Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Северный Кавказ - авангард России

Если развить его потенциал, он сможет создать конкуренцию иностранным производителям и стать своего рода внутренней Турцией. Эти тезисы стали лейтмотивом совместного доклада Центра социально-экономических исследований RAMCOM и "Кавказского центра проектных решений". Документ был составлен по итогам "круглого стола" "Северный Кавказ: слабое звено или точка опоры?".

В интервью "Большому Кавказу" руководитель Центра RAMCOM Денис Соколов уточняет, что Северный Кавказ является авангардом не с точки зрения развития экономики и институтов, а в плане их деградации. Государственные институты на Кавказе приватизированы в большей степени, поясняет Соколов, а значит, инфраструктура государства там слабее, чем в других регионах Российской Федерации.

Денис Соколов, руководитель Центра социально-экономических исследований RAMCOM: "В этом смысле Кавказ является не последним вагоном, который можно отцепить и радостно двигаться с ускорением дальше. А наоборот, близок к локомотиву, поэтому просто так его отцепить не получится. И любое ускорение в нашей ситуации опасно, потому что это ускорение пока не в сторону укрепления государственных институтов. Я имею в виду базовые институты, на основе суда и защиты решений суда: институт собственности, институт защиты контрактов, институт наследования, институт заработной платы и социальной поддержки. Эти базовые институты приходят во все больший упадок на всей территории Российской Федерации".

По словам Соколова, Северный Кавказ может стать "внутренней Турцией", так как это единственный регион, имеющий необходимые для этого природные и человеческие ресурсы - то есть благоприятный климат и достаточно дешевую рабочую силу. Но чтобы вытеснить Турцию с внутреннего рынка, нужно создать на Кавказе условия для ведения бизнеса.

Денис Соколов: "На нашем внутреннем рынке в основном доминируют внешние производители. Северный Кавказ - единственный регион, который по своим природным и человеческим ресурсам - потому что там много дешевой силы - мог бы конкурировать с Турцией на нашем внутреннем рынке, если бы мы создали условия на Северном Кавказе, которые позволили бы ему это сделать. Этих условий сейчас нет. Сейчас надо стремиться к тому, чтобы развить наш внутренний рынок, - если мы хотим не на 90 процентов зависеть от нефти и газа, а хотя бы на 70. Надо начинать с этого. Так вот, в этом смысле, для наглядности мы предложили рассматривать Северный Кавказ как потенциально внутреннюю Турцию. Это регион, который производит обувь, одежду, продукты питания. Здесь можно развивать пищевую промышленность, сельское хозяйство - это то, что мог бы взять на себя Северный Кавказ. И он на самом деле частично это на себя берет сейчас. Только он очень сильно проигрывает - из-за условий ведения бизнеса - и Турции, и Китаю".

RAMCOM предлагает опираться на локальные очаги развития экономики региона. Иначе говоря, исходить из того, что есть - будь то обувной бизнес в Дагестане, обработка шерсти в Ставропольском крае, горнолыжный туризм в Приэльбрусье и на Домбае или выращивание знаменитых кахунских помидоров в Кабардино-Балкарии. Соколов считает, что создание предприятий, так сказать, "поверх ландшафта" чревато последствиями в любом случае, неважно, будут они успешными или нет.

Денис Соколов: "Если успешное предприятие создано с нуля, на ровном месте, без учета территориальных особенностей, оно может быть не менее опасным для региональной экономики и для социального положения граждан, чем предприятие не успешное. Например, создание довольно успешного предприятия в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии - крупного свинокомплекса - привело к потерь земель... Свинокомплекс - это кормовая база. Десять тысяч гектаров в Кабардино-Балкарии - это три крупных села. А три крупных села - это несколько тысяч домохозяйств, которые на уровне самозанятости на этой земле могли бы кормиться. Это ни в коем случае не конкурентоспособное модернизированное сельское хозяйство, но это несколько тысяч семей, которые заняты. На свинокомплексе, на крупном агропредприятии с хорошими технологиями работать может 200-300, ну, 500 человек. Куда деваться остальным? Такая индустриализация повторяет ситуацию огораживания в Англии. В результате мы получаем приток в города, а наши города не в состоянии переварить население, просто потому что наша макроэкономика устроена так, что кроме одного города - Москвы, которая потребляет импорт и вывозит капитал, у нас больше нет ничего".

В России нет городской производящей экономики, отмечает Соколов. В этой ситуации государство может лишь импортировать крупные сборочные предприятия, обеспечивая занятостью только небольшую часть населения. Такого рода проекты работают до тех пор, пока не устаревают их технология и товар, который там производится. Индустриализация региона, по мнению руководителя RAMCOM, должна начаться с установления государством справедливого доступа к насилию и правосудию, а также развития систем коллективной безопасности на местах.

Большой Кавказ

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Что стоит за назначением Сергея Меликова полпредом в СКФО?

Денис Соколов: Северный Кавказ Должен стать "внутренней Турцией"

Денис Соколов: Когда власть в кризисе, она идет на сотрудничество

"Россия постепенно теряет Северный Кавказ, во всяком случае – в экономическом смысле"

«Говорят, что Азербайджан оказывает влияние на муниципальные выборы в Дербенте…»

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия