Кто построит ГЭС у села Кина?
Так уж получилось в истории Дагестана: вопреки тому, что первые попытки освоения гидроресурсов республики были предприняты на реке Самур, начало масштабного строительства ГЭС в республике началось с Сулака. Дагестан сегодня, располагая огромными гидроресурсами (55 млрд кВт/ч), использует их всего лишь на 10%. Вдобавок существующие электростанции главным образом сосредоточены в центральной и горной частях республики. А ведь потенциальная мощность гидроэнергетических ресурсов бассейна Самура составляет порядка 30% всего потенциала гидроресурсов республики. Почему он не используется?
Природный ресурс Самура на сегодняшний день остается практически полностью не освоенным. Этот факт, конечно же, не остался незамеченным. Наличие свободного природного ресурса комплексного назначения в совокупности с трудовыми ресурсами, освоенность рассматриваемого района для строительства ГЭС (дороги, энергия), относительно небольшие затраты на выдачу электроэнергии реки Самур как внутренним, так и зарубежным потребителям всегда привлекали экспертов и предпринимателей. Примечательно, что поддержка со стороны местных органов власти и общественности в деле отвода земельных участков и других вопросов также является фактором, свидетельствующим в пользу решения строительства гидроэлектростанций на Самуре.
Попытки дать новый импульс развитию гидроэнергетики Юга Дагестана, в частности у генерального директора ООО «Самурэнерго» Шихсефи Сефиханова, были не раз. Актуальны они и по сей день. ООО «Самурэнерго» в 2010, 2013 и 2014 годах представило на рассмотрение руководства Республики Дагестан предложение о проекте строительства ГЭС на реке Самур в Рутульском районе вблизи села Кина (более доступный участок, нет затоплений и переселения) с целью использования гидроэнергетического потенциала реки и с дальнейшим возведением каскада ГЭС на этой реке. Но реальной финансовой поддержки проект так и не получил.
Вместе с тем Правительство Республики Дагестан приняло распоряжение №104-р от 6 мая 2010 года: «Согласиться с предложением ООО «Самурэнерго» о строительстве гидроэлектростанции «Кина» мощностью 80 МВт на реке Самур за счёт привлечения внебюджетных источников финансирования и рекомендовать администрации муниципального образования «Рутульский район» провести работы по выбору места створа плотины и площадки под строительство гидроэлектростанции. Муниципалитет Рутульского района выделил земельный участок под будущее водохранилище и размещение сооружений гидроэлектростанции.
Здесь проведены необходимые землеустроительные и топографические работы, получено разрешение на строительство. Дагестанский республиканский центр «Дагестангеомониторинг» представил положительное заключение.
Однако собственными средствами инициаторы не в силах были возвести ГЭС, но за эти годы проделали немало работы. Прежде всего проект никем не оспорен и согласован с главными заинтересованными структурами гидроэнергетической отрасли страны.
Так, по данным ОАО «Ленгидропроект», готового к сотрудничеству по проекту, установленная мощность ГЭС «Кина» составляет 50-80 МВт со среднегодовой выработкой 345-450 миллионов кВт/час. Дагестанский филиал ПАО «РусГидро», ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» дали положительные заключения по данному проекту. ОАО «Ленгидропроект» представило договор на выполнение предпроектных работ и согласно на дальнейшее сотрудничество. Получены предварительные технические условия на выдачу ГЭС «Кина» мощности 50 МВт в Рутульском районе РД в электрическую сеть ОАО «Дагэнергосеть». ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (ОАО «ДЭСК») готово согласовать предложения ООО «Самурэнерго» о покупке всего объема электроэнергии по существующим тарифам, а в случае отсутствия их - по соглашению сторон. По предварительным подсчетам ООО «Энергострой ЛТД», количество рабочих мест на период строительства составит более 300 человек.
Дело, казалось бы, за малым. Нужно строить. Но денег на стройку нет. По данным инициатора проекта, стоимость строительства данного проекта по предварительным прикидкам составляет 4,2 млрд рублей. Капитальные вложения восстанавливаются за 6-7 лет после ввода ГЭС в эксплуатацию за счет доходов от реализации электроэнергии. Учитывая то, что за годы строительства ГЭС тарифы на электроэнергию будут расти, увеличится доходная часть от реализации электроэнергии, и возврат денежных средств, вложенных в строительство, ожидается раньше, чем указано в предварительных расчетах.
Уточненные данные могут определиться при разработке проектно-сметной документации, до составления которой дело так и не дошло. Возможно, целесообразно включение проекта в число приоритетных инвестпроектов РД, которые такую поддержку подразумевают.
Наш вопрос к руководителю Агентства по энергетике РД Муртазали Гитинасулову.
- Основная проблема при реализации проектов строительства гидроэнергетического комплекса - это наличие значительных свободных или заемных средств у инициатора строительства, учитывая, что на строительство 50-80 МВт ГЭС понадобится порядка 4-5 млрд рублей.
- Чем могут помочь республиканские и отраслевые структуры?
- Со стороны республиканских и муниципальных органов основной задачей в случае наличия инвестора, готового реализовать проект или вложить средства, является проработка вопроса выделения земельных участков под строительство ГЭС (для сведения: республика с целью привлечения инвесторов внесла в закон «О налоге на имущество в Республике Дагестан» №22 изменения №47, дающие право собственнику вновь построенной ГЭС на налоговые льготы в течение 10 лет).
- Как найти инвесторов под проект?
- Самое продвинутое, на наш взгляд, – это организация всякого рода форумов, в рамках которых популяризировать возможности освоения природного потенциала и строительство ГЭС на реках Дагестана. Вместе с тем повседневная работа Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан нацелена на привлечение инвесторов к работе в республике, в том числе для освоения природного потенциала РД. На главный вопрос - где взять средства на составление проектно-сметной документации и строительство самой ГЭС, у инициатора проекта Шихсефи Сефиханова есть свой, достаточно оригинальный ответ. Он предлагает ввести в рыночный оборот водные ресурсы реки Самур.
- Как известно, Самур является приграничной рекой с Азербайджанской Республикой. Также известно, что 96% водостока р. Самур формируется на территории Дагестана. Годовой объем водотока в среднем составляет 2000 млн куб. м.
Использование водных ресурсов Самура между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с 1967 года регулировалось кабальным для Республики Дагестан протоколом от 21 сентября (7 октября) 1967 года, утвержденным бывшим Минводхозом СССР.
По Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур от 3 сентября 2010 года предусмотрено: делению в равных долях между государствами сторон подлежит объем водных ресурсов, поступающий к началу пограничного участка трансграничной реки Самур за вычетом экологического пропуска, объем которого устанавливается равным 30,5%.
Однако установленные лимиты водозабора практически не соблюдаются за все время действия гидроузла. По данным использования стока реки Самур с 1967 года установлено, что водохозяйственные организации РД фактически ежегодно не использовали выделенного им лимита водозабора в среднем на 50%, т.е. недополучали около 150 млн куб. м воды из реки. Тем самым районы Южного Дагестана и города Дербент и Дагестанские Огни достаточным количеством воды не обеспечены.
Из-за бесконтрольности водохозяйственных органов республики не выдерживается лимит экологического сброса, в результате чего нанесен огромный и непоправимый ущерб уникальному Самурскому природному комплексу. Лес высыхает на корню, изменился породный состав, полностью деградировала вся природная экосистема комплекса.
Таким образом, пользуясь бесконтрольностью водохозяйственных органов Дагестана, среднегодовой фактический бесплатный забор воды Азербайджанской Республикой из реки Самур составлял более одного миллиарда кубометров. По международным расценкам один куб. м воды стоит от 0,20 до 60 центов. Если учитывать, что внутрироссийские средние цены 1 куб. м воды составляют более 30 рублей, то нетрудно подсчитать, сколько финансовых ресурсов может получить бюджет Дагестана.
Если оценить кубометр воды даже по минимальным расценкам (по 20 центов или 6 рублей), то сумма, которую ежегодно власти Российской Федерации и Дагестана «дарят» Азербайджанской Республике, превышает более 5 млрд рублей. За эти средства можно решить все социально-экономические и экологические проблемы не только районов Южного Дагестана, но и других районов республики.
- Основная проблема проекта ООО «Самурэнерго» - это источники финансирования. Они могут быть как собственные, так и заемные, - сказал министр.
Учитывая, что у инициатора проекта ООО «Самурэнерго» отсутствуют собственные средства, Минпромторгинвест РД считает возможным осуществление проекта путем создания совместного предприятия и привлечения инвестора в проект с ликвидными активами. В дальнейшем возможно рассмотрение вопроса привлечения заемных средств под государственные гарантии РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ либо участие в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования в соответствии с постановлением Правительства России от 11 октября 2014 года №1044.
В связи с тем, что проекты в сфере гидроэнергетики в силу своей специфики долгоокупаемы, считаем также возможным рассмотреть вопрос привлечения в качестве инвестора ОАО «РусГидро».
Проекту в случае наличия 15% от суммы инвестиций возможно предоставить статус приоритетного инвестиционного проекта, что дает возможность претендовать на государственную поддержку:
* инвестиционный налоговый кредит в части налогов, зачисляемых в республиканский бюджет РД;
* возможность получения государственных гарантий Республики Дагестан в обеспечение возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
* налоговые льготы сроком до пяти лет.
- Значение малых ГЭС в социально-экономическом развитии Дагестана, в водоснабжении сел, развитии рыбного хозяйства трудно переоценить. По расчетам специалистов, порядка 40 процентов территорий предгорного и горного Дагестана можно снабдить электричеством, вырабатываемым малыми и мини-ГЭС мощностью от 1 до 10 и более МГВ/ч. Для малых ГЭС нет проблем затопления территорий. Они могут обходиться минимальными гидросооружениями, повышающими уровень воды при образовании водохранилищ всего лишь на 5-15 метров. Не говоря уже о выигрышных условиях для экологии, что тоже в пользу строительства ГЭС на Самуре. Как и огромные возможности развития сельского хозяйства Южного Дагестана. В этом плане интересен проект ООО «Самурэнерго» строительства ГЭС возле села Кина в Рутульском районе. Место очень оригинальное и удобное для строительства, давно примеченное, однако отложенное в долгий ящик из-за трудностей финансирования. Учитывая высокую экономическую эффективность и окупаемость затрат строительства на реке Самур, расходы на начальном этапе могли бы взять на себя и бюджет республики, и такие компании, как РусГидро, другие инвесторы. Экономических рисков для вложений практически нет, так как проект быстро окупается, то есть появляются и продукция, и рабочие места, и выплачиваемые налоги в муниципальные бюджеты.
- Сегодня вопреки объективным преимуществам малых ГЭС строительство этих объектов в республике сдерживается, - сказал далее З. Юзбеков.
- Нам эту тенденцию необходимо преодолеть. Считаю оправданным включение проекта строительства ГЭС возле села Кина в число приоритетных инвестиционных проектов РД, а также в программы приоритетных проектов развития РД «Точки роста» и «Новая индустриализация», которые вписываются в инновационно-модернизационый план развития Дагестана.
Рыночный оборот водных ресурсов реки Самур, который назвал Шихсефи Сефиханов, также, на мой взгляд, соответствует реалиям времени и может быть использован для финансирования строительства ГЭС на Самуре.
- Мы готовы сотрудничать со всеми инвесторами, которые намерены развивать гидроэнергетику Дагестана и, в частности, вкладывать средства в освоение потенциала бассейна реки Самур. Что касается финансовой поддержки проектов «Самурэнерго», то на ближайшие годы в инвестпрограмме РусГидро такие средства не предусмотрены. Но Дагестанский филиал РусГидро готов оказывать любые консультации в части инжиниринговых вопросов.
P.S. Судя по комментариям, живого интереса к инициативе Шихсефи Сефиханова у структур, казалось бы, просто обязанных быть кровно заинтересованными в подобных проектах, не прослеживается. Понятно, что никто вместо инициатора проекта или лиц, непосредственно заинтересованных в этом «бизнесе», денег на строительство ГЭС просто так не выложит.
Однако, судя по ответам на вопрос: чем и как можно помочь сдвинуть с мертвой точки реализацию проекта, выходит, что Шихсефи Сефиханов должен это сделать сам, как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя из болота сам за волосы. Однако правильно ли это с точки зрения интересов республики? Как бы то ни было, таковы реалии.
Следовательно, и строительство ГЭС возле села Кина, тем более каскада ГЭС, не более чем фантазии? Или все же неудачи проекта кроются в прохладном и формальном отношении к проекту тех, от кого зависит экономическое будущее нашей республики? Вопрос, как говорится, риторический, но ответ на него, как ни крути, нам все же необходимо искать. Как говорит Шихсефи Сефиханов, он не устал ходить по горам и кабинетам и полон надежд задуманное дело завершить… Или, вернее, все же начать.
Джангиши Гадисов
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.