Юждаг захлестывает глобализация: трудовая миграция в горах
Трудно сосчитать точно, сколько лезгин живёт за пределами исторической родины. Социально-экономическая необустроенность стала главной причиной широкого расселения лезгин уже не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Кто-то намеревается поднакопить капитал и вернуться на родину. Возможно, ещё и инвестировать в местную экономику. А кто-то не планирует возвращаться – мотивация разная. А тем временем, в лезгинских просторах узрели экономический потенциал представители самых разных народов Азии. Но обо всём по порядку…
Этой зимой я был в Дагестане. Ехал в маршрутке из Ахты в Магарамкент. Приехав, вместе со мной из маршрутки вышли два мужчины. Я обратился к ним по-лезгински и просил помочь мне сориентироваться на местности. Попутчики с недоумевающим выражением лица попросили меня перейти на русский. Я подумал, что местные магарамкентцы плохо понимают мой ахтынский диалект, и, перейдя на русский, спросил: «Вы из Магарамкента?» Удивлению моему не было предела, когда они ответили: «Нет, мы из Ахты!» Я опять перешёл на лезгинский и поинтересовался, почему они не понимают меня, если мы с ними односельчане. В итоге я спросил у них на русском языке, кто они. Их ответ меня просто поверг в шок: «Узбеки мы!». Про себя подумал «Вопросов больше нет, ребята…» Следы их затерялись в местной тандырной, что у въезда в Магарамкент. Оказывается, они ехали из ахтынской тандырной в магарамкентскую. Чуть позже я вспомнил, как при мне летом 2011 года мой двоюродный брат покупал хлеб в магазинчике с вывеской «Узбекский хлеб». Видимо, трудовыми мигрантами из Узбекистана в горах и предгорьях Юждага налажена сеть розничных точек продажи хлебобулочных изделий.
Летом 2011 года я побывал в своём родовом селе Ахты. Ко мне приехал также друг из Петрозаводска, Станислав. Я охотно начал показывать ему местные достопримечательности. Отправились к известным в Дагестане местным минеральным источникам. Интересно, кто из нас двоих удивился больше, когда обнаружили, что рабочие из стройбригады, возводившей новый дом на окраине Ахты, уж больно не местной антропологической характеристики, приветливо нам улыбались и говорили «Сарямарекум» ?! Оказалось, то были вьетнамцы. Их стройбригады пользуются широкой популярностью в Ахтынских краях ввиду их троекратно низкой ставки оплаты за работу, нежели местных рабочих.
Относительно следующего случая отмечу, что мне не довелось его лицезреть воочию, но о нём мне рассказывал двоюродный брат. Где-то в 2005-2006 годах в Ахты прибыл один китаец, обосновался на местном центральном рынке, занимался розничной торговлей товаров широкого потребления. Его появление, конечно, не осталось незамеченным, но и о последствиях никто не стал задумываться. Вскоре к нему перебрался брат, затем их семьи. Не прошло и пару месяцев, как высокогорный лезгинский Ахты уподобился крупнейшим мегаполисам мира, обзаведшись своим «China-town» в миниатюре. Кстати, за счёт более низких цен им удалось сформировать свой круг постоянных покупателей, чем они составили сильную конкуренцию местным коммерсантам. Последних это начало постепенно угнетать. Тогда некий энтузиаст вспомнил про одного местного спортсмена и натравил его на китайскую диаспору Ахты. Тот обратился к одному из китайцев с требованием покинуть селение. Он выразил недоумевание, мол, на каком основании он должен его слушать. В общем, обоюдные оскорбления не заставили себя ждать, и в дело пошли кулаки, но теперь уже в одностороннем порядке… Китайцы покинули населённый пункт. Также мне рассказывали о местных таджиках, которых самому мне увидеть не довелось.
Чуть позднее я узнал и о трудовых мигрантах в Дербенте. Но там ещё понятно, как-никак, всё-таки это город и там не без рабочих мест. А что потянуло уроженцев Средней Азии и Индокитая в сельскую местность? Это парадоксально, почему-то сами лезгины, не находя себе работы, покидают родные края, в поисках лучшей жизни. Не видят для себя там перспектив. А далёкие гости из-за рубежа вполне трудоустраиваются. Так может, не совсем ещё худо с занятостью на селе? Может, над людьми возобладало желание получать лёгкие деньги? Во всяком случае, создаётся очень опасная ситуация, когда в Азербайджане на лезгинские территории наседают представители титульной нации, а в Дагестане, казалось бы, спокойной гавани для лезгин, исторический ареал проживания нации осваивается представителями других этносов. Это реальная угроза национальной безопасности. Нужно отметить один позитивный момент - отсутствие бытового шовинизма к трудовым мигрантам со стороны местного населения, к ним хорошо относятся. Разве что, сотрудники правоохранительных органов их изрядно донимают проверками документов. Эта деталь мне что-то напоминает… Некое дежавю.
Но пока лезгины покидают свои благодатные земли, чтобы заработать побольше, чем у себя дома, разъезжая по просторам России, а оставшиеся не хотят работать за копейки. Однако такая ситуация к счастью сложилась не везде. Один из крупных районных центров Южного Дагестана, Касумкент, например, не притягивает трудовых мигрантов. При поиске причин данного явления сразу же отсекается версия о меньшем экономическом потенциале селения, ибо на общем фоне Юждага Касумкент смотрится довольно-таки уверенно. По некоторым утверждениям, мигрантов туда не тянет по причине того, что местное население не гнушается никакой работой и не нуждается в рабочих руках из-за рубежа. Именно такая позиция касумкентцев видится панацеей от осваивания трудовыми мигрантами для того же Ахты, Магарамкента. В этом случае мы получаем сразу два решения в одном: лезгинские территории станут непритягательными для трудовых мигрантов, да и среди самих лезгин несколько понизится число этих самых трудовых мигрантов.
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Трагедия сирийских черкесов. Полтора века без родины