Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Азербайджану необходимо учесть тот факт, что именно Рамазан Абдулатипов назначен президентом Дагестана»

Российский эксперт: «В случае войны в Карабахе Россия реализует в Азербайджане иной «грузинский сценарий»

Азербайджано-российские отношения стали предметом обсуждений и для западных аналитиков, которые пришли к интересным выводам. Так, если верить аналитикам, Азербайджану следует ждать удара с севера. Да, речь идет о Дагестане. Особый упор аналитиков делается на хронологию бывших событий. По их мнению, исторически складывается так, что после того как происходят открытые столкновения боевиков с российскими силами безопасности, приток дагестанских боевиков в Азербайджан увеличивается. А Россия ведет сейчас активную борьбу против боевиков. Причина ясна - Зимняя Олимпиада 2014 года пройдет в Сочи. Москва будет продолжать уделять особое внимание нейтрализации боевиков на Кавказе, и особенно в Дагестане. И если проводить исторические параллели, то боевики переместятся из Дагестана в Азербайджан, как только Россия усилит давление.

Есть и другая сторона медали. Аналитики утверждают, что в Баку неоднозначно воспринимают любые российские действия на границе. Очевидно, в Баку многие опасаются, что Россия попытается провернуть с Азербайджаном тот же сценарий, что относительно успешно сработал в случае с Грузией, считают аналитики.

Поводов для размышлений предостаточно. Разъяснить ситуацию ИА Vesti.Az помогли как азербайджанские, так и российские эксперты.

Так, бывший госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолог Вафа Гулузаде считает, что ситуация действительно требует внимания, но поспешных выводов делать не стоит.

«Не исключено, что Россия попытается надавить на Азербайджан через Дагестан. Если Россия захочет воздействовать на Азербайджан посредством Дагестана, она это сделает. Необходимо также быть внимательным в другом вопросе. Назначенный Кремлем на должность исполняющего президента Дагестана Рамазан Абдулатипов является аварцем по национальности. В Азербайджане тоже живет немало аварцев. Надо быть внимательными в этом плане. В то же время надо помнить, что в Дагестане ситуация очень сложная. Не исключено, что Россия послала Абдулатипова в Дагестан в качестве арбитра. Кстати, не следует также забывать о том, что Абдулатипов является достаточно сильной фигурой из ближайшего окружения Путина. Пока ситуация не ясная, но если у Кремля действительно есть антиазербайджанские планы, противостоять этому будет очень и очень сложно», - сказал политолог.

Политолог не исключил того, что антиазербайджанские планы России будут иметь эффект бумеранга.

«Россия должна учитывать, что завтра на повестке дня может появиться идея независимости Дагестана. Не стоит забывать о том, что большинство автономных образований в России имеют мусульманское население, и они будут поддержаны всем мусульманским миром. Кремлю в этой связи будет очень сложно», - заключил он.

А российский политолог, доктор исторических наук, эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент научного общества кавказоведов Александр Крылов считает, что исключать нельзя никаких сценариев, в том числе и грузинского.

«Однако Азербайджану нужно очень постараться, чтобы вынудить Россию на какие-то экстраординарные действия. По своей инициативе Россия не будет проводить каких-то наступательных действий по отношению к Азербайджану», - отметил собеседник Vesti.Az.

По его словам, несмотря на нынешнее охлаждение азербайджано-российских отношений, они слишком отличаются от того, что произошло между РФ и Грузией в 2008 г.

«Если Азербайджан учтет грузинские уроки - то нет оснований слишком драматизировать ситуацию», - подчеркнул политолог, добавив при этом, что пока дагестанской угрозы для Азербайджана нет.

В свою очередь, эксперт по международной политике, выпускник университета Джорджа Вашингтона Фархад Мехдиев считает, что дагестанская угроза, прежде всего, существует не для Азербайджана, а для самой России.

Говоря о грузинском сценарии, эксперт отметил, что если Кремль попытается разыграть этот сценарий в отношении Азербайджана, никто не дает гарантии на то, что этот сценарий оправдает ожидания Кремля.

«С Азербайджаном будет трудно. Сейчас не те условия и не те рычаги, которые были в августе 2008 года. Азербайджан – не Грузия. Это должен помнить Кремль», - считает эксперт.

Российский политолог, кандидат исторических наук, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков считает, что угроза дестабилизации существует, и здесь может одновременно сыграть несколько факторов, некоторые из них могут использовать внешние силы.

«Это фактор этнических меньшинств (талыши и лезгины), фактор социального недовольства и фактор радикального исламизма. Поэтому в интересах Азербайджана иметь хорошие отношения со своими главными соседями - Россией и Ираном. В случае начала вооруженного конфликта за Нагорный Карабах вмешательство России вполне возможно, и такое вмешательство можно будет условно назвать реализацией «грузинского сценария», хотя проходить оно будет (если будет) несколько иначе. Мне кажется, что окончательного решения в Кремле ещё не принято, но после скандала с Габалой весы склонились в пользу Армении», - резюмировал он.

Российский политолог Владимир Киреев считает, что дагестанский фактор в Азербайджане и азербайджанский в Дагестане как актуальные проблемы только растут в течение последних двух десятилетий, то есть в течение всего времени после распада СССР.

«Мы помним, что в начале 90-х годов были попытки со стороны организованного лезгинского, талышского и в меньшей степени аварского движений добиться политической независимости от Баку и объединения с РФ, которую они рассматривали как правопреемника российской империи. Тогда это движение, которое имело как форму гражданского протеста, так и выражалось в форме террористических актов, усилиями обеих сторон удалось снизить и перевести в неактивную фазу. Однако это не устранило фактора этих движений и их претензий к Азербайджанской государственности в принципе. Последние годы принесли существенное изменение в характере региональных процессов так и в международной ситуации. Если в 90-ые годы национальные движения были, прежде всего, национально-этническими, и в большей мере светскими, то в 2000-ые годы большое значение приобрёл религиозный фактор, а в мировом масштабе окрепло хотя и разнородное, но мощное исламское движение, которое само по себе ставит под сомнение национальные государства как таковые. Национальные аспекты, напротив отошли на второй план. Исламский фактор используется как США и Великобританией, как проводник своих влияний, так и Саудовской Аравией, Катаром, Турцией. Значительно менее успешно, но использует его и Иран. При этом, как мы видим на примере событий в Сирии, Ливии и Мали, радикальные исламисты легко становятся угрозой и для своих спонсоров», - напомнил политолог.

По его словам, Россия не демонстрирует успешности работы с исламским фактором, скорее напротив политика современной РФ слабая и неубедительная на этом направлении. Более привычна для российского руководства работа со светскими левыми и национальными течениями, с которыми сейчас наблюдается явный кризис, тем более на Кавказе.

«Сейчас можно говорить об охлаждении отношений РФ и Азербайджана из-за событий вокруг Ирана, Сирии, где азербайджанское руководство является устойчивым партнёром стран, с которыми у РФ есть противоречия. Однако не стоит говорить о том, что противоречия между руководством РФ и Азербайджаном носят такой острый характер, чтобы разыгрывать сепаратистскую карту на территории последнего. Так же стоит заметить, что позиция РФ в самом Дагестане не устойчива, и обострять отношения рядом со своими границами руководство РФ вряд ли готово, в виду очевидных рисков случае начала конфликта для самой России. Однако это не отменяет того, что сами национальные движения никуда не исчезли и их представители недовольны положением своих этносов на сопредельной территории. Большое влияние прибрёл исламский фактор, сетевые структуры которого ищут новые источники приложения своих сил. Эти сети поддерживаются и финансово и организационно из-за рубежа. Спонсоры этих процессов одновременно могут быть заинтересованы в дестабилизации отношений на русском Северном Кавказе, и факторе давления на Азербайджан, для возможности давления на него», - подчеркнул он.

А политолог Антон Евстратов считает, что, несомненно, Азербайджан и Дагестан, особенно его южная часть, имеют прочные и давние исторические и культурные связи.

«В Азербайджане проживают лезгины, не раз заявлявшие о намерении создания в лучшем случае автономного, а в худшем – независимого «лезгистана». Однако говорить здесь о какой-либо продуманной и последовательной политики России не представляется возможной - Москва сама не может достаточно адекватно контролировать Дагестан, не говоря уже о реализации каких-либо геополитических проектов в регионе, да еще с участием других государств. Азербайджану, вне сомнения, следует опасаться сепаратизма, в том числе и дагестанского, не лишним будет подумать о проникновении террористических элементов с севера на свою территорию, но вряд ли имеет смысл опасаться политической игры Москвы», - считает он.

Ясно как день, что сегодня азербайджано-российские отношения, мягко говоря, оставляют желать лучшего, а Кремль будет использовать все возможные сценарии, чтобы надавить на Баку. Не следует забывать, что Армения уже стала единственным для России военно-политическим плацдармом в регионе, сохраняющим шансы Москвы на очередную экспансию, проще говоря, на возвращение Южного Кавказа в сферу собственного влияния.

И еще, на ошибках учатся. В начале 1993 года официальный Баку добился вывода российских военных баз с территории Азербайджана. Буквально синхронно с этим начались армянские наступления на фронте, мы начали терять территории, столкнулись с неприятными ситуациями внутри страны. А теперь вспомним более близкую историю. В конце 2007-го, а точнее – в начале ноября того года, железнодорожный эшелон вывез из Грузии последнее подразделение упраздненной 12-й военной базы, дислоцировавшейся в Батуми, а также остатки российского военного имущества. Так был положен конец российскому военному присутствию на неоккупированной части Грузии. До августа 2008 года оставалось всего семь месяцев, дальнейшие события всем известны.

Не повторяется ли история? Ответ очевиден: Азербайджан должен быть готов к любым российским провокациям. И не только на Карабахском фронте…

Vesti.Az

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Абдулатипов оценил число боевиков в Дагестане в 30-40 человек

Лидером ИГ на Северном Кавказе оказался дагестанский боевик Асильдеров

Абдулатипов: боевиков в Дагестане не более двух сотен

Азербайджан и «угроза с Севера»

В Азербайджане заявления Медведева назвали ''шантажом''

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 01 март 2013 22:48
Наконец то появляются хорошие статьи. Не сглазить бы.
Необходимо созвать съезд лезгинских народов.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия