Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждаг захлестывает глобализация: трудовая миграция в горах

Трудно сосчитать точно, сколько лезгин живёт за пределами исторической родины. Социально-экономическая необустроенность стала главной причиной широкого расселения лезгин уже не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Кто-то намеревается поднакопить капитал и вернуться на родину. Возможно, ещё и инвестировать в местную экономику. А кто-то не планирует возвращаться – мотивация разная. А тем временем, в лезгинских просторах узрели экономический потенциал представители самых разных народов Азии. Но обо всём по порядку…

Этой зимой я был в Дагестане. Ехал в маршрутке из Ахты в Магарамкент. Приехав, вместе со мной из маршрутки вышли два мужчины. Я обратился к ним по-лезгински и просил помочь мне сориентироваться на местности. Попутчики с недоумевающим выражением лица попросили меня перейти на русский. Я подумал, что местные магарамкентцы плохо понимают мой ахтынский диалект, и, перейдя на русский, спросил: «Вы из Магарамкента?» Удивлению моему не было предела, когда они ответили: «Нет, мы из Ахты!» Я опять перешёл на лезгинский и поинтересовался, почему они не понимают меня, если мы с ними односельчане. В итоге я спросил у них на русском языке, кто они. Их ответ меня просто поверг в шок: «Узбеки мы!». Про себя подумал «Вопросов больше нет, ребята…» Следы их затерялись в местной тандырной, что у въезда в Магарамкент. Оказывается, они ехали из ахтынской тандырной в магарамкентскую. Чуть позже я вспомнил, как при мне летом 2011 года мой двоюродный брат покупал хлеб в магазинчике с вывеской «Узбекский хлеб». Видимо, трудовыми мигрантами из Узбекистана в горах и предгорьях Юждага налажена сеть розничных точек продажи хлебобулочных изделий.

Летом 2011 года я побывал в своём родовом селе Ахты. Ко мне приехал также друг из Петрозаводска, Станислав. Я охотно начал показывать ему местные достопримечательности. Отправились к известным в Дагестане местным минеральным источникам. Интересно, кто из нас двоих удивился больше, когда обнаружили, что рабочие из стройбригады, возводившей новый дом на окраине Ахты, уж больно не местной антропологической характеристики, приветливо нам улыбались и говорили «Сарямарекум» ?! Оказалось, то были вьетнамцы. Их стройбригады пользуются широкой популярностью в Ахтынских краях ввиду их троекратно низкой ставки оплаты за работу, нежели местных рабочих.

Относительно следующего случая отмечу, что мне не довелось его лицезреть воочию, но о нём мне рассказывал двоюродный брат. Где-то в 2005-2006 годах в Ахты прибыл один китаец, обосновался на местном центральном рынке, занимался розничной торговлей товаров широкого потребления. Его появление, конечно, не осталось незамеченным, но и о последствиях никто не стал задумываться. Вскоре к нему перебрался брат, затем их семьи. Не прошло и пару месяцев, как высокогорный лезгинский Ахты уподобился крупнейшим мегаполисам мира, обзаведшись своим «China-town» в миниатюре. Кстати, за счёт более низких цен им удалось сформировать свой круг постоянных покупателей, чем они составили сильную конкуренцию местным коммерсантам. Последних это начало постепенно угнетать. Тогда некий энтузиаст вспомнил про одного местного спортсмена и натравил его на китайскую диаспору Ахты. Тот обратился к одному из китайцев с требованием покинуть селение. Он выразил недоумевание, мол, на каком основании он должен его слушать. В общем, обоюдные оскорбления не заставили себя ждать, и в дело пошли кулаки, но теперь уже в одностороннем порядке… Китайцы покинули населённый пункт. Также мне рассказывали о местных таджиках, которых самому мне увидеть не довелось.

Чуть позднее я узнал и о трудовых мигрантах в Дербенте. Но там ещё понятно, как-никак, всё-таки это город и там не без рабочих мест. А что потянуло уроженцев Средней Азии и Индокитая в сельскую местность? Это парадоксально, почему-то сами лезгины, не находя себе работы, покидают родные края, в поисках лучшей жизни. Не видят для себя там перспектив. А далёкие гости из-за рубежа вполне трудоустраиваются. Так может, не совсем ещё худо с занятостью на селе? Может, над людьми возобладало желание получать лёгкие деньги? Во всяком случае, создаётся очень опасная ситуация, когда в Азербайджане на лезгинские территории наседают представители титульной нации, а в Дагестане, казалось бы, спокойной гавани для лезгин, исторический ареал проживания нации осваивается представителями других этносов. Это реальная угроза национальной безопасности. Нужно отметить один позитивный момент - отсутствие бытового шовинизма к трудовым мигрантам со стороны местного населения, к ним хорошо относятся. Разве что, сотрудники правоохранительных органов их изрядно донимают проверками документов. Эта деталь мне что-то напоминает… Некое дежавю.

Но пока лезгины покидают свои благодатные земли, чтобы заработать побольше, чем у себя дома, разъезжая по просторам России, а оставшиеся не хотят работать за копейки. Однако такая ситуация к счастью сложилась не везде. Один из крупных районных центров Южного Дагестана, Касумкент, например, не притягивает трудовых мигрантов. При поиске причин данного явления сразу же отсекается версия о меньшем экономическом потенциале селения, ибо на общем фоне Юждага Касумкент смотрится довольно-таки уверенно. По некоторым утверждениям, мигрантов туда не тянет по причине того, что местное население не гнушается никакой работой и не нуждается в рабочих руках из-за рубежа. Именно такая позиция касумкентцев видится панацеей от осваивания трудовыми мигрантами для того же Ахты, Магарамкента. В этом случае мы получаем сразу два решения в одном: лезгинские территории станут непритягательными для трудовых мигрантов, да и среди самих лезгин несколько понизится число этих самых трудовых мигрантов.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Трагедия сирийских черкесов. Полтора века без родины

Население уезжает из Юждага

Лезгины все чаще женятся на русских

Зачем лезгинам русский язык?

Лезгины зарубежья и интересы России

Комментарии (15)
Комментарий #5, дата: 24 ноябрь 2012 02:16
Juvan,
Природа пустоты не терпит.
Мигрируют к нам по той простой причине, что мигрируем мы.
Основные причины выше уже назвал, следствие же этих причин - потеря уважения к физическому труду. Неудивительно, что цены фруктов и овощей в Юждаге даже в благодатный летний период все более напоминают московские.
Касательно заводов (вторичная причина) так они вряд ли в скором будущем заработают, поскольку, даже имея какие-то негласные квоты в республиканской власти, политический вес, вследствие известных причин, минимален, чтобы выбить хоть какие-то крохи из бюджета на экономику полумиллионного региона, а серьезный частный инвестор же в этих условиях рискует оказаться в положении поливающего песок. Имхо.

Комментарий #4, дата: 24 ноябрь 2012 01:31
Мы мигрируем, к нам мигрируют, ничего удивительного. Спрос определяет предложение. В плодородном, богатом фруктами и овощами Южном Дагестане не работает ни один из 12 консервных заводов. Покупаем привозные тепличные овощи, хотя теплицами у нас сам Бог велел заниматься. Уникальный высокосортный фундук растёт в России только у нас и на Черноморском побережье Краснодарского края. Увеличить производство, наладить переработку и поставку на кондитерские предприятия. Подумать только, на весь Юждаг ни одной сыроварни! А всего-то надо занять достойной работой (не менее 20000 руб. в месяц) около 400000 человек трудоспособного возраста. Не так уж и много по китайским масштабам. :-)

Комментарий #3, дата: 23 ноябрь 2012 19:05
Все верно.Работы как таковой в Ахтах не мало.Был там в августе,на местном телевидении было не мало объявлений о найме в цех по производству тратуарной плитки,в стройфирму в Магарамкент(т.е. сами магарамкентцы в своей же работать не хотят),в шлакоблочные цеха.Работы как таковой не мало,вопрос просто как написал Gatagvi в погоне за длинным рублем и в иллюзорной самореализации.Это уже давно лезгинский национальный вид спорта,молодость провести пошлявшись по России в 85% случаев обсолютно бесплодно,а потом вернуться на Родину и строить там уже жизнь.У меня большинство родни так живет.Кстати узбеки там не только хлеб делают,но автомастерскую арендуют,у них всегда и заказы есть.

Комментарий #2, дата: 23 ноябрь 2012 18:03
КIандатIа хъел ша, кIандатIа хъвер, лезги жемятар, вири имандай-намусдай къвезвай кIвалахар я и дуьньяда. Чун гьикьван усал жеда и рекьяй, гьакьван чин пака югъни мичIи жеда. Мад гъилелди зегьмет чIугвазвай инсандал хъуьредай, адаз гьуьрмет амачир вахт гьим жеда, квез чиз?
Нехир чкадал хтай вахт, са шакни алачиз.

Комментарий #1, дата: 23 ноябрь 2012 14:50
Погоня за длинным рублем, поиск более комфортных условий жизни, иллюзорная самореализация...
Инсанриз лопатка къачуна чпин кIвалихъ галай салазни пер ягъиз кIамач.
Без возрождения духовных ориентиров мы погибнем как народ, а одни экономические меры положение точно не спасут.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия