Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Рожай второго – продолжим строительство дома»

Дагестанские свекрови «отжимают» материнский капитал

Рожать, и как можно быстрее, и лучше подряд двоих… Молодые дагестанские семьи в надежде получить сертификат на материнский капитал усилили демографические позиции по всем фронтам (в селах и городах). Родителей молодоженов лихорадит – а вдруг молодые не успеют, – и они, позабыв о нормах приличия, напрямую «советуют» им рожать, не откладывая.

Нередко материнские капиталы становятся яблоком раздора в дагестанских семьях. Проблемой стали «серые» схемы обналичивания сертификатов на капиталы. Подробности – у Камиллы Гадисовой.

Дело доходит до маразма: у меня геморрой после первенца, жалуется моя собеседница Рюзанна, – и операцию делала – не заживает, а свекровь настаивает: рожай второго, – чуть не плачет она.

Брать или не брать капитал – вот в чем вопрос. Молодая мама Зарипат не спешит обналичить сертификат: ведь с каждым годом сумма растет, а значит, выгоднее подождать. Но есть небольшая загвоздка. Затрат на «обналичку», как правило, не удается избежать. Вот и задаются молодые вопросом, какая разница – платить нотариусу, оставлять «откат» Пенсионному фонду или получить желанную сумму с помощью некой фирмы-посредника, зазывающей с обещанием сделать все как надо без проблем и нервов.

– В Кизилюрте Пенсионный фонд преспокойно забирает 30 тысяч с каждого обналиченного капитала под предлогом каких-то затрат. И попробуй там вякни – сожрут попреками и заставят еще помучиться с документами, – говорит Зарипат.

– Значит, все хватаются за серые схемы, лишь бы нервы свои поберечь, – подытоживаю я.

– Да, и не только из-за нервов. Когда деньги нужны срочно, а закон не позволяет, надо идти туда, где сразу деньги дадут, – уверена Зарипат.

Для обналичивания материнского капитала квартира продавалась 11 раз

Информация о том, как оказываются обманутыми некоторые «предприимчивые дагестанцы» – нет-нет да выплывает в полицейских сводках. Одни вложились в пирамиды, другие кинулись обналичивать «капиталы» в сомнительных офисах и тоже прогорели, ну а мошенники, пользуясь случаем, не преминули «родить» на бумаге добрую тысечёнку детишек и формально повысить рождаемость. А на деле повысили собственное благосостояние.

Но обладателей сертификатов недобрые вести не пугают. Они продолжают обналичивать материнский капитал так, как им кажется выгоднее.

Юрист Асхаб занимается обналичиванием материнского капитала уже четыре года. Сначала он просто помогал знакомым и родственникам советами и сбором документов, а затем занялся этим профессионально. И об этом не жалеет. «По сравнению с другими, которые берут за свои услуги чуть ли не половину капитала, я не такой жадный», – улыбается он. – «Я забираю 70 тысяч. Бывало, что глядя на материальное состояние клиента, я брал меньше: 50 или 40 тысяч. Меньше смысла брать нет, потому что приходится много бегать, ждать, искать варианты».

Схема, по которой работает Асхаб, выглядит следующим образом: желающие обналичить материнский капитал передают ему сертификат, доверенность на представление услуг и прочие документы. Асхаб ищет квартиру, которую можно оформить как купленную на средства материнского капитала, затем обращается в регистрирующие органы, где все закрепляет документально.

«В регистрирующих органах прекрасно знают, что к чему, поэтому тоже стараются брать своё. К примеру, требуют, чтобы договоры купли-продажи, которые может составить и набрать на компьютере любой юрист, мы брали у них, а это стоит денег. Деньги, в принципе, небольшие, и поэтому, чтобы не было бюрократических проволочек, эта мзда регистрирующим органам с легкостью отдается».

Конечно, проверяющие структуры – прокуратура, УБЭиПК и прочие – не стоят на месте. Время от времени возбуждаются уголовные дела, в которых фигурируют те, кто незаконным образом обналичил материнский капитал. «Были случаи», – говорит Асхаб, – «когда одна квартира продавалась для обналичивания капитала 11 раз!»

Асхаб, обладатель красного диплома по юриспруденции, прекрасно понимает, что его действия по обналичке незаконны. Но видит в том, что делает, осуществление социальной справедливости.

Во-первых, к нему обращаются люди, как правило, небольшого достатка, и законным способом обналичить капитал не смогут. «У них никогда не будет столько денег, чтобы купить квартиру и доплатить из материнского капитала, то есть улучшить свои жилищные условия. То же самое и с высшим образованием для ребенка: до этого времени дожить ещё надо… А деньги им нужны бывают сейчас».

Во-вторых, схема, которую он использует, оставляет на руках обратившихся к нему больше денег, чем если бы они обратились по одному из многочисленных объявлений и продали его непонятной фирме.

Ипотека не по зубам

Куда потратить материнский капитал – вопрос не из числа проблемных. Самое распространенное направление – улучшение жилищных условий. Менее востребованы оплата муниципальных детских садов и школ, повышение трудовой пенсии матери.

Сабина из Дербента побегала с документами, получила деньги, брат добавил – и женщина купил двухкомнатную квартиру.

Обналичивать надо законным способом, уверена она – так хотя бы наверняка знаешь, что не прогоришь. Но сама она наслышана о фиктивных сделках подобного рода. Конечно, можно заключить договор с родственниками якобы на куплю-продажу их квартиры, открыть счет в банке и обналичить деньги, и многие так делают, но не все родственники готовы предоставить домовую книгу в твое распоряжение. А сомнительные фирмы могут и обмануть.

Она считает: уж лучше семье выкупить съемное жилье под ипотеку, чем заключать фиктивные договоры. Правда, те, кто пробовали ипотеку на зуб, поняли – она не для дагестанских семей, живущих на одну зарплату.

Махачкалинка Жанна как-то зашла проконсультироваться в ипотечную фирму, там ей всё подсчитали, и получился следующий расклад: помимо материнского капитала супруги должны ежемесячно выплачивать 11600 фирме, и так в течение 20 лет, чтобы выкупить жилье! И сумма для молодой семьи приличная, да и 20 лет ждать крышу над головой придется…

Капитал как яблоко раздора

– А почему сертификат только женщинам дают? Как будто я как мужчина в этом деле участия не принимал, – жалуется Владимир из Махачкалы. – И вообще, надо было два сертификата придумать: отцовский и материнский, если на то пошло.

С одной стороны, вроде как логично, с другой – получается так, что некоторые родители изначально воспринимают сертификат как награду одному из супругов за заслугу перед Отечеством – рождение второго малыша.

– Вот сейчас мне должны будут дать на руки где-то 400 тысяч рублей, – размышляет Евгения, жена Владимира. У меня есть земельный участок и два сына. Каждому по три сотки получается. Хочу использовать эти деньги под строительство жилья для них. А муж клянчит у меня сертификат – дай, дай, хочу новую машину себе. Вот такие эти мужики эгоисты, – умозаключает она. (Кстати, из-за материнского капитала, в дагестанских семьях в шутку вторых детей называют «приорами»)

Не поделила сертификат и семья Шахмардановых в Хасавюрте. Жена Залина ушла, забрав с собой заветный материнский капитал. Свекровь с ненавистью в голосе вспоминает невестку: «Это я ей говорила – рожай второго, продолжим строительство дома», – злится она. – «А она мне в ответ знаешь что говорила? Дом вы строите себе, а не мне. Как это так, мы, значит, на нее должны были его переписать что ли? Я в суд хочу на нее подать», – не унимается бывшая свекровь.

Страсти по материнскому капиталу продолжаются. И по факту выходит как всегда – хотели как лучше, а что получилось в итоге – это уже другая история, иногда криминальная…

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Почему в Дагестане браки распадаются чаще, чем раньше?

Дагестан: сироты без будущего. Проблема адаптации выпускников детских домов становится острой

В Люберцах застрелили двоих жителей Дагестана

Дагестан оказался в лидерах по коррупции в сфере «материнского капитала»

Рождение по мукам

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия