Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Как Рамазан Абдулатипов разберется с дагестанскими кланами

Назначение депутата Госдумы Рамазана Абдулатипова временно исполняющим обязанности главы Дагестана активно обсуждается последние две недели. Пока общество задаётся вопросами, чем будет заниматься новый руководитель республики в президентском кресле, главные участники финансово-политических процессов Дагестана делали ревизию своим прежним договоренностям с властями и группами влияния, а также метались между Махачкалой и Москвой, с целью заручиться поддержкой во властных кабинетах.

В настоящий момент (об этом можно сказать уверенно) все старые договорённости, которые были между руководством Дагестана и политическими группировками, – рухнули. Во всяком случае, нет никакой уверенности в том, что они ещё действуют. Так как, казалось бы, вчерашние друзья первых лиц республики, сегодня ищут защиты и покровительства у стратегических противников этих самых первых лиц.

В этом процессе переформатирования межклановых отношений не последняя роль отводится и Рамазану Абдулатипову. Для управления республикой, причём такой непростой, как Дагестан, необходимо иметь поддержку не только в Кремле, но и на местах. Иначе тихий саботаж тех, кто, в силу своего статуса, должен будет проводить курс главы республики на местах, приведёт Абдулатипова, да и любого другого в тот же тупик, в который попались сначала Муху Алиев, а затем и Магомедсалам Магомедов.

Естественно, процесс политических договоренностей, штука двусторонняя. Придётся договариваться о неких правилах игры не только Абдулатипову, но и с Абдулатиповым. В республике есть множество политических группировок и финансово-политических групп, влияющих на «здоровье» Дагестана.

Амиров и сыновья

Саид Амиров, мэр Махачкалы – влиятельный градоначальник, сконцентрировавший в своих руках значительные ресурсы (как политические, так и финансовые). Его группа распространяет своё влияние не только на ставшую ему родной Махачкалу, но и на ряд горных районов. У него хорошие позиции в Левашинском, Кайтагском, Дахадаевском районах Дагестана (преимущественно населённых даргинцами).

А союз Амирова с главой Дербента Имамом Яралиевым (лезгином по национальности) позволяет опираться на определённую часть жителей не только самого Дербента, но и на Сулейман-Стальский район (глава этого района – креатура Яралиева).

Дружба глвы Махачкалы с депутатом НС РД Мадером Канберовым позволяет опираться и на другой лезгинский район – Докузпарински (считается родиной известного дагестанского магната Сулеймана Керимова). Хотя, даже и не район, а село Мискинджа, в котором проживает около 32% голосующего населения района.

Амиров опирается не только на дагестанские муниципалитеты (председателем которых он является), но и на влиятельных друзей в Москве (среди них можно отметить, к примеру, патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Родной брат мэра – Магомедсалам Амиров председатель Кировского суда Махачкалы. Двое племянников мэра – депутаты Госдумы: один от «Справедливой России», другой – от «Единой России». Один из сыновей – Магомед Амиров, является депутатом Народного собрания РД, другой – Далгат – руководить Управлением Федеральной службы судебных приставов по РД.

Ожидается, что вся деятельность Амирова во взаимоотношениях с властями будет подчинена созданию механизмов по сохранению достигнутых им позиций за его сыновьями. В этой связи часто обсуждается возможное назначение в качестве вице-премьера, премьера или председателя НС РД Магомеда Амирова. Отметим, что уход экс-главы РД Магомедсалама Магомедова на кремлёвскую должность резко усилило позиции группы Амирова.

Муртазалиев, экс-глава и опора

Группа Сагида Муртазалиева, руководителя Отделения Пенсионного фонда по Дагестану не уступает по влиятельности и своим возможностям «амировцам». «Брутальный интеллигент», олимпионик Сагид Муртазалиев распространяет своё влияние не только на Цумадинский и Кизлярский и Тарумовский районы, но и, благодаря своей крепкой дружбе с их главами – Джамбулатом Салавовым и Адильханом Ганакаевым, на Хасавюртовский и Бабаюртовский.

Дружба с однофамильцем Омаром Муртазалиевым (меценатом, первым вице-президентом Федерации спортивной борьбы России) позволяет опираться и на Ахвахский район республики.

Сагида Муртазалиева можно считать близким к двум дагестанским финансово-политическим группам влияния: Сулеймана Керимова и братьев Магомедовых – Зиявудина и Магомеда (группа «Сумма»). У него хорошие отношения с главой Чечни Рамзаном Кадыровым и депутатом Госдумы Ризваном Курбановым.

Со счетов нельзя сбрасывать и интересы в политико-экономической сфере республики экс-главы Дагестана Магомедсалама Магомедова. Влиятельный сын влиятельного отца (Магомедали Магомедова), несмотря на повышение, имеет множество своих сторонников и надежные опорные позиции в целом ряде районов Дагестана, а также в бизнес-структурах республики. В случае проведения всенародных выборов главы РД может заявить о себе как сильный кандидат.

«Аварская группа» представлена такими влиятельным политиками, как мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, руководитель Управления федерального казначейства по РД Сайгидгусейн Магомедов, первый вице-спикер НС РД Сайгидахмед Ахмедов, и. о. главы администрации Кизилюртовского района Гаджи Махачев (его брат Абдул Махачев – глава соседнего Казбековского района, а сын – Далгат – депутат НС РД), депутат НС РД Будун Будунов, известный спортсмен Султан Ибрагимов и прочие.

Эта группа, невзирая на свою «разношерстность» и, порой, прямо противоположные интересы в политике и экономике, тем не менее, представляет собой крепкую конструкцию. Ожидается, что именно на неё и будет опираться Рамазан Абдулатипов (если интересы нового руководителя и местных авторитетов совпадут). Так или иначе, в марте этого года планируется проведение Съезда аварского народа, на котором будет озвучен общий от аварцев кандидат в президенты Дагестана.

Крупные инвесторы

Из заявивших о себе в Дагестане финансово-политических групп, общественность знает только две: группа Сулеймана Керимова и группа братьев Магомедовых.

Группа Сулеймана Керимова известна своими инвестиционными проектами в республике, наиболее крупные из которых строительство Каспийского завода листового стекла, проект строительства «Города-спутника» и пр. Из наиболее известных проектов – это вложение в ФК «Анжи», строительство «Анжи-арены», а также готовность провести реконструкцию махачкалинского аэропорта «Уйташ».

Рамазану Абдулатипову, не смотря на его заявления об опоре на средний и малый бизнес, надо будет продолжить взаимодействие со структурами Керимова, так как его проекты уже «стартанули». Кроме того, в ранге первого вице-премьера правительства РД находится вполне успешный менеджер Игорь Липатов (человек Керимова), ответственный за инвестиционную составляющую в развитии Дагестана.

Группа братьев Магомедовых (Магомеда и Зиявудина, владельцев «Сумма-групп») тоже реализует в республике крупные инвестиционные проекты. К примеру, проект в области АПК «ДагагроИталия», интернет-компания «Сумма-телеком» и пр. Среди крупных (в пределах республики, конечно же ) успехов бизнеса Зиявудина Магомедова можно назвать поглощение «Суммой» компании «Мостоотряд-99» и завершение ими строительство самого длинного в СНГ Гимринского тоннеля. (Строительство тоннеля длилось более 30 лет!)

Абдулатипов, думается, как и в случае с группой Сулеймана Керимова, продолжит контакт с братьями Магомедовыми.

Активность других влиятельных дагестанцев проявится в ходе работы нового руководителя Дагестана. Хотя многое будет зависеть и от того, «буферная фигура» Абдулатипов (до ближайших выборов), или же он всерьез и надолго. Это покажет только работоспособность Абдулатипова, а также позиция Кремля.

Ну а пока, завтра, 30 января, Рамазан Абдулатипов будет представлен Народному собранию и правительству Дагестана в качестве «врио» и приступит к своему первому рабочему дню…

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рамазан Абдулатипов подписал указ о создании "Корпорации развития Дагестана"

Рабаданов: «У меня нет политических амбиций»

Абдулатипов надеется на возвращение в Дагестан всех уехавших

Глава Дагестана Магомедов досрочно отправлен в отставку и назначен замглавы Администрации Президента РФ

Энвер Кисриев: "Рамазана Абдулатипова в Дагестане ждет невероятно сложная работа"

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 30 январь 2013 17:47
Будет ли вообще он разбираться? Вот какого мнения придерживается сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, кавказовед Ахмет Ярлыкапов:

«Кулуарный междусобойчик, который мы наблюдали последние несколько недель при отставке Магомедова, не вписывается ни в одну цивилизованную систему принятия политических решений, особенно в таком сложном регионе, как Дагестан, где решения должны приниматься прозрачно и молниеносно, — считает Ярлыкапов. — Впечатление такое, что был сознательно дан люфт времени для возможности получения откатов всеми заинтересованными лицами, ведь меняется не только президент, пройдет обязательная ротация всего кадрового состава. По крайней мере, именно в этом ключе рассуждает весь Дагестан, что подрывает авторитет ставленников центра в частности и федеральной власти в целом».



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия