Багдад на сто персон: Дмитрий Рогозин летит в Ирак во главе представительной делегации
Как стало известно "Ъ", сегодня вице-премьер Дмитрий Рогозин отправится в Ирак. За два дня визита он встретится с высшим руководством страны и проведет заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Вместе с господином Рогозиным в Багдад прилетят больше 100 российских чиновников и бизнесменов. Они будут убеждать иракских партнеров в необходимости расширять совместные проекты в нефтегазовой сфере и энергетике, а также продолжать военно-техническое сотрудничество.
О том, что визит господина Рогозина в Багдад состоится 10-11 февраля, "Ъ" рассказал источник в аппарате правительства. По его словам, помимо заседания межправкомиссии, сопредседателем которой является глава МИД Ирака Ибрахим аль-Джафари, запланированы встречи с президентом страны Фуадом Масумом и спикером парламента Салимом Джибури. В российскую делегацию входят замглавы МИД РФ и спецпредставитель президента по Ближнему Востоку Михаил Богданов, замминистра экономического развития Александр Цыбульский, замминистра промышленности и торговли Александр Потапов, замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, замминистра транспорта Валерий Окулов, а также директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Александр Фомин. Помимо федеральных чиновников, в Багдад также прилетят около 90 бизнесменов: например, председатель правления ПАО "Газпром нефть" Александр Дюков, гендиректор "Интер РАО-Экспорт" Максим Сергеев и руководитель "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг" Сергей Никифоров. "Это одна из самых представительных делегаций, которая когда-либо посещала Ближний Восток,— говорит собеседник "Ъ".— У наших компаний накопился значительный интерес к иракским проектам, мы рассчитываем, что он выльется во что-то большее". В аппарате Дмитрия Рогозина "Ъ" официально подтвердили информацию о поездке, отказавшись от дополнительных комментариев.
По сведениям "Ъ", одной из основных тем переговоров станет сотрудничество в сфере энергоресурсов. Сейчас "Газпром нефть" в Ираке является оператором месторождения Бадра (на данный момент добыча держится на уровне около 0,75 млн тонн нефти в год), а также занимается геологоразведкой трех блоков в Иракском Курдистане. ЛУКОЙЛ разрабатывает месторождение Западная Курна-2, где добыча сейчас составляет около 22 млн тонн в год. У обеих компаний сервисные контракты — Ирак компенсирует им затраты на разработку месторождений, а потом платит фиксированную плату за каждый добытый баррель (порядка $1,5 за баррель). Все выплаты осуществляются нефтью. Но из-за резкого падения цен иракское правительство вынуждено отдавать более половины добываемой нефти в качестве компенсации. В 2015 году Багдад уже попросил инвесторов не делать новых вложений, чтобы не наращивать уровень выплат, при этом компенсация даже уже сделанных инвестиций порой идет с задержками. Но если инвесторы прекратят делать инвестиции, Ирак может столкнуться со спадом добычи на действующих месторождениях. Поэтому стороны сейчас обсуждают, как сделать контракты более привлекательными для российских компаний, чтобы те согласились растянуть возмещение инвестиций на более долгий срок. В целом, по данным "Ъ", российские компании готовы расширять сотрудничество с Ираком, так как добыча в стране остается рентабельной даже при текущих ценах.
В "Интер РАО-Экспорте" "Ъ" сообщили, что ведут переговоры с Минэнерго Ирака об участии в проектах нового строительства и достройке ТЭС и ГЭС небольшой мощности: "Рассматриваем поставки основного оборудования электростанций и его монтаж, а также EPC-контракты". Отметим, что в Багдад также прибудут представители российских частных охранных компаний, услуги которых Дмитрий Рогозин будет продвигать для обеспечения безопасности нефтегазовых и энергетических объектов в Ираке, где работают российские специалисты.
Другой важной темой станет ВТС. Напомним, в конце 2012 года Россия и Ирак заключили оружейные контракты на сумму около $4,2 млрд: пакет предусматривал поставки комплексов ПВО "Панцирь-С1", вертолетов Ми-35 и Ми-28НЭ. Впоследствии Ирак также приобрел девять штурмовиков Су-25 из наличия Минобороны РФ, десять тяжелых огнеметных систем ТОС-1А "Буратино". Багдад был заинтересован в дальнейших закупках вооружений, но из-за падения цен на нефть иракские военные были вынуждены ужаться в своих запросах, говорит источник "Ъ" в сфере ВТС. Но, по его словам, переговоры все равно продолжаются: сейчас они рассматривают вариант с закупкой небольшой партии истребителей типа МиГ-29М.
"Понятно, что тех отношений, которые были у нас при Саддаме (Хусейне.— "Ъ"), уже не будет, но на сближение мы все равно пойдем — нужно удерживать позиции на Ближнем Востоке",— заявил он.
По словам старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сотникова, иракское руководство продолжает балансировать между Москвой и Вашингтоном, "ориентируясь на свои национальные интересы и на то, насколько эффективную поддержку Багдаду оказывают внешние участники". Примеры сближения с Москвой есть: в частности, именно в Багдаде был открыт координационный центр по борьбе с террористами запрещенного "Исламского государства". Это позволило военным четырех стран (России, Ирака, Ирана и Сирии) оперативно обмениваться разведданными. Впрочем, Багдад продолжил взаимодействовать и с международной коалицией во главе с США: 8 февраля было объявлено об открытии совместного центра в Эрбиле (Иракский Курдистан), в состав которого вошли офицеры иракской армии и представители международной коалиции. Дебаты о политическом курсе Ирака возникли и после того, как ряд иракских депутатов выступили за проведение на территории страны военной операции РФ, наподобие той, которая ведется в Сирии. Вслед за этим Багдад посетили американские военные и дипломаты, а в октябре координатор политики США по борьбе с "Исламским государством" Джон Аллен передал иракскому руководству озабоченность Барака Обамы сотрудничеством Багдада с Москвой (см. "Ъ" от 21 октября 2015 года).
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.