О том, почему в Махачкале так любят балконы – в репортаже КАВПОЛИТа
Махачкала – это город, где шумит море, светит солнце, скрипит под колесами асфальт и идет стройка. Причем последнее превращается в национальный спорт с девизом «Быстрее, выше, шире». Многоярусные балконы, дополнительные этажи, трехэтажные сараи, гаражи с мансардами – это и многое другое можно найти на улицах Махачкалы. Почему строительство вышло из-под контроля, и можно ли с этим бороться?
О том, что понятие «архитектурный стиль» в столице Дагестана отсутствует, КАВПОЛИТ рассказывал и показывал. Чтобы в этом убедиться, необязательно даже ехать в Махачкалу: группы в социальных сетях пестрят фотографиями застроек всех мастей. Огородами в двух метрах от многоэтажного жилого комплекса, гаражами, которые превратились в трех-, а то и четырехэтажные дома, тут никого не удивишь.
В интернете еще можно найти фотографии старой Махачкалы – и не поверить, что на них именно этот город. Широкие пустые улицы, типовые пятиэтажные дома, аккуратные аллеи. Обыкновенный город, коих было так много на просторах СССР.
Сейчас строительный бум поглощает его, хороня под дешевым пластиком одноразовых торговых фасадов былой провинциальный шик.
Но меняет облик Махачкалы не только бизнес, получивший в свое время «зеленый свет» от власти. Меняют его простые люди. Для этого нужна лишь ловкость рук и много, много кирпича.
А не построить ли нам балкон?
Самые креативные и бесстрашные домовладельцы, которых мне довелось встретить, проживают в Редукторном. Креативные потому, что их пристройки очень разнообразны по форме и размеру. Бесстрашные – потому что порой диву даешься, как созданная ими конструкция вообще остается на своем месте.
Я имею в виду, конечно же, балконы. Они могут появиться в самом неожиданном месте, вопреки здравому смыслу и первоначальному замыслу архитектора. Удивительно, что дагестанцы, одно из главных качеств которых – отличное чувство юмора, еще не создали специальный паблик, в котором бы публиковались фотографии самых примечательных балконов города.
«Как это вообще держится?» – с недоумением спрашиваю я Юсуфа, который привез меня сюда для того, чтобы показать очередную незаконную постройку во дворе. На балконы он внимания не обращает – он и сам живет в этом районе, для него такой пейзаж привычен. Я же недоумеваю, как можно было соорудить все это: балконы держатся явно с божьей помощью. Трубы, упирающиеся в козырек крыши подъезда, уж точно не могут быть для них надежной опорой.
«Как их строят, говоришь? Ну, наверное, с мыслью – а вдруг не отвалится. Видишь, не отваливается же», – улыбается он. Этакий русский авось с кавказским колоритом.
Попытки узнать у самих жильцов, есть ли у них разрешения на расширение жилья, вызывали или недоумение, или возмущение. Люди в основном кивают друг на друга: сосед построил, значит, и я могу. Но больше всего уверенности людям придают именно действия приближенных к власти. «А вы видели, что они настроили на 26-й? Вот где беспредел настоящий, а тут смотреть нечего! Там амировские раскупили все, делают что хотят, а мы, значит, спрашивать должны!» – возмущается дедушка, у которого я попыталась узнать, законно ли строить балкон размером с половину комнаты. Что ж, его вполне можно понять.
В результате мне удалось узнать, что кто-то из домовладельцев все же узаконил свою собственность – помогли и взятки, и простой человеческий фактор. Не раз местные власти шли навстречу самозахватчикам, понимая, что несанкционированное расширение жилой территории продиктовано жизненной необходимостью. Но большинство людей пристройки не регистрируют.Балконы бывают разные, а если речь идет о Махачкале – то и подавно. По некоторым домам видно, что начинали тут именно с невинной пристройки. Но дальше появился еще этаж, потом еще один, и еще.
Испокон веков люди расширяли свои жилища по мере того, как становились больше их семьи. Только тогда речь шла о частных постройках в деревнях. Сейчас жизнь изменилась: люди перебрались в многоквартирные дома, где быт приходится определять исходя из прописанных в плане квадратных метров. Но только не в Махачкале.
Жители этого дома построили в своем дворе настоящий каскад из пристроек. Нельзя не отметить, что выглядит он вполне прилично и даже вписывается в архитектуру самого дома. Пожалуй, это самый симпатичный самострой из тех, что автору довелось тут увидеть.
Парадокс: когда сюда пришли застройщики с проектом расширения дома под продажу квартир, жильцы были возмущены и даже обратились с жалобами в одну из местных газет. Правда, как рассказали нам сами застройщики, офис которых находится в соседнем дворе, проблему решили полюбовно: провели к дому новые трубы. Больше на стройку никто не жаловался.
Самозахват – дело привычки?
Саид уверен, что непреодолимая тяга махачкалинцев к разнообразным пристройкам вызвана не нуждой. Это его родной город, и в свои 45 он успел пообщаться с самыми разными людьми – и бедными, и богатыми, и вывел для себя одно.
«Людей тут ругать не за что. Так в условиях города срабатывает горский менталитет, – уверен он. – Понимаете, когда люди жили в горах, у них каждый клочок земли был на вес золота. Вы видели горные села? Там крыша нижнего дома была огородом для того, который строился над ним. А как возделывали земли в горах, как оборудовали террасные сады? В таких вот суровых условиях люди научились выживать, и в городе они делают то же самое», – считает он.
«Выходит, бороться с этим нельзя – надо смириться?» – спрашиваю я. Саид не согласен: он считает, что бороться надо. «Просто пока им сложно объяснить, что уже не нужно пытаться отхватить эти вот самые кусочки площади – нет такой необходимости, сельская жизнь отмерла. Что уж там про город – даже в селах уже начали покупать мясо в магазинах, не выращивают, как раньше. Но людям это невдомек пока, они не приемлют городскую культуру», – думает он.
Саид верит в то, что городская культура возьмет свое, и со временем поглотит остатки сельского прошлого. Пока же движения к этому не видно. Зато видны все новые и новые пристройки, придающие Махачкале неповторимый колорит.
Екатерина Нерозникова
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.