Ролик о присяге аль Багдади боевиков Кавказа нацелен на молодежь
Анонимное обращение с призывом к мусульманам дать присягу "Исламскому государству" направлено на радикальную мусульманскую молодежь, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. По мнению Ахмета Ярлыкапова, это пропагандистская запись ИГ. Подполье на Северном Кавказе занято проблемами собственного выживания, считает Орхан Джемаль. ИГ становится привлекательным раскрученным проектом, указывает Александр Черкасов.
Как писал "Кавказский узел", 21 июня на YouTube было размещено сообщение о том, что боевики четырех вилайятов признанного в России террористическим "Имарата Кавказ" присягнули на верность лидеру "Исламского государства" (ИГ, ранее - ИГИЛ) Абу-Бакру аль Багдади. В аудиозаписи содержится призыв к мусульманам во всем мире присягнуть халифу. "Исламское государство", которое признано террористической организацией в России, США, Лиге арабских государств, Австралии, Великобритании, Индонезии, Канаде, Саудовской Аравии, Турции и ряде других стран, приняло присягу боевиков Северного Кавказа и заявило о создании своего отделения в регионе, руководителем которого назначен командир боевиков Дагестана Абу-Мухаммад (Рустам Асильдеров).
19 апреля лидер признанного террористической организацией "Имарата Кавказ" Алиасхаб Кебеков, вступивший в конфронтацию с "Исламским государством", был убит в результате спецоперации. Его преемником стал Мухаммад Сулейманов, также известный как Абу Усман Гимринский, сообщил информированный источник. После смерти Кебекова "Имарат Кавказ" стал стремительно терять свои позиции в Дагестане, отмечали эксперты.
"Имарат Кавказ" находится в глубоком кризисе и не смог бороться с "Исламским государством" за влияние на Северном Кавказе, заявили эксперты, комментируя информацию о присяге кавказских боевиков лидеру ИГ.
Ярлыкапов: не исключено открытое противостояние между сторонниками ИГ и "Имарата Кавказ"
Обращение, которое содержится в информации о присяге лидеров северо-кавказских боевиков Аль-Багдади, направлено на радикальную мусульманскую молодежь, которая потенциально может пополнить ряды ИГ, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
По его мнению, вряд ли боевикам в горах и лесах доступен Интернет, через который те или иные члены подполья могут прослушать обращение. Запись сделана для того, чтобы показать, что ""Имарат Кавказ" - вчерашний день, а будущее за ИГ”, уверен эксперт.
"Это пропагандистская запись должная сообщить об успехах ИГ на Ближнем Востоке, который, впрочем, отрицать нельзя. Пропаганда оказывает психологическое воздействие на молодежь, указывая на победоносность ИГ и распад "Имарата Кавказ", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
ИГ предлагает совершенно иную террористическую активность, нежели "Имарат Кавказ", считает Ахмет Ярлыкапов. "Если "Имарат" специализируется на терроре в отношении силовиков, то ИГ — это террор тотальный и очень жестокий. На это надо обращать особое внимание", - отмечал Ахмет Ярлыкапов в интервью, опубликованном на "Кавказском узле" 11 апреля.
Он не исключает открытого противостояния между сторонниками террористических организаций, что может отразиться на России.
"Многое зависит от того, где находятся те или иные боевики и что они контролируют. Если у них достаточно влияние, то это может затронуть и мирное население. В противном случае боевики будут друг с другом разбираться. Впрочем, на данный момент прямых свидетельств конфликта нет. Эксперты поговаривают о войне внутри боевиков, но серьезных конфликтов мы не видим", - указал Ярлыкапов.
Ситуация на Северном Кавказе развивается крайне динамично, таким образом что-то спрогнозировать невозможно, отметил эксперт.
Он также сообщил, что авторитет Сулейманова как главы "Имарата Кавказ" был под вопросом после выборов, так как сама процедура его избрания была не идеальной – не удалось собрать кворум, шуру. "Это дало основание противникам "Имарата Кавказ" говорить, что Сулейманов выбран незаконно", - добавил Ярлыкапов.
По его словам, ИГ более популярно, и радикальная молодежь Кавказа избрала его, "обезлюдив" "Имарат Кавказ". "Ситуация складывается явно не в пользу Сулейманова", - сказал Ярлыкапов.
Впрочем, уверен эксперт, заявление, что все северокавказские боевики встали на сторону ИГ, поспешное, и "Имарат "Кавказ" рано списывать со счетов.
"Нет никакой информации о том, что ИГ присягнули кабардино-балкарские, карачаево-черкесские и ингушские боевики. О байатах с их стороны ничего не слышно. Ранее появлялись сообщения о гибели "амира Вилаята КБК" Залима Шебзухова, но эта информация не подтвердилась. Впрочем, от него информации тоже никакой нет - заявлений не поступало. Кто лидер в Ингушетии – неизвестно. Неясно, живы ли вообще там боевики. В Чечне лидером остается Вадалов – по крайней мере, никто не говорил противного. Так что о присягах в этих республиках ничего не известно – я предлагаю не гадать, а дождаться их заявлений", - сказал Ярлыкапов.
При этом он отмечает, что необходимо принять во внимание динамичность ситуации. "Заявления боевиков запаздывают – это говорит о том, что боевики находятся не в самой лучшей ситуации. У них нет связи с медиа, которые их поддерживают", - добавил Ярлыкапов.
Джемаль: подполье на Северном Кавказе занято проблемами собственного выживания
С мнением о том, что призыв к мусульманам о присяге халифу, рассчитан на молодежь, согласен и журналист Forbes Орхан Джемаль, который говорит о расколе в салафитском Кавказе. Люди старшего поколения считают "Имарат Кавказ" приоритетной структурой подполья, а молодежь тяготеет к "игишевскому радикализму", считает он.
Для радикальных салафитов старшего поколения такие люди, как Сулейманов – "авторитеты, правоверы, религиозные и политические лидеры", отмечает журналист.
Автор аудиозаписи неизвестен, также неясно, когда она сделана. "Очевидным" фактом для эксперта считается лишь отток дагестанских "кадров" - молодежи, стремящейся в ряды ИГ.
"По остальным республикам – отток меньше. Впрочем, конкретные цифры назвать невозможно: к примеру, в кабардино-балкарские боевики не могут сообщить миру о своем состоянии, как это было 5-6 лет назад, из-за закрытия их сайта. Теперь мы плохо понимаем, что происходит внутри КБР, КЧР и Ингушетии. Единственный вывод, который напрашивается, подполье существует фоново – это не значит, что его нет либо законсервировано, оно занято проблемами собственного выживания", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.
ИГ фактически раскололо подполье на Северном Кавказе на сторонников новой сетевой структуры и приверженцев прежней модели вооруженного сопротивления "Имарата Кавказ", а присяга ряда вооруженных джамаатов новой структуре может привести к серьезному росту жертв, считает старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, профессор Михаил Рощин. В интервью, опубликованном 17 апреля на "Кавказском узле", эксперт заявил, что большую более опасен перенос жестких методов ИГ на Северный Кавказ, а не возвращение самих боевиков.
Ингушские боевики ориентированы на Чечню, но является ли их амиром Вадалов, неизвестно - информации об этом в последнее время не появлялось, указывает эксперт.
"Сохранили ли боевики ориентацию на "Имарат Кавказ"? Нет ответа. Когда во главе с Доку Умаровым везде, кроме Чечни, правил "Имарат Кавказ", в республике сохранилась ориентированность на "старую элиту", в частности, Масхадов", - отметил Орхан Джемаль. Что касается прогнозов, указал он, то часто некоторые местные политические процессы становятся частью мировых.
Черкасов: ИГ становится привлекательным раскрученным проектом
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов обратил внимание на то, что аудиозапись, в которой говорится о присяге северокавказских боевиков лидеру ИГ, не имеет конкретных автора и адресата.
"Речь идет о подпольной структуре, поэтому внешне мало что известно. О том, что боевики принесли присягу ИГ, ничего не сказал Сулейманов. Понятно, что Сулейманову сейчас не до этого – сейчас вокруг него идет спецоперация", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.
На сегодня, напоминает он, известно о нескольких случаях присяги ряда лидеров боевиков, и последний из них – распространенное 12 июня сообщение, что командир батальона смертников "Рияд ас-Салихийн" Аслан Бютукаев принес присягу ИГ от имени всех боевиков Чечни.
"Есть мнение, что "Имарат Кавказ" в ближайшее время закроется. Но структуры не прозрачны, и необходимо понять, кто кого представляет. Этого не знаем мы, как не знает и ФСБ – если бы силовики обладали соответствующей информацией, подполья бы уже не было. Более того, сами руководители боевиков не всегда знают друг друга, что, впрочем, нормально для среды сетевого типа. Сейчас отношения внутри "Имарат Кавказ" напряжены", - говорит Александр Черкасов.
При этом, подчеркивает эксперт, и ИГ не новая структура, и "здесь наросло много внешних людей".
Структура подполья остается неясной, указывает Черкасов, и для прояснения ситуации можно подождать. "Но это опасно – боевики уходят и получают новый опыт. Образ ИГ сейчас привлекательный, это раскрученный проект, и желание стать франшизой проекта вполне объяснимо", - добавляет Черкасов.
Что касается легитимности Сулейманова, он не смог однозначно что-то сказать по этому поводу. "Речь идет о подпольных структурах. Как происходят выборы? Это сложно, это проблема. А уж когда есть конкурирующие фирмы, и когда сеть ресторанов быстрого питания переходит в другую сеть… В любом случае Сулейманов вряд ли имеет контроль над другими регионами", - заключил Александр Черкасов.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Эксперты исключают причастность ИГ к видеозаписям казней жителей Дагестана
Бортников: убиты 20 из 26 лидеров ИГ на Северном Кавказе
"Исламское государство" приняло присягу боевиков Северного Кавказа
Лидером ИГ на Северном Кавказе оказался дагестанский боевик Асильдеров
ИГ объявило о присяге всех боевиков Северного Кавказа аль Багдади