Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вокзал для… миллионов

В Дербенте много точек притяжения, но мало кто знает, что местный железнодорожный вокзал – сам по себе история. Наверное, вряд ли мы найдем информацию о том, сколько народу прошло через его двери, но то, что именитых гостей вокзал повидал немало, можем утверждать точно.

Представьте себя пассажиром поезда Москва – Баку. Итак, вы прибыли на железнодорожный вокзал – двухэтажное каменное здание, выстроенное больше 120 лет назад. И если бы в Дербент вас доставил не современный локомотив, а пыхтящий паровоз 1914 года, то, сойдя на перрон, заглянув в окна привокзального ресторана, вы увидели бы хорошо узнаваемый профиль Николая II, прибывшего сюда отужинать. Да, и он тут побывал. Говорят, ему подали вареный картофель с селедкой, которые заказал император.

Сейчас здание и обстановка вокруг него не сказать чтобы сильно изменились, но уютный сквер, располагавшийся рядом, уступил место коммерции, а на входе в сам вокзал турникеты, металлорамки и бдящие полицейские – внутрь просто так не попасть.
А раньше мы, пацаны, прошмыгивали сквозь него по десять раз на дню, ленясь подниматься на мост, сигали под вагоны, торопясь из школы домой или из дома в кино. По-дербентски уютный и компактный перрон таким и остался, но внутри вокзала уже нет шикарного по тем меркам ресторана, парикмахерских и самой атмо­сферы успокаивающей кутерьмы. Ее сильно недостает. Полиция делает свое дело, но картину портит явно.

На постаменте у перрона теперь символ той эпохи, когда 25 октября 1898 года дербентцы встречали первый поезд. Пыхтя котлом, паровоз притащил пассажирские вагоны под звуки играющего на перроне военного оркестра. Сегодня электровозы торжественно гудят, приветствуя встречающего их ветерана – того самого «бородатого Л-ку», горделиво демонстрирующего красную звезду на своем паровом котле. Он символ великой истории великой страны. Он тут в роли и встречающего, и провожающего.

История у «паровоза с бородой», такая же «бородатая» – аж с 2002 года тянется. А вышло так. На станции Тихорецкая Ростовской области стоял списанный трудяга, которого хотели сдать на металлолом. «Можете – заберите», – предложили в Центральном музее железнодорожного транспорта. И забрали.

Событие приурочили к Дню железнодорожника и открытию музея «Железнодорожник», история создания которого не менее богатая. 20 лет назад на митинге, посвященном празднованию 100-летия со дня прибытия на станцию Дербент первого пассажирского поезда, озвучили идею создания дома истории железных дорог. В июле 2017 года его экспонаты нашли свое пристанище в одном из залов старого здания вокзала – бывшем ресторане. Такой маленький привокзальный Эрмитаж.

…Когда-то дербентский вокзал был единственным местом, куда прибывали скопища туристов, посещающих город. Сегодня они едут на машинах, летят на самолетах и редко прибывают на поезде. Но 120-летний старик до сих пор встречает настоящим дербентским чаем всех, кому интересна история его города. Наверное, даже полицейские здесь больше милиционеры.

Жаль, что нет городского пляжа в двух минутах ходьбы и стало меньше «вкусных» ларьков на перроне, торгующих беляшами, чебуреками, коржиками и бакинской жвачкой со вкусом смолы, совсем не осталось автоматов с газировкой. Но остался сам вокзал. И спасибо, что не перемудрили с реставрацией.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дербенте у входа в Лезги театр и ж/д вокзал установлены дезинфекционные камеры

На ремонт вокзала в Дербенте потрачено 16,5 миллиона рублей

Сергей Меликов дал неудовлетворительную оценку работам по подготовке к юбилею Дербента

В Москве водитель автобуса отказался ехать из-за пассажира-азиата

К 2000-летию Дербента в городе будет реконструирован железнодорожный вокзал

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия