, которые, как иногда считается, побывали в Дербенте. С античных времен в этой части Кавказа бытует легенда о том, что войско Александра, совершив скорый марш из современного Ирана, обрушилось на досаждавших городу кочевников.
Великий полководец будто бы запер их в горном ущелье, узкий вход в которое по его приказу был замурован расплавленной рудой. Память об этом событии сохранилась в одном из многочисленных названий Дербента и окружающей его местности – Железные Ворота.
В народе бытует мнение об идентичности Александра и Зуль-Карнайна. В этой связи победа над «бесчестными» кочевыми народами сливается с коранической историей о народах Яджудж и Маджудж (Гога и Магога). Никаких подтверждений тому нет. Но красивую легенду услышать небезынтересно.
Все флаги в гости к нам
Для организации празднования юбилея дагестанского города Дербент в 2015 году на республиканском уровне создается специальная структура. Президент РФ Владимир Путин уже также подписал указ на данный счет. Это отличный повод заговорить о развитии туризма в регионе.
Дербент имеет все необходимое для превращения его в крупный международный центр туризма и отдыха. Здесь и древнейшие морские окаменелости, поднятые горообразованием на тысячеметровую высоту, и проявления различных форм карста. Об окрестных пещерах сложено много легенд.
Из всего же Каспийского побережья России в плане туризма южнодагестанское побережье с центром в Дербенте является наиболее привлекательным. В число природных достопримечательностей региона входят, помимо прочих, единственный в Европе лиановый лес и уникальные радоновые источники, находящиеся в соседнем Сулейман-Стальском районе.
Жители Юждага отличаются умением по-особенному принимать гостей, клиентов, туристов. Недаром в 2006 году Дербент получил премию ЮНЕСКО как самый толерантный город мира. Добавим к этому изобилие этнических сувениров, которые производятся в Южном Дагестане.
Это лезгинские ковры, восстановленные оружейные ремесла, испикская керамика, изделия из шерсти и т. д. В итоге мы получим яркий коктейль для самого предвзятого туриста. Все это уникальный и богатейший ресурс для развития этнотуризма.
Я уже не говорю о познавательном, религиозном, халяльном (дозволенном с точки зрения Ислама), оздоровительном и ином туризме, потенциал для которых у региона с его историей и достопримечательностями огромен.
Призрачные перспективы
На VI Международном инвестиционном форуме "Сочи-2007" были представлены туристические комплексы, которые планируется построить на побережье Каспийского моря. В их числе – «Дарвагчай» в Дербентском районе. Идея его создания была предложена Министерством культуры и туризма Дагестана.
Проект готов к реализации, и есть заинтересованные инвесторы, среди которых - крупнейшая российская туристическая компания "Интурист". Также на форуме впервые был презентован проект под названием «Город Дербент - самый южный и самый исторический город России». К сожалению, с 2007 года о продвижении проектов ничего больше не слышно.
В отдаленных планах пока остается и строительство аэропорта в рамках реализации проекта Северокавказского туркластера. Он призван принимать туристов, приезжающих отдыхать на побережье Каспийского моря. Аналогично с идеями построить в городе крупные развлекательные центры.
Будем надеяться, что юбилей многотысячелетнего города ускорит реализацию так нужных инициатив. Помимо политической воли, которая продемонстрирована на самом верху, проекту «Дербент - центр туризма» нужен хороший маркетинг, ребрендинг, современный креативный подход.
Туристический потенциал у города не меньше, чем у той же Анталии и Хургады, которые ежегодно посещаются толпами россиян и которые являются локомотивами экономики своих стран.
Печальное признание
Я даже не говорю о городских властях – сама республика могла использовать потенциал этого города не только в развитии туристической инфраструктуры, но и фактически в качестве исторических ворот в восточный мир.
Однако прорыва ни в развитии туризма, ни в использовании уникального потенциала города на политическом и международном поле не происходит. Всему виной – не только сложности с безопасностью и отсутствие современной инфраструктуры. Виной тому – отсутствие политической воли, ответственности за свою родину и трепетного отношения к своей истории у местных чиновников.
Это просто непостижимый для сознания факт, что данный культурно-дипломатический потенциал Дербента, который для всего восточного мира является самым узнаваемым символом Дагестана, никак не используется ни городскими, ни республиканскими, ни духовными властями.
Сегодня даже такие исторически более далекие от арабского и исламского мира регионы, как Чечня и Татарстан, используют все свои возможности для того, чтобы расширить контакты и взаимовыгодное сотрудничество с исламским миром.
«Увы, весь этот потенциал Дербента сегодня не востребован в республике, - отмечал Руслан Курбанов, - Не говоря уже о том, что сегодня в этом городе со все более пугающей частотой и ожесточенностью происходят столкновения на религиозной почве, нападения на сотрудников правоохранительных органов, убийства и диверсии».
Город-символ фактически превратился в город утерянных возможностей и утраченного потенциала…
Мансур Алишаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА