Сайгидпаше Умаханову не дают стать Сагидом Муртазалиевым. Почему ушедший в отставку глава Хасавюрта никак не может отпустить город
На этой неделе произошло одно из самых ожидаемых событий в политической жизни Дагестана – отставка главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова с должностей главы городского округа «г. Хасавюрт» и председателя городского собрания депутатов.
Как писали аналитики, эта отставка готовилась долго. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и сам Сайгидпаша Умаханов несколько раз обсуждали наиболее приемлемые для обоих варианты ухода засидевшегося мэра.
Ключевыми условиями ухода Умаханова были названы предоставление ему места в руководстве одного из республиканских министерств, а также возможность поставить вместо себя во главе Хасавюрта своего преемника.
Однако, как пишут СМИ, в последний момент что-то пошло не так. Сайгидпаша Умаханов вместо окончательного ухода из города вдруг, пользуясь оставшимися у него рычагами, вновь переизбрался на должность главы городского собрания депутатов.
Возможные траектории ухода
Что касается более ранних слухов об отставке Умаханова, редакция «Черновика» еще год назад предполагала, что Сайгидпаша Умаханов может уйти из Хасавюрта в кресло Росреестра по Дагестану. Однако и тогда этого не произошло.
После все-таки случившейся на днях отставки Умаханова обозреватель Эдуард Уразаев пишет для «Кавказской политики», что ему руководством Дагестана была обещана должность «должность министра или главы отделения Пенсионного фонда Дагестана».
Самое интересно для нас, если допустить, что Рамазан Абдулатипов на самом деле мог пообещать Сайгидпаше Умаханову должность главы Пенсионного фонда республики, которую до сих пор занимает объявленный в международный розыск Сагид Муртазалиев.
Поскольку, как мы писали ранее, Сайгидпаша Умаханов и Сагид Муртазалиев в последние годы были непримиримыми оппонентами на политической карте Северного Дагестана.
Кроме того, назначение глав Пенсионного фонда Дагестана находится не в ведении главы республики Рамазана Абдулатипова, а в ведении Москвы. Оттого, если он и давал Умаханову это обещание, то оно было предельно сложно реализуемым.
Почему решился остаться?
В итоге, вместо окончательного ухода из города, Сайгипаша Умаханов, «как говорили в советские времена, по просьбам трудящихся, согласился с избранием его спикером горсобрания», - пишет обозреватель Эдуард Уразаев.
Фактически, Умаханов оставляет за собой возможность не только контролировать процессы и расклады в руководстве города, но и в случае необходимости снова избраться главой Хасавюрта на неопределенный срок.
Что же заставило Умаханова после столь долго обсуждавшейся и готовившейся отставки вновь занять место в «штабном вагоне» Хасавюрта? К тому же в ситуации, когда ему самому была предоставлена возможность уйти в отставку с максимальным комфортом.
Когда со стороны руководства республики ему не просто было обещано место во главе одного из республиканских ведомств. Но даже было позволено самому подобрать себе возможного преемника.
Этим преемником, напомним, как мы писали ранее, был отобран односельчанин Сайгидпаши Умаханова, уроженец села Буртунай Казбековского района, бизнесмен, бывший замглавы этого же района Зайнудин Окмазов.
Фактор Рамзана Кадырова
По некоторым данным, рокировка, позволяющая Умаханову уйти из Хасавюрта в государственные структуры, вызвала противодействие в среде федеральных силовиков, контролирующих ситуацию на Кавказе.
Различные инсайдеры называли в числе противников перемещения главы Хасавюрта начальника ГУ МВД по СКФО Сергея Ченчика, а также главу Чечни Рамзана Кадырова, - пишет «Черновик».
Что касается Кадырова, мы писали ранее, что с ним у Умаханова отношения не сложились совсем. И это мягко сказано. Поскольку Рамзан Кадыров открыто обвинял Сайгидпашу Умаханова в бандитизме и поддержке боевиков.
Для Рамзана Кадырова Сайгидпаша Умаханов в последние годы являлся самым главным раздражителем и препятствием на пути расширения чеченского влияния на Хасавюрт, в котором проживает большая чеченская община.
Более того, как утверждали аналитики, Рамзан Кадыров предпочел бы видеть во главе Хасавюрта вместо влиятельного аварского главы собственную креатуру. Считалось, что у Кадырова на пост главы Хасавюрта уже есть своя фигура – всемирно известный борец Бувайсар Сайтиев.
Силовая блокировка
Что касается Сергея Ченчика, то он с 2010 года является главным полицейским в СКФО, возглавляя Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Интересно проследить, что может в таком случае стоять за претензиями федеральных силовиков к Сайгидпаше Умаханову. Дело в том, что в СМИ неоднократно приводились факты, что близкие родственники Умаханова оказывались в рядах боевиков.
Однако, подобные обвинения можно предъявить большей половине дагестанцев, поскольку в ситуации резкой радикализации молодежи, в Дагестане не осталось семьи, из которой кто-то да не попал бы под влияние боевиков.
Тем более, что в 1999 году во время вторжения в Дагестан вооруженных отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба, Сайгидпаша Умаханов возглавил хасавюртовские отряды ополченцев для отпора боевикам.
На самого Умаханова покушались около десятка раз. Во время одного из покушений погиб его племянник Магомедхабиб Умаханов. Другой племянник был обвинен в убийстве главы Хасавюртовского района Алимсолтана Алхаматова - политического оппонента Сайгидпаши Умаханова.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.