Азербайджан: коалиция или независимость. С какой целью премьер-министр Турции посетил Баку?
Сказать, что визит в Азербайджан премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу был знаковым – значит не сказать ничего. Вокруг Баку образовалось «огненное кольцо».
В силу известных обстоятельств поссорились его союзник и ближайший стратегический партнер. Азербайджан старался придерживаться в этой ситуации традиционного для своей внешней политики сбалансированного подхода. Но геополитическая ситуация в регионе очертила свои контуры.
Как Москва следила за турецким премьером в Баку
Еще до своей поездки в Азербайджан, отвечая на вопросы журналистов о судьбе турецко-российских отношений, Давутоглу внезапно коснулся и нагорно-карабахского конфликта, подав тем самым недвусмысленный сигнал Москве.
«Турция сделает все возможное, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены», – заявил глава турецкого правительства.
Официальная Анкара и ранее делала подобные заявления. Но если тогда они преследовали цель подбодрить Баку и воспринимались в Азербайджане как закономерное проявление военного союзничества с Турцией, то теперь их услышали и в Москве.
Уже прибыв в Баку, Давутоглу вновь повторил свой призыв о том, что «оккупированные территории Азербайджана должны быть возвращены вплоть до последнего сантиметра, Анкара продолжит оказывать посильную помощь Баку в достижении данной цели».
Далее турецкий премьер на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым напомнил, что «турецко-азербайджанские связи широкомасштабны – и нигде в мире нет двух стран, имеющих такие же близкие отношения, как Турция и Азербайджан».
Официальный Баку догадывался, что за визитом турецкого премьера следят и в Москве. Исходя из этого, он вновь продемонстрировал неготовность работать по принципу «дружим против одной из сторон».
Накануне визита устами заместителя руководителя администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова официальный Баку дал понять:
«Турция является нашим близким союзником. Россия тоже является близкой и дружественной для нас страной. Азербайджан объединяют исторические связи с обеими странами. Связи с обоими государствами находятся на самом высоком уровне».
В духе весьма изощренной восточной дипломатии азербайджанский лидер сделал еще один хитрый ход. После встречи с турецким премьером он принял известного своей патриотической позицией и связями с Кремлем председателя Союза кинематографистов России Никиту Михалкова, выразив уверенность в том, что его визит в Азербайджан «будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между двумя странами и народами». Это был сигнал Москве.
За закрытыми дверьми, или Ружье на стене
«Обычно визиты представителей руководства стран в Азербайджан не особо интересуют российские СМИ. Но на сей раз визит Давутоглу проходил на фоне кризиса в отношениях Москвы и Анкары. Большинство российских СМИ уделили внимание визиту – и, в частности, теме переговоров Давутоглу в Баку», – пояснил КАВПОЛИТу политический эксперт, руководитель проекта The Great Middle East Али Гаджизаде.
По его словам, некоторые СМИ и аналитики даже предположили, что Баку и Анкара собираются дружить против России, что в корне не верно.
«Азербайджан выстраивает свои отношения с Турцией без оглядки на соседей и исходя из своих национальных интересов. Уверен, что за закрытыми дверьми Ильхам Алиев и Ахмет Давутоглу коснулись темы ухудшения российско-турецких отношений после инцидента с Су-24. Позиции Турции и Азербайджана по этому вопросу известны», – напомнил Гаджизаде.
Российское экспертное сообщество отнеслось к визиту Давутоглу с осторожностью, но пессимизм все-таки преобладает.
«Ружье, висевшее на стене в первом акте, еще не выстрелило, но его демонстративно сняли. Отчасти демонстрация возможностей ею же и останется: в заявлениях первых лиц России и Турции зазвучали примирительные нотки. Все-таки обеим странам есть что терять. Но отчасти угрозы будут реализованы: ни отношения России с Турцией, ни ее отношения с Азербайджаном не останутся такими, какими они были», – сказал КАВПОЛИТу российский политический обозреватель Виктор Ядуха.
Если говорить про чисто политический аспект, то Давутоглу проводил некую «разведку» позиции Баку. Мол, что будет делать Азербайджан, если отношения между Анкарой и Москвой начнут стремительно ухудшаться?
Понятно, что решить текущие проблемы Турции может помочь только Запад: такие государства, как США, Германия, Франция. Заменить их влияние исключительно дружбой с Азербайджаном невозможно. Значит, речь шла о чем-то другом.
«Предполагаю, что Турция думает над тем, как перенести внимание Москвы на южном направлении с себя на другие страны. И в этом плане крайне тревожно прозвучали слова Давутоглу, что Турция поможет Азербайджану освободить оккупированные территории. Но чем реально может помочь Анкара своему партнеру?» – задается вопросом директор российского Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов.
Эксперт не считает, что визит турецкого премьера в Баку вообще может как-то ухудшить отношения между Россией и Азербайджаном. В Москве понимают, что Азербайджан проводит собственную независимую политику исходя из имеющейся реальности.
«Реальность такова, что Турция – сосед Азербайджана, и лучше с соседом дружить, чем ругаться. Скажем, в Москве совершенно спокойно воспринимают контакты между Украиной и Белоруссией, Украиной и Китаем. Собственно, Россия тоже хотела с Турцией дружить, но теперь уж не судьба – по крайней мере, пока Эрдоган остается у власти. Но Азербайджан с Турцией не ссорился, и от него никто ничего требовать в России не будет», – считает он.
Газ – как раздражитель Москвы, но Россия снова в выигрыше?
Единственный реальный результат переговоров Давутоглу в Баку – это достижение договоренности об ускорении строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), который позволит Турции увеличить закупки азербайджанского газа на 6 млрд кубометров ежегодно и экспортировать в Европу 10 млрд кубометров газа в год.
«Мы ставим целью завершить до 2018 года строительство Трансадриатического трубопровода (TANAP), призванного обеспечить поставки газа в Турцию и Европу в рамках второго этапа разработки месторождения Шахдениз», – сказал Ахмет Давутоглу.
По его словам, Турция и Азербайджан пришли к соглашению о вводе в эксплуатацию TANAP ранее намеченного срока.
«Ради этого мы будет работать ускоренными темпами. Проект реализуется на основе взаимного доверия. Проект TANAP также повлияет на внутренний баланс Европы. Транспортировка энергии из Турции – самый надежный маршрут. Развитие Турции означает развитие Азербайджана», – отметил Давутоглу.
Комментируя КАВПОЛИТу это заявление турецкого премьера, Андрей Иванов отметил, что сегодня Турция критически зависит от поставок российского газа. Понятно, что после инцидента с российским самолетом Анкаре надо думать о том, как от этой зависимости избавиться. Как выход – газ из Азербайджана.
«Парадоксально, но в случае сотрудничества Баку и Анкары в газовой сфере выигрывает и Москва. Дело в том, что сейчас России приходится бороться за сохранение своей доли на европейском газовом рынке. Турция покупала много газа, но сейчас вмешались политические причины, и о сохранении турецкого рынка просто не может идти речь, это реальность, от которой никуда не деться.
Но России непременно надо сохранить место на европейском рынке. Через несколько лет газ из Азербайджана должен был пойти в Европу, то есть Баку стал бы конкурентом Москвы. Теперь же Азербайджан будет продавать газ в Турцию, а рынок у нее очень емкий. Соответственно, Россия на рынках Европы избавляется от одного конкурента, к всеобщему удовольствию Москвы, Анкары и Баку», – подчеркнул он.
С ним не согласен азербайджанский эксперт Ровшан Ибрагимов, который заметил, что объемы поставок газа уже распределены, а договоры между Турцией и Азербайджаном подписаны.
«Никакой отсебятины Азербайджан делать не может. В Европу пойдут 10 млрд кубометров газа, они уже проданы. Также нет разговоров о том, что Азербайджан продаст газе больше указанного количества. Переговоры ведутся о подаче газа раньше намеченного срока. Ну и наконец, 10 млрд кубометров – не та цифра, которая способная составить конкуренцию Москве», – считает эксперт.
По его словам, реализация TANAP позволит Турции диверсифицировать импорт газа и сократить зависимость от России.
Заметим, что Азербайджан также поддержал турецких дальнобойщиков, перевозящих грузы в Центральную Азию и столкнувшихся с проблемой перевозок по территории России. Были снижены тарифы на 20% на перевозки паромом через Каспийское море и упрощены процедуры.
В ожидании оттепели
Увы, в российском политологическом сообществе появилось мнение, что может появиться некая ось Баку-Анкара против России. Это не так. Во-первых, стало ясно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев не хочет ссориться с Москвой.
Во-вторых, вступать в какие-то антироссийские коалиции Азербайджану попросту невыгодно. С Россией его связывают крепкие экономические узы, а на территории РФ проживают и работают свыше двух миллионов азербайджанцев.
Баку будет ждать потепления в российско-турецких отношениях. Но, судя по заявлениям официальных лиц двух стран, придется запастись терпением.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Турция и Азербайджан решили ускорить строительство газопровода в обход России
Ильхам Алиев: «Во всех вопросах Азербайджан рядом с Турцией»
Турция пригласила Азербайджан участвовать в саммите G20
Турция готова активно участвовать в процессе урегулирования карабахского конфликта