Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кто «заказал» «Дагдизель»?

Самое крупное промышленное предприятие республики — завод «Дагдизель» — оказалось фигурантом уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом России.

По информации газеты «КоммерсантЪ», «Дагдизель» подозревают в покушении на крупное мошенничество. По мнению следователей, руководство завода вместо новых торпед, которые оно должно было изготовить для Минобороны в рамках госконтракта, попыталось выпустить изделия из бывших в употреблении комплектующих, а неосвоенные средства (сумма контракта составляла 5,18 млрд рублей, 2,7 млрд из которых завод получил в качестве аванса) использовало в качестве коммерческого кредита. Корреспондент «НД» попытался провести собственную проверку, поскольку предположение следствия о том, что боевые торпеды комплектовались «бэушными запчастями», показалось ему притянутым за уши.

Как оказалось, госконтракт, о котором идет речь, «Дагдизель» не мог выполнить по определению — один из его пунктов запрещал при выпуске торпед использовать комплектующие, изготовленные ранее 2010 года. Это положение контракта сразу же поставило крест на электрических двигателях торпед. Дело в том, что до этого на заводе при производстве торпед использовались электродвигатели ДП-З1У, которые в свое время выпускал ленинградский завод «Электросила». В 1996 году это предприятие встало. «Дагдизель» в то время ситуация особо не расстроила, поскольку у него имелся большой запас двигателей, которых должно было хватить на годы бесперебойной работы. Новый же контракт объявил «электросиловские» двигатели «вне закона», и поскольку замены им на момент заключения контракта не было, он изначально оказался невыполнимым.

Самое смешное, по условиям контракта именно Минобороны должно было обеспечить поставку на завод новых электродвигателей, так как являлось хозяином документации на них. Однако военное ведомство почему-то не очень спешило решить этот вопрос — несмотря на то, что первые торпеды по контракту должны были быть выпущены еще в 2011 году, документацию по двигателю ДП-31У передали концерну «Гидроприбор», в который входит «Дагдизель», лишь летом 2012 года. Таким образом, заказчик сделал все возможное для того, чтобы контракт оказался невыполненным, и завод был вынужден вернуть деньги.

С точки зрения здравого смысла позицию главного военного ведомства объяснить невозможно. Однако есть два обстоятельства, которые несколько проясняют ситуацию с невыполненным заказом. Первое из них связано с тем, что накануне заключения контракта прежнее руководство «Дагдизеля» поссорилось с военными. И имеется большая вероятность того, что последние таким образом решили наказать строптивый завод.

Второй момент связан с многолетним конфликтом между заводом и концерном «Гидроприбор», владеющим 38% акций «Дагдизеля». В свое время это был контрольный пакет, но в силу ряда обстоятельств, теперь для контроля над предприятием «Гидроприбору» необходимо иметь на руках 51% акций. И за недостающие 13% развернута настоящая война, в которой питерское предприятие уже успело задействовать весьма серьезный административный ресурс. В борьбу за акции включилась даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая специально приезжала в Дагестан, чтобы от имени «Гидроприбора» предложить «Дагдизелю» 2 млрд рублей на модернизацию предприятия в обмен на 13% акций. А получив отказ, обрушилась на руководство завода с резкой критикой, обвинив последнее в иждивенчестве и нежелании внедрять в производство конкурентоспособную продукцию с тем, чтобы выживать в условиях рынка без поддержки государства.

Есть еще один важный момент. В 1980 году именно «Гидроприбор» разработал торпеды, которые по сей день выпускаются на «Дагдизеле». За тридцать с лишним лет они морально устарели и сегодня по своим боевым качествам сильно проигрывают торпедам, выпускаемым на Западе. Между тем «Гидроприбор» за эти годы ничего нового «оборонке» предложить не смог. Как считает известный военный аналитик Максим Климов, отставание от потенциальных противников во многом связано с тем, что концерн «Гидроприбор» не только не смог обеспечить разработку и выпуск новых изделий, но и умудрился разрушить систему, которая до перестройки вполне успешно конкурировала с мировыми лидерами в области торпедостроения.

Единственным предприятием страны, которое смогло за эти годы предложить военным что-то новое, стал завод «Дагдизель». По мнению того же Климова, именно дагестанский завод обеспечил прорыв в области торпедостроения, создав новый двигатель (вместо устаревшего ДП-31У), который позволяет ликвидировать отставание по скорости и дальности действия торпед. Правда, работы по этому двигателю на заводе не успели завершить к моменту подписания контракта (натурные испытания нового изделия состоялись лишь в середине прошлого года). При этом новый двигатель обеспечил прирост по скорости торпед на 4—5 узлов (7—9 км/час. — «НД»), значительно возросла и дальность их действия. Комиссия Министерства обороны присвоила документации по двигателю литеру О-1, что означает допуск к серийному производству. Дело за малым: заводу осталось пройти сертификацию радиоэлементов системы управления двигателя, и ВМФ России получит новое конкурентоспособное изделие. Правда, при этом все лавры достанутся не «Гидроприбору», а строптивому «Дагдизелю». А следовательно, предприятие станет еще менее зависимым от концерна.

На этом фоне возбуждение дела против завода для «Гидроприбора», как это ни парадоксально, оказалось выгодным, поскольку у концерна появилась возможность «дожать» завод в борьбе за недостающие акции. Помимо полного контроля над предприятием (назначение генерального директора и т.д.) это позволит «Гидроприбору» наложить руку на документацию по новому двигателю — если «Дагдизель» станет полноценной «дочкой» концерна, лавры за создание нового изделия законно достанутся «родителю». Мы ни в коем случае не намекаем на то, что именно концерн инициировал «наезд» на завод, поскольку для этого у нас нет достаточных оснований. Просто все удивительным образом совпало — завершение работ над новым двигателем, предстоящее собрание акционеров завода и подписание нового контракта (на недавнем заседании Совета директоров промышленных предприятий республики генеральный директор «Дагдизеля» Рауль Ильясов сообщил, что новый контракт на 5,8 млрд рублей будет подписан в марте-апреле). Если контакт будет подписан до мая, позиции «Дагдизеля» упрочатся, если же нет, завод неминуемо провалит заказ этого года. Так что если «наезд» на завод инициировали некие внешние силы, время для удара по его репутации выбрано очень удачно.

Интересный момент. «Бывшие в употреблении комплектующие», о которых говорят следователи, это не что иное, как объявленные вне закона двигатели ДП-31У. Самое любопытное, что именно они сегодня стоят на всех торпедах, находящихся на вооружении в ВМФ России. И поэтому рассуждения некоторых СМИ о том, что в результате «этой аферы» «на флот могло попасть оружие сомнительной боеготовности», звучат не очень убедительно.

Андрей Меламедов

Еженедельник «Новое дело»

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рогозин нашел слабое место в производстве российских торпед

Рогозин проинспектировал проблемный торпедный завод в Дагестане

В Дагестане за долги перед Минобороны арестовано имущество завода «Дагдизель»

Абдулатипов оценил Кизлярский завод в 4 млрд рублей

Дагестанский завод заподозрили в обмане Минобороны

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия