Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждаг захлестывает глобализация: трудовая миграция в горах

Трудно сосчитать точно, сколько лезгин живёт за пределами исторической родины. Социально-экономическая необустроенность стала главной причиной широкого расселения лезгин уже не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Кто-то намеревается поднакопить капитал и вернуться на родину. Возможно, ещё и инвестировать в местную экономику. А кто-то не планирует возвращаться – мотивация разная. А тем временем, в лезгинских просторах узрели экономический потенциал представители самых разных народов Азии. Но обо всём по порядку…

Этой зимой я был в Дагестане. Ехал в маршрутке из Ахты в Магарамкент. Приехав, вместе со мной из маршрутки вышли два мужчины. Я обратился к ним по-лезгински и просил помочь мне сориентироваться на местности. Попутчики с недоумевающим выражением лица попросили меня перейти на русский. Я подумал, что местные магарамкентцы плохо понимают мой ахтынский диалект, и, перейдя на русский, спросил: «Вы из Магарамкента?» Удивлению моему не было предела, когда они ответили: «Нет, мы из Ахты!» Я опять перешёл на лезгинский и поинтересовался, почему они не понимают меня, если мы с ними односельчане. В итоге я спросил у них на русском языке, кто они. Их ответ меня просто поверг в шок: «Узбеки мы!». Про себя подумал «Вопросов больше нет, ребята…» Следы их затерялись в местной тандырной, что у въезда в Магарамкент. Оказывается, они ехали из ахтынской тандырной в магарамкентскую. Чуть позже я вспомнил, как при мне летом 2011 года мой двоюродный брат покупал хлеб в магазинчике с вывеской «Узбекский хлеб». Видимо, трудовыми мигрантами из Узбекистана в горах и предгорьях Юждага налажена сеть розничных точек продажи хлебобулочных изделий.

Летом 2011 года я побывал в своём родовом селе Ахты. Ко мне приехал также друг из Петрозаводска, Станислав. Я охотно начал показывать ему местные достопримечательности. Отправились к известным в Дагестане местным минеральным источникам. Интересно, кто из нас двоих удивился больше, когда обнаружили, что рабочие из стройбригады, возводившей новый дом на окраине Ахты, уж больно не местной антропологической характеристики, приветливо нам улыбались и говорили «Сарямарекум» ?! Оказалось, то были вьетнамцы. Их стройбригады пользуются широкой популярностью в Ахтынских краях ввиду их троекратно низкой ставки оплаты за работу, нежели местных рабочих.

Относительно следующего случая отмечу, что мне не довелось его лицезреть воочию, но о нём мне рассказывал двоюродный брат. Где-то в 2005-2006 годах в Ахты прибыл один китаец, обосновался на местном центральном рынке, занимался розничной торговлей товаров широкого потребления. Его появление, конечно, не осталось незамеченным, но и о последствиях никто не стал задумываться. Вскоре к нему перебрался брат, затем их семьи. Не прошло и пару месяцев, как высокогорный лезгинский Ахты уподобился крупнейшим мегаполисам мира, обзаведшись своим «China-town» в миниатюре. Кстати, за счёт более низких цен им удалось сформировать свой круг постоянных покупателей, чем они составили сильную конкуренцию местным коммерсантам. Последних это начало постепенно угнетать. Тогда некий энтузиаст вспомнил про одного местного спортсмена и натравил его на китайскую диаспору Ахты. Тот обратился к одному из китайцев с требованием покинуть селение. Он выразил недоумевание, мол, на каком основании он должен его слушать. В общем, обоюдные оскорбления не заставили себя ждать, и в дело пошли кулаки, но теперь уже в одностороннем порядке… Китайцы покинули населённый пункт. Также мне рассказывали о местных таджиках, которых самому мне увидеть не довелось.

Чуть позднее я узнал и о трудовых мигрантах в Дербенте. Но там ещё понятно, как-никак, всё-таки это город и там не без рабочих мест. А что потянуло уроженцев Средней Азии и Индокитая в сельскую местность? Это парадоксально, почему-то сами лезгины, не находя себе работы, покидают родные края, в поисках лучшей жизни. Не видят для себя там перспектив. А далёкие гости из-за рубежа вполне трудоустраиваются. Так может, не совсем ещё худо с занятостью на селе? Может, над людьми возобладало желание получать лёгкие деньги? Во всяком случае, создаётся очень опасная ситуация, когда в Азербайджане на лезгинские территории наседают представители титульной нации, а в Дагестане, казалось бы, спокойной гавани для лезгин, исторический ареал проживания нации осваивается представителями других этносов. Это реальная угроза национальной безопасности. Нужно отметить один позитивный момент - отсутствие бытового шовинизма к трудовым мигрантам со стороны местного населения, к ним хорошо относятся. Разве что, сотрудники правоохранительных органов их изрядно донимают проверками документов. Эта деталь мне что-то напоминает… Некое дежавю.

Но пока лезгины покидают свои благодатные земли, чтобы заработать побольше, чем у себя дома, разъезжая по просторам России, а оставшиеся не хотят работать за копейки. Однако такая ситуация к счастью сложилась не везде. Один из крупных районных центров Южного Дагестана, Касумкент, например, не притягивает трудовых мигрантов. При поиске причин данного явления сразу же отсекается версия о меньшем экономическом потенциале селения, ибо на общем фоне Юждага Касумкент смотрится довольно-таки уверенно. По некоторым утверждениям, мигрантов туда не тянет по причине того, что местное население не гнушается никакой работой и не нуждается в рабочих руках из-за рубежа. Именно такая позиция касумкентцев видится панацеей от осваивания трудовыми мигрантами для того же Ахты, Магарамкента. В этом случае мы получаем сразу два решения в одном: лезгинские территории станут непритягательными для трудовых мигрантов, да и среди самих лезгин несколько понизится число этих самых трудовых мигрантов.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Трагедия сирийских черкесов. Полтора века без родины

Население уезжает из Юждага

Лезгины все чаще женятся на русских

Зачем лезгинам русский язык?

Лезгины зарубежья и интересы России

Комментарии (15)
Комментарий #15, дата: 25 ноябрь 2012 01:46
Цитата: муртуз
Вин хьиз зи рик1ни кузва зи Халкьдин кьилел атанвай дуьшуьшарни "дегишвилер" акурла - ч1ехи гъвеч1и вуч ят1а чидач, паб вуж я итим вуж ят1а чидач, адетар, намус, стхавал, садвал рик1елай фейила - это все есть! И с этим надо бороться! Но разговор то не о том был, а о том что мы "лентяи". А я с этим не согласен!!! Им я за лугьузвайди. Сагърай!

Им цIай квай тема тирди чиз за инал хайи чIалади кхьиз алахъайди тир.
За лугьун тавур гаф, стха, зин кIвачиз ягъмир, иблисди чун рекьелай алудзава,- эхь, им зин фикир я, амма лентяяр лугьудай гаф зин сивяйни акъатайди туш.
Гьан хъсан я, ахъайрай сад-вад консервный завод, мад гьана кIвалахдайди юкьван азиядин хзанар жедачтIа, нивай хиве кьаз жеда??? Чун гзафбур Ватандай са дарвилери чукурзавайди туш, иник чин нефсинин карни артух я. Са вахтунда чаз аниз хквез кIан хайитIани, ана чаз хайи чил-макан амукь тавунхъай фикирар гила амаз авун хъсан я. Пака геж жеда.
Сагърай вунни.

Комментарий #14, дата: 25 ноябрь 2012 00:21
Gatagvi,
багълар, персикар, уст1ардиз к1валах хъсан тир, ХЬАЙИТ1А. Сад лагьайди - багълар арадал гъун патал са кьадар пулни к1анзавайди я са пуд кьуд йисни. Пул авайдаз кеф я, амайбуруз т1п1унин арада авайди (как всегда) . Кьвед лагьайди - изятда жегьилар дипломар гвай муалимар, юристар, экономистар баят хьана ава, бес гьабрун вуч авурай? Уст1арар лугьузва вуна, бес вирибуруз к1валахар жегъизва жал дагъустанда? К1валахар жегъидай тирт1а абрун сочийрани москвайраа вуч азар ава, к1вал хизан гадарна, ахмакьар я жал? . . . . . . . . . Вин хьиз зи рик1ни кузва зи Халкьдин кьилел атанвай дуьшуьшарни "дегишвилер" акурла - ч1ехи гъвеч1и вуч ят1а чидач, паб вуж я итим вуж ят1а чидач, адетар, намус, стхавал, садвал рик1елай фейила - это все есть! И с этим надо бороться! Но разговор то не о том был, а о том что мы "лентяи". А я с этим не согласен!!! Им я за лугьузвайди. Сагърай!

Комментарий #13, дата: 25 ноябрь 2012 00:15
Соглашусь с Муртузом. Низкая экономическая активность не является свидетельством каких-то особенных качеств народа, это следствие системы, которая навязана сверху. Когда видишь, что твой труд позволяет тебе и твоей семье иметь достойный уровень жизни, вряд ли пожелаешь куда-либо уехать. А то, что девушек из сёл более охотно выдают в города, так это было всегда; жизнь на селе никогда не была лёгкой.
Если основная проблема нашей экономики состоит в отсутствии государственной поддержки, может пришло время задуматься о том, как нам максимально обойтись без неё? У нас есть достаточно мощная структура ФЛНКА, способная всех усадить за один стол. Необходимо разработать программу социально-экономического развития Южного Дагестана, которая бы ориентировалась не на бюджетные ассигнования, а на экономический, политический, интеллектуальный потенциал нашего народа. Создать, к примеру, негосударственный фонд регионального экономического развития, который бы финансировал наиболее перспективные проекты. Для этого нужна хорошо разработанная реалистичная программа, профессиональная команда, политическая поддержка. В функции фонда могли бы входить такие направления как:

Исследование экономического потенциала региона
Разработка и продвижение приоритетных инвестиционных проектов
Привлечение инвестиций
Предоставление льготных или беспроцентных кредитов
Лоббирование экономических интересов Южного Дагестана на республиканском уровне

Это мысли, которые витают, думаю не только у меня. Когда в регионе появится дееспособная экономическая структура, с ней начнут считаться не только в наших муниципальных образованиях, но и в Махачкале. Сам фонд может находиться и в Москве (отбирать проекты), но иметь рабочий офис в Махачкале или Дербенте.

Комментарий #12, дата: 24 ноябрь 2012 23:28
Прежде чем обвинять народ правильнее будет присмотреться к его хакимам и кумирам думаю. Кто они, Сулик-раб еврея, прокуроры рабы русских и никто, депутат-раб раба еврея! И неужели вы думаете что с такими героями у народа может быть какое либо право выбора на своей земле! Никакой труд на родине не принесёт баракат пока такие герои служат не своему народу а его врагам. Так что не правильно упрекать тех кто уезжает и обустраиваются на чужбине.

Комментарий #11, дата: 24 ноябрь 2012 22:10
Цитата: муртуз
Читая комы, складывается впечатление, что все НЕвинны - и дагКЛАНцы, и кремлевские горе реформаторы, и районные чинуши - все они не причем ( "рафик не виноват!"), и у всех у них скоро нимбы над головой засветятся. А виновны лишь простые Лезгины (РАБОТЯГИ !!!!!!, а не как вы их - лентяи) уезжающие из родных краев на заработки. . . . . . . . . . . Больно до зверинной ярости от этих обвинений в адрес моего Народа, который умудряется выживать не благодаря, а вопреки!!! . . . . . . . . . А судьи то кто!!? - сидящие в уютных квартирах в русской глубинке, не знающие что такое "наладить бизнесс" по дагестански, но рьяно осуждающие своих земляков за то что они не пашут, видите ли ... . Перестаньте винить народ!!! Это, как минимум, не справедливо!

Вун чилел эвичIа, Муртуз, хуьре багъ гвайди я, малар хуьзвайди я лагьай жегьилдиз гьеле-меле свас жагъизвач алай вахтунда, патал алайди я лагьайла, башусте лугьузвайди адан бинени чир тавуна бегьемвилелди... Дагъустандин бизнесдикай заз лично хъсандиз хабар авайди я, чиновникрикай тахсирар садани хкудзавач, бес гьабурук тахсирар кутуна ацукьун Дагъустанда ва я Москвариз катна инра, айибмир, баят хьана са куьнуьнини иеси дахьана хъфин са вад-ругуд йисалай дуьз яни? Гьикьван четин хьайитIани сифтедай, хуьрера садни гишила авач исятда, гьихьтин ичин, персикдин багъ арадал гъиз жедай икьван чIавалди, месэла. УстIарвилин кIвалахар жуьреба-жуьре рекьерай. Заз чида инсанар ихьтин кIвалахар кьилиз акъудай. ЦIини йисуз ичер санлай хъсанбур къад манат, персикар къанни цIуд, гектар чилелай гьич дахьайтIа кьве виш-пуд виш агъзур михьи хийир.
Урусатра авайбуруз гьикьванбуруз амукьзавани икьванди, гзафбур ина гьа руфуна авай фан ва регьятвилерин иесияр хьана артухан туш, патарал явашдиз цIрадай тухумдикай ихтилат тийин.

Комментарий #10, дата: 24 ноябрь 2012 20:43
В моем родовом селе когда то был колхоз, были кутаны, была артель (сейчас эта артель, разделенный пополам, жилой дом, один хозяин глава адм.села другой его кент с махачкалы - его дача видите ли), люди худо бедно жили - все это развалили, разворовали ... . Затем в селе построили цех ("рычал-су") братья, один из которых (и на его же деньги построенный) уже давным давно живет на чужбине. Цех заработал, пару десятков молодых людей обрели работу (учитывая количество населения села, это было довольно много), все были рады, жизнь снова налаживалась. Но пришел "дах"-(знамо кто. Хотя мое село к "его землям" не относилось.) и прикрыл "контору" ... . Теперь в моем селе ты либо "на пенсии" либо "на заработках" - другого не дано. И ни кто уже свои деньги в заведомо "выгодный" бизнес, вкладывать как то не спешит. Когда я приезжаю в село мне задают всего лишь один вопрос интересующий всех - " я стха, гьанра са к1валах авачни, са ЛЮБОЙ к1валах??? Жагъур ма стха, аваз хьайит1а.". .... Моя тетка собирает яблоки со своего сада (живет в Кьулан ст1але) и приезжает с ними к в своему зятю аж в колмыкию, так как дома реализовать их не получается, а это единственный и только сезонный доход семьи (и тяжкий ТРУД между прочим!). Зять помогает с реализацией, благо есть связи. И таких примеров куча. . . . . . Вот такие вот пироги, дорогие судьи. А вы трезвоните - "обленились Лезгины" .... Не стыдно ли вам?????!

Комментарий #9, дата: 24 ноябрь 2012 20:12
Читая комы, складывается впечатление, что все НЕвинны - и дагКЛАНцы, и кремлевские горе реформаторы, и районные чинуши - все они не причем ( "рафик не виноват!"), и у всех у них скоро нимбы над головой засветятся. А виновны лишь простые Лезгины (РАБОТЯГИ !!!!!!, а не как вы их - лентяи) уезжающие из родных краев на заработки. . . . . . . . . . . Больно до зверинной ярости от этих обвинений в адрес моего Народа, который умудряется выживать не благодаря, а вопреки!!! . . . . . . . . . А судьи то кто!!? - сидящие в уютных квартирах в русской глубинке, не знающие что такое "наладить бизнесс" по дагестански, но рьяно осуждающие своих земляков за то что они не пашут, видите ли ... . Перестаньте винить народ!!! Это, как минимум, не справедливо!

Комментарий #8, дата: 24 ноябрь 2012 18:02
А консервные зыводы у нас не работают по двум причинам,во первых все они частные,их как земли в Ахтах прихапали,а модернизировать денег нет.Например тот же Ахтынский семья Палчаевых прибрала,теперь там СТО,ресторан,заправка и спортзал,консервного завода более нет.А ведь человек не бедный несколько заводов в Краснодарском крае собственных имеет.
А во вторых министр сельского хозяйства аварец и он пилит деньги только со своими консервными заводами.Поэтому они работают худо бедно.а остальные нет,в том числе и те,что расположены в даргинских районах.Лично мне кажется лучше пара частных и сильных,чем десяток сидящих на бюджетном подсосе.

Комментарий #7, дата: 24 ноябрь 2012 17:53
Эти развалины Timur2008 связаны далеко не только с тем,что ахтынцы не хотят работать.Просто в 90 годы земли раздали всем кому не попадя.Сотнями жители Баку,России,Махачкалы,Каспийска получили землю.Однако работать и поддерживать ни сил ни времени ни желания у них нет,главное получить кусок Родины на всякий случай так сказать.Вот и результат все стало сохнуть.Сейчас местные на своих участках сажают новые сады,но ты же не будешь это делать на чужой земле.

Комментарий #6, дата: 24 ноябрь 2012 14:38
наш народ и вправду немного обленился, хотя это возможно и не верное выражение, в каком то смысле лучше поехать в Россию и получать неплохую оплату за свой труд, меня в этом плане удивляет мое селение, там все сады превратились в орешниковые джунгли, я пару тройку летназад приехав домой начал все это выкорчевывать, затем брат продолжил это дело, и на сегодня там растет практически все и во многом обеспечивает хозяйство овощами еще через пару тройку вырастет прекрасный сад, а у соседей как были джунгли так и остаются, хотя проживают вполне молодые семьи.

а вот что касается Ахтов то туда и вправду было бы неплохо десант китайцев заселить, чтобы воспроизвести былые ахтынские яблоневые сады, а так едешь по долине, лице зреешь эти "развалины"




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия