Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От Ахтынского драмкружка до первого национального театра Дагестана

В 1905-году в Ахтах был организован лезгинский драмкружок. Инициатором создания этого кружка явился Идрис Шамхалов. Он предложил создать в родном ауле театр и приложил к этому все усилия. Так как Идрис Шамхалов был весьма уважаемым человеком, его идею поддержали местные ахтынские энтузиасты. Во главе с ним они осуществили первую постановку пьесы «Буржали». Пьеса была создана на фольклорной основе. С постановкой пьесы возникло немало проблем: не было декораций, одежды, музыки. Репетиции проводились в доме А.Ашуралиева, где впоследствии и показали спектакль. Режиссером спектакля был Идрис Шамхалов, художником-декоратором – Нухбег Аскаров, у которого к тому же был хороший голос и который умел играть на кларнете. (В 1914 году он привел в театр первых актрис: свою сестру Саяд и дочь Сафият) Спектакль имел большой успех, но местные власти запретили его показ. Узнав о трудностях театра, русские солдаты пригласили актеров в гарнизон и разрешили показать спектакль в гарнизоне Ахтынской крепости.

 

Джамал Шефиев

Осенью кружковцы отправились на нефтепромыслы в Баку, где продолжили театральное дело. Вскоре и там, в Сурахане был создан театральный кружок. (Кружковцы на фото: Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Ашурбег Ашуралиев, Джавад Меджидов, А.Ахмедов, К Эмирова и другие.) В Ахтынском театре, в отличие от Сураханского, женские роли исполнялись мужчинами. В основном их играли артисты: С.Агабалаев и Р.Гаджиев. Они не только исполняли роли, но и писали пьесы.


Идрис Шамхалов

В годы Советской власти театр получил серьезную поддержку от государства. В 1920 году театр перешел в ведение отдела народного образования и стал называться Ахтынским советским театром. В 1927 году председателем Самурского окружного исполкома Гаджиметом Сафаралиевым на месте старого кладбища было построено прекрасное здание со зрительным залом (на 400 мест). Руководителем Ахтынского советского театра был назначен Магомед Эфендиев, художественным руководителем - Малик Ганиев, режиссерами - Идрис Шамхалов и Сефербег Агабалаев, музыкальным руководителем – М. Акимов.В 20-е годы свои пьесы стали писать местные авторы. Приблизительно к этому времени относится постановка спектакля «Периханум» по пьесе И. Шамхалова, повествующей о подвиге женщины во имя верности. Главную роль в этой пьесе должна была играть женщина. Начались поиски актрисы. Наконец, на роль главной героини была утверждена Рагимат Гаджиева.

С ее отцом говорила заведующая женотделом Саимат Мурсалова. Отец дал свое согласие. Так, впервые на сцене Ахтынского театра появилась Рагимат Гаджиева. Оказалось, что она обладала не только прекрасным голосом, но и даром драматической актрисы. Вслед за ней в театр пришли: Г. Эфендиева, Ч. Гаджиева, Г. Салманова, С. Шамхалова, М. Гаджиева, П. Ахмедова, Г. Аллахвердиева. Их приход в 30-е г. значительно укрепил авторитет театра.

В 1936 году директором театра был назначен Абдулгамид Галимов. Театр в те годы находился в бедственном положении. А. Галимов попросил помощи у первого секретаря обкома партии Нажмудина Самурского и получил от него серьезную поддержку. Н. Самурский заявил, что театр должен воскреснуть и заиграть новыми гранями. И вновь запестрели афиши, призывающие идти на спектакли: «Лейли и Меджнун», «Мешеди Ибад», «Намус», «Севиль», «Аршин мал алан» и другие.


Рагимат Гаджиева

В 1937году театр пополнился новыми талантливыми артистами: К. Кухмазовым, С. Велихановым, Г. Эюбовым, С. Ганиевым, С. Гаджиевым, С. Джамирзоевым, И. Мирзоевым, Э. Эмировым, Г. Аллахкулиевым, З. Аразовым, Н. Набиевым, Х. Девлетхановым, Ш. Мирзоевым, А. Алибековым, Н. Ахмедовым, Ш. Кухмазовым, А. Алиевой, Х. Буржалиевой и др.

5 декабря 1938 года по решению Президиума ДагЦИКА коллектив театра был переведен на госбюджетное финансирование, а театру было присвоено имя Сулеймана Стальского. Директором театра был назначен известный поэт Тагир Хрюгский.

 

 Сефербег Агабалаев

В годы войны театр не прекратил свою работу, хотя артисты ушли на фронт. В это время в труппе театра работали: И. Шамхалов, А. Агабалаев, Д. Меджидов, Э. Эмиржанов, К. Бабаев, С. Мусаева, Х. Девлетханова, З. Давудова, К. Рамазанова, А. Алиева и др.

В 1943 годы на сцене появились новые произведения местных авторов: пьесы «Во имя победы» З. Эфендиева, «Деды», «Семья партизан» К. Меджидова, поставленные режиссером Джалалом Меджидовым.

В 1949 году театр перебрался в Дербент. Именно в Дербенте достигли своего творческого расцвета артисты Российской Федерации Мурадхан и Шемси Кухмазовы.

В 1960 году на Декаде дагестанского искусства в Москве, к 40-летию автономии Дагестана лезгинский театр с блеском показал спектакль (музыкальную драму) «Ашуг Саид» по пьесе Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова, на музыку Сейфулы Керимова, и постановку «Сулак- свидетель» по историко-революционной драме М. Хуршилова и М. Чистякова. В основе пьесы «Ашуг Саид» лежит предание об ашуге Саиде Кючхюрском, которого злобный хан приказал ослепить. На Декаде народная артистка России – Рагимат Гаджиева спела песню Тагира Хрюгского «Хорошо парень - хорошо». Ей аплодировала вся Москва. Рагимат была награждена Орденом Ленина. Приятно осознавать, что москвичи высоко оценили искусство Дагестана. Наш лезгинский Государственный Драмтеатр имени С. Стальского выдержал ответственный экзамен и доказал свои творческие возможности.

 

 Мурадхан Кухмазов

Из стен этого театра, которому более 100 лет, вышли выдающиеся артисты, вопреки всем трудностям несшие в народ светлые идеи и культуру, поднимавшие его самосознание, воспитывавшие новое поколение в лучших традициях Дагестана. Около ста человек стали народными и заслуженными артистами России и Дагестана. В их числе народные артисты России: Мурадхан Кухмазов, Шемси Кухмазова, Рагимат Гаджиева; заслуженные артисты России: А. Уруджев, Б. Айдаев, Э. Наврузбеков, А. Сайдумов, М. Мамедов, А. Махсудов; народные артисты Дагестана: С. Велиханов, Э. Эмиржанов, С. Агабалаев, Д. Рагимова, К. Рамазанов, З. Рамазанова; заслуженные артисты Дагестана: Алибеков А., Алиева Э., Асалиев С-Т., Ахмедов Н., Рамазанов И., Буржалиева Х., Джамалдинов М., Аллахкулиев А., Аллахкулиева К., Мирзоев С., Кухмазова З., Асланбекова С., Агабалаев Р., Акимов М., Мамедов М., Ибрагимова Б., Давудова З., Бабаев А., Аллахвердиева Г. и др.

 

 Уруж Абубакаров

В 1996 году в Ахтах торжественно отмечали 90-летие Лезгинского Муздрамтеатра. На этом торжестве Алуван Шахэмирова прочитала свои стихи:

Дагъви картар акъвазнач мад секин яз,

Мерд рикIера руьдин экбер куькIуьрна.

Башламишна ашкъиллу яз, эркин яз,

Хайи халкьдин тетр мад тешкилна.

Вилик фий куьн нече шумуд йисара,

Аллагьди гуй ругьламишдай къуват квез.

Чун гьейран я ви рухвайрал, рушарал,

Мубаракрай юбилейдин сувар квез!

 Разнообразен и интересен репертуар Ахтынского народного тетра, который начал свою работу с пьесы Н. Эюбова «Бахтияр» и З.Эфендиева «Казимагомед». Первыми актерами драматического кружка были: Д. Идрисов, Г. Гаджиев, Н. Эфендиев, Г. Гашумов, А. Рашидов, А. Гаджиназаров, С. Асланбекова, М. Сейфулаев, О. Мамедов, С. Гамзаева и др.

Ахтынскому народному театру более 50 лет, и все эти годы не гаснет к нему народная любовь Театр осуществил постановку пьес: классика узбекской литературы Хаким-Заде «Наказание клеветников», «Тайна девичьего сада»; музыкальной комедии Кияса Меджидова «Орлы и стервятники» («Лекьер ва къузгъунар») А. Саидова, «На распутье» И. Сафаралиева и др.

Вот, что пишет И.Куприянов – консультант Министерства Культуры РСФСР – о смотре народного театра: «Современный, по – настоящему комедийный спектакль «Тайна девичьего сада» создан драматургом К. Меджидовым (реж. Г.Бабаев). Это спектакль о радости, труде, о духовном росте женщин-горянок».

 Эмиркули Эмиржанов

На зональном смотре народных театров в Краснодаре была показана пьеса Н.Эюбова «Хейран». Эта постановка Ахтынского народного театра завоевала диплом первой степени. Пьеса К. Меджидова «Цветок России» (реж. С.Велиханов) заслужила высокую оценку на зональном смотре в Астрахани.

На зональных смотрах в Орджоникидзе в 1973 году пьеса А. Миленко и К. Титова «Всем смертям назло» и в 1977 году пьеса И. Сафаралиева «На распутье» (реж. Г.Бабаев, худ. М.Мамедов) получили дипломы 1-ой степени и стали лауреатами смотра.

На премьеру музыкальной драмы «Ашуг Лукман» З. Ризванова и Б. Салимова (реж. Дж. Шефиев) были приглашены ее авторы. Забит Ризванов спросил: «Не ашуг Ширин ли играет роль Ашуга Лукмана?»,- я ответил ему, что он ашуг хороший, но играть в спектакле не может. Роль ашуга Лукмана в пьесе играл Хасамет Гусейнов, а роль ашуга Бикеханум – Курбанова Рубаба.В конце спектакля на сцену поднялся драматург Забит Ризванов. Он сказал, что этот спектакль стал оперой лезгинского народа. Когда мы выступали в Махачкале, в конце спектакля на сцену поднялась бывший директор лезгинского театра Гукли Абасова. Она поблагодарила всех актеров и подарила им цветы. «Этот спектакль должен стать вашей визитной карточкой. Я восхищена вашим театром», - сказала она.

В 2006 году к 100-летию народного лезгинского драмтеатра и 50-летию народного лезгинского театра зрителям был показан спектакль «Периханум» с Кахрабой Ильясовой и Расимом Ибрагимовым в главных ролях.

Джамал Шефиев

.

Администрация Ахтынского района

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезгинский театр отмечает 80-летие.... (очередное искажение)

Лезгинский театр посвятил творчеству юбиляров-классиков дагестанской поэзии спектакль-концерт

«Периханум» в Махачкале

Феномен Багиша Айдаева

Театральные традиции лезгин

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия