«Вес Габалинской РЛС и вес Армении с Карабахом несопоставимы»
Глава «Alte et Certe»: «Я бы не хотел оказаться в положении человека, отдающего команду как строить аэропорт в такой зоне как Степанакерт…»
«Россия хочет видеть Южный Кавказ, во-первых, мирным и, во-вторых, благожелательно настроенным к России». Об этом Vesti.Az заявил известный российский политолог, кавказовед, глава аналитического центра «Alte et Certe», писатель Андрей Епифанцев.
«Как и, наверное, любому внешнеполитическому игроку, России не очень нравится ситуация, когда регион разделен на несколько соперничающих между собой внешнеполитических блоков. Но Южный Кавказ – очень сложный регион, в котором игроки очень часто имеют настолько противоположные интересы, что готовы преследовать их даже с оружием в руках. Поэтому, к сожалению, надо понимать, что быть для всех хорошим и всегда получать то, что ты хочешь, у России, да и у любого иного субъекта внешнеполитических отношений на Южном Кавказе не получится. Здесь нужно ставить приоритеты и идти к ним, даже осознавая, что тем самым ты рискуешь вызвать недовольство других участников процесса. Это жизнь и она всегда была сложной и разноплановой. Надо уважать друг друга, жить в мире и все приложится», - подчеркнул собеседник Vesti.Az.
Говоря об азербайджано-российских отношениях после ухода второй из Габалинской РЛС, политолог отметил, что отношения не улучшатся и это ясно.
«Вся история вокруг Габалинской РЛС представляется очень странной. Не совсем понятно, что хотела выиграть и что выиграла азербайджанская сторона. Если это были деньги, то нельзя бездумно завышать стоимость в десятки раз, а о приемлемом увеличении Россия была готова разговаривать, теперь же Баку не получил и его. Я очень и очень сомневаюсь, что даже если планы развития указанной территории сложатся, то азербайджанские власти получат с этого столько денег, сколько была готова платить Москва. Если это было желание вывести Россию из комфортной внешнеполитической зоны и вынудить надавить на Армению в Карабахском вопросе, то тогда это изначально было обречено на неудачу потому, что это несопоставимые величины. Если желанием Азербайджана было передать эту станцию США, то там тоже были свои препоны.
Повторяюсь, я не понимаю, что от ухода России выиграл Азербайджан. Другое дело, что у России и у Азербайджана есть общие интересы, и они простираются дальше, чем любые РЛС и любые проекты. Уход из Габалы не прервет их, но оставит у России неприятный осадок. Кроме этого, Габала была одним из пунктов, по которому Россия зависела от Азербайджана, и посредством которого он мог оказывать на нее какое-либо влияние. Сейчас этот пункт потерян. Это не есть плюс. Вес Габалы и вес Армении с Карабахом несопоставимы. Габала – это ничто по сравнению с ним. Россия не умрет без этой станции, сама станция устарела и ей на смену уже практически пришла новая – более мощная - РЛС в Армавире. Ради того, чтобы остаться в Габале идти на полный разворот своей позиции по отношению к своему стратегическому союзнику и тем самым подрывать свои позиции как минимум в нескольких других территориях? Совершенно нереально и нереальность этого видна изначально. Все-таки нет. Я все-таки большего мнения об азербайджанских внешнеполитических специалистах. Но и дать ответ на вопрос: «Что это было?», я тоже не могу. Вся ситуация выглядит довольно странной», - подчеркнул он.
Комментируя возможное открытие Ходжалинского аэропорта, собеседник Vesti.Az отметил, что это сложный вопрос.
«Думаю, здесь будут складываться несколько факторов и сам аэропорт как таковой даже будет не главным из них. Скорее всего, самолеты, которые туда прилетят, будут только армянскими. Поэтому, вопрос можно трансформировать так: что случится, если Азербайджан начнет сбивать армянские самолеты? Это может привести, может и не привести к войне, значит, те, кто будут принимать решение послать самолеты и сбивать их обязательно должны просчитать эти вероятности. Как такова война – не в интересах ни Армении, ни Азербайджана. Но каждая сторона будет терять в ней по-своему. Азербайджан будет выглядеть агрессором, развязавшим ее и это надо отчетливо понимать. Для Армении война опасна хотя бы в силу разности потенциалов.
Понятно, что будет кризис, в который вмешается мировое сообщество и, скорее всего, остановит войну. Лично я бы очень не хотел оказаться в положении человека, отдающего команду как строить аэропорт в такой зоне как Степанакерт (Ханкенди) и разрешающего послать туда рейс, так и человека, отдающего команду на запуск ракеты по этому самолету. История может и не простить. Суд в Гааге все-таки работает», - отметил он.
На вопрос: «Может ли Запад гарантировать Азербайджану возврат его оккупированных территорий в случае, если Баку поддержит его в возможной войне против Ирана?», А.Епифанцев ответил, что любые гарантии здесь могут иметь место только в случае, если Запад даже не просто закроет глаза на развязывание Азербайджаном войны против Армении, но сам нападет на Армению и отберет у нее эту территорию.
«В любом ином варианте гарантии не сработают. Карабах теоретически может стать предметом торга для Запада, в том смысле, что, победив с помощью Азербайджана Иран, он сделает из него вариант пост-саддамовского Ирака, в котором встали американские войска. Для Армении это будет означать, что по всему периметру ее границ находятся силы, которые с той или иной степенью активности признают наличие Карабаха в составе Азербайджана. Это может значительно изменить ситуацию в переговорном процессе, склонив ее в сторону большей требовательности к Армении. Наверное, это максимум, что может быть, но я не думаю, что даже в этом случае Ереван согласится что-то изменить.
Во-первых, у армян обладание Карабахом приняло характер национальной идеи, во-вторых, понятно, что, приходя в страну, войска Запада уходят оттуда в горизонте 10 лет (взгляните на Ирак или Афганистан) и, следовательно, через 10-15 лет уйдут и из Ирана и там все пойдет по-прежнему. Армения терпела больше, ей нет смысла менять позицию. Другое дело, каковы могут быть плюсы и минусы для Азербайджана, если он встанет на сторону Запада в вопросе Ирана? Понятно, что азербайджанские войска не нужны Западу в открытой войне с иранцами. Это было бы абсурдом. Азербайджан может быть интересен как один из официальных членов коалиции, как аэродром базирования и место размещения тыловой инфраструктуры – госпиталей, складов, боеприпасов и т.д. и, что более важно, как место подготовки оппозиции и территорию для выхода беженцев», - сказал он.
По словам А.Епифанцева, с учетом родственности населения азербайджанцев и жителей северного Ирана, есть смысл, задолго до войны начать скрытно готовить антивластную иранскую оппозицию.
«Это удобнее всего сделать в Азербайджане. Проблема в том, что насколько иранская оппозиция настроена против властей, настолько же она настроена и против США. В этом случае, США может решить проблемы оппозиционеров, но не свои и, придя к власти, эти оппозиционеры также объединятся против США, как это делают нынешние правители. Здесь больше вопросов, чем ответов, но думаю, что отсутствия явной проамерикански настроенной оппозиции является одним из тех факторов, почему США до сих пор не сделали из Тегерана второй Багдад. Ситуация с выходом беженцев тоже не однозначна. Понятно, что в случае войны на территорию Азербайджана хлынут толпы беженцев и Баку, вместе с международными гуманитарными организациями будет должен их принять и разместить. Но если связать этот вопрос с помощью Азербайджана Западу, наверное, в обмен на его позицию по Карабаху, то получится, что эти беженцы будут антиазербайджански настроены т.к. Азербайджан будет помогать захватывать их страну.
Как тогда будет разворачиваться ситуация сказать сложно, но если одним из вариантов станет развязывание Азербайджаном маленькой победоносной войны в Карабахе под шумок войны в Иране, то от исхода этой войны будет очень сильно зависеть судьба самого Азербайджана. Как минимум, это очень опасно», - выразил мнение А.Епифанцев.
В заключении эксперт отметил, что решение всех вопросов лежит не в военной плоскости, а на пути переговоров.
«Нужно искать компромиссы. Какими бы тяжелыми они сначала не казались, их цена всегда ниже, чем цена войны», - заключил он.
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
Александр Скаков: «Идея федерализации - это потенциальное больное место Азербайджана»
Трагедия сирийских черкесов. Полтора века без родины
«Азербайджанский плацдарм нужен НАТО, и они его получат...»
«Не секрет, что Россия склонна поддерживать сепаратизм в Закавказье»
«Международное мнение будет скорее на стороне Армении, а Азербайджан будет выглядеть агрессором»