Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Экс-глава МИД Израиля Либерман: «Мы понимаем сложность положения Азербайджана»

Давид Бен-Гурион, Голда Меир, Менахем Бегин, Ариэль Шарон, Ицхак Рабин, Шимон Перес, Беньямин Нетаньяху – израильские политики, которых знает весь мир. Однако в этом списке, на наш взгляд, не хватает еще одного человека – политического деятеля, для сторонников которого он кумир, а для противников – непререкаемый авторитет. Это бывший вице-премьер Израиля, экс-министр иностранных дел, депутат Кнессета и лидер партии «Исраэль бейтену» («Наш дом Израиль») Авигдор Либерман.

Несмотря на чрезвычайную занятость, господин Либерман согласился дать эксклюзивное интервью haqqin.az.

– С Ирана сняты санкции, несмотря на протесты Израиля и могущественного еврейского лобби в США. Вы согласны с тем, что это оглушительное фиаско внешней политики Израиля?

– Прежде всего соглашение между мировыми державами (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН: США, Китай, Россия, Франция, Великобритания плюс Германия) и Ираном по ядерной программе этой страны, подписанное 14 июля 2015 года, – это полный провал всего свободного мира. 

Заключив сделку с Ираном, мировые державы полностью сдали все принципы западного общества. В соглашении учтено более 90 процентов требований Ирана и менее 10 процентов требований Запада. В мировой истории соглашение с Ираном будет стоять в том же ряду, что и Мюнхенский сговор 1938 года и пакт Молотова-Риббентропа. Оно полностью игнорирует глобальные угрозы, исходящие от Ирана. Иначе как капитуляцией свободного мира перед иранскими аятоллами это соглашение назвать нельзя.

Напомню, что накануне подписания этого договора Госдепартамент США опубликовал официальный отчет, в котором назвал Иран крупнейшим источником финансирования международного террористического альянса. Если бы не помощь Ирана, режим президента Асада в Сирии не продержался бы и месяца. Аналогичным образом Иран поддерживает «Хезболлах» в Южном Ливане и ХАМАС в секторе Газа.

Иран является экспортером террора номер один в мире. И противодействие Ирану в реализации его ядерной программы свободный мир должен рассматривать как часть борьбы с террором во всех его проявлениях. Но уставший западный мир, по сути, сдался перед силами зла, а его лидеры лишь пытаются купить хоть какое-то временное затишье. Однако цена все время растет.

После заключения Мюнхенского договора Уинстон Черчилль, выступая в Палате общин, сказал, обращаясь к премьер-министру Чемберлену: «У вас был выбор между войной и бесчестием. Вы выбрали бесчестие и теперь получите войну».

Безотносительно к вопросу об иранской ядерной программе мы сталкиваемся здесь с очередным моральным крахом Запада, признавшего правомочность режима, открыто и непрестанно объявляющего физическое уничтожение еврейского государства главной целью своей внешней политики. Как и Мюнхенский сговор 1938 года, так и Венский сговор 2015 года порожден нравственной коррозией и упрямым желанием глядеть на мир сквозь замутненные розовые очки.

Постыдный Венский сговор вызван еще и безудержной алчностью, стремлением европейцев во что бы то ни стало нажиться на торгово-экономических связях с Ираном. Так же, как в годы Второй мировой войны некоторые европейские страны беззастенчиво наживались на поставках нацистам стратегического сырья, продукции металлургической и химической промышленности, прекрасно зная, что тем самым они содействуют укреплению вермахта, воюющего с армиями антигитлеровской коалиции, и индустрии уничтожения людей, развернутой нацистами в Освенциме, Берген-Бельзене и десятках других лагерей смерти.

И тогда запах прибыли одурманивал мозги европейцев, и тогда он помогал работать на полных оборотах машине истребления.

– С Европой все понятно. Но почему, на ваш взгляд, США пошли на снятие санкций с Ирана, не учитывая при этом интересов своего важнейшего союзника в регионе – Израиля?

– Снятие санкций с Ирана – это результат «ядерной сделки», о которой я говорил выше. В договоре между «шестёркой» международных посредников и Ираном масса условий, предупреждений, что режим санкций будет вновь восстановлен, если Иран не выполнит своих обязательств. Но, по сути, механизм проверок не проработан. Гарантий никаких нет.

Израиль, как известно, не участвовал в переговорах по иранской ядерной программе. Мы могли влиять лишь косвенно, не напрямую. Я всегда говорил и повторю сейчас: мы должны сами обеспечить безопасность нашей страны. Мы не можем доверить выполнение этой задачи никому, даже самому близкому союзнику.

К чему привел «мирный договор» с нацистским диктатором, знают все. Ублажение Гитлера закончилось самой большой катастрофой в истории человечества. Гитлер тоже был проблемой всего мира, но евреи были теми, кто первыми и дороже всех заплатил за решение этой проблемы.

Сегодня отношение Европы к Израилю сильно напоминает отношение Европы к Чехословакии накануне подписания Мюнхенского соглашения в 1938 году. 

Но Израиль никогда не согласится стать Чехословакией образца 1938 года. Мы будем стоять на своем и защищать жизненно важные интересы нашей страны.

– Если бы вы сейчас были министром иностранных дел Израиля, что бы предприняли в сложившейся ситуации? 

– После 14 июля 2015 года мир оказался в другой реальности. На Ближнем Востоке уже началась бешеная гонка ядерных вооружений. Израиль должен действовать, исходя из новой конфигурации расстановки сил в регионе, изучая и учитывая все параметры.

Сегодня на Ближнем Востоке прочерчен новый водораздел: умеренные режимы – по одну сторону, экстремистские – по другую. Лидеры умеренных арабских государств осознали, что главная проблема Ближнего Востока вовсе не сионизм, евреи или Израиль. Главная проблема – экстремизм.

Что же сейчас для Израиля самое важное? На мой взгляд, важно не просто быть островком демократии, экономической стабильности и безопасности в регионе, но создать новые стратегические союзы и вступить в диалог с умеренными арабскими государствами. Сейчас такая возможность перед нами реально открыта.

Я убежден, что Израиль должен вступить в стратегический союз с умеренными арабскими государствами, прежде всего со странами Персидского залива, и что этот союз должен предусматривать, среди прочего, сотрудничество в сфере экономики и взаимовыгодную торговлю. Если мы сможем летать из Тель-Авива в Саудовскую Аравию и Кувейт, это будет другая реальность.

Новейшие технологии Израиля в сочетании с ресурсами стран Персидского залива смогут кардинально изменить ситуацию в регионе.

Я надеюсь, что Израилю удастся добиться регионального урегулирования посредством налаживания отношений с умеренными арабскими государствами. В настоящий момент для такого регионального урегулирования имеются все объективные предпосылки.

– На посту главы МИД Израиля вы были одним из противников восстановления отношений с Турцией. Но сейчас, судя по обрывкам информации израильских и турецких СМИ, две страны начинают восстанавливать взаимосвязи. Ваше отношение к этому? Возможен ли вообще в обозримом будущем возврат к прежним, союзническим отношениям между Израилем и Турцией?

– На фоне российско-турецкого кризиса в правительственных кругах Израиля возникла идея сближения Израиля с Турцией. Напомню, что 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили на границе Сирии и Турции российский бомбардировщик Су-24.

Я считаю, что при любой попытке нормализации отношений с тем или иным государством следует тщательно взвесить, что мы выиграем и что проиграем. В таких вопросах нельзя руководствоваться сиюминутной выгодой – необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» и просчитать ситуацию минимум на два шага вперед.

Прежде всего должен отметить, что с первых дней сирийского конфликта в течение нескольких лет МИД Израиля проводил четкую политику невмешательства и нейтралитета по отношению ко всем сторонам, участвующим в конфликте.

Турция под руководством Эрдогана не только демонстрирует откровенную враждебность по отношению к Израилю, но и превратилась в убежище для главарей ХАМАС. Именно в Турции находится оперативный штаб этой террористической организации, ответственной за многочисленные теракты на территории Израиля, в том числе за похищение и убийство трех израильских подростков в июне 2014 года.

Спецслужбы Турции оказывают террористам ХАМАС всестороннее содействие и прикрывают их. Турция под видом борьбы с «Исламским государством» уничтожает курдов. Турция является главным посредником «Исламского государства» по торговле нефтью, по сути, играет роль главного спонсора этой террористической организации.

Каким образом Турция вдруг ни с того ни с сего сменит ориентацию и превратится в союзника Израиля? Я считаю эту идею крайне неразумной и даже опасной, поскольку она может нанести серьезный ущерб интересам Израиля.

В последние годы Израиль приложил огромные усилия по развитию двусторонних отношений с Грецией и Кипром, достиг с ними важных договоренностей и наладил тесное сотрудничество. Соглашение с Турцией нанесет этим отношениям непоправимый ущерб.

Соглашение с Турцией нанесет удар и по нашим отношениям с Египтом, поскольку Эрдоган настаивает на том, чтобы Израиль полностью снял морскую блокаду сектора Газа, и не намерен отказываться от своих требований. Со стороны Египта есть очень сильный нажим. Руководство Египта очень жестко выразило свою позицию: если Израиль позволит Турции ступить ногой в сектор Газа, пусть израильтяне забудут о какой-либо координации с Египтом.

Более того, я вообще не понимаю, о какой нормализации можно говорить, если в разгар переговоров между представителями Турции и Израиля, которые проходят в Швейцарии, Эрдоган в беседе с журналистами заявил, что политическое устройство Германии времен Гитлера – пример эффективной президентской системы. Об этом сообщили турецкие СМИ.

– Вас считают самым опытным дипломатом в современной истории Израиля. Поэтому хотелось бы узнать ваше мнение о том, чем вызван обвал цен на нефть. Говорят, что это сговор США и монархий Персидского залива против России, с тем чтобы лишить ее главнейшего источника дохода. Вы согласны с этим?

– Резкое падение цен на нефть – результат снятия санкций с Ирана, результат заключения соглашения между Ираном и «шестёркой» международных посредников, одним из которых является Россия. Россия была непосредственным участником переговоров с Ираном. После снятия санкций иранская нефть буквально хлынула на мировой рынок и обрушила цены. Прогнозы экспертов, предрекавших в точности такое развитие событий, сбываются. Кроме того, Иран объявил, что в феврале снизит цены на нефть для Европы, и многие аналитики ожидают в связи с этим дальнейший обвал цен на энергоресурсы.

– Несмотря на то, что Азербайджан считает Израиль своим стратегическим партнером и даже союзником, Баку, тем не менее, не торопится открывать посольство в Израиле. Что думают по этому поводу в Израиле и лично вы?

– Мы понимаем сложное геополитическое положение Азербайджана, все трудности, с которыми сталкивается эта дружественная нам страна. У нас очень хорошие отношения с Азербайджаном, но, мягко говоря, очень плохие отношения с Ираном. Вместе с тем Израиль не собирается навязывать Азербайджану свою точку зрения.

.

haqqin.az

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Нетаньяху заявил, что Совет ООН по правам человека превратился в антиизраильский цирк

Глава МИД Израиля: Мы готовы помочь наладить отношения между Россией и Украиной

Израиль за создание независимого Курдистана

Российских раввинов отправят на курсы самообороны

В Тель-Авиве проходит съезд Международной ассоциации Азербайджан-Израиль

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия