Шагреневая кожа Саида Амирова
Число возмущенных сторонников арестованного мэра Махачкалы резко пойдет на убыль: никто не захочет потерять кусок наследия Амирова
Империя одного из могущественных людей Дагестана, ныне арестованного мэра Махачкалы Саида Амирова трещит по швам, хотя ясных визуальных знаков процесса пока не видно. И самая главная проблема в том, что в отсутствие своего шефа члены команды градоначальника допустили ряд грубых тактических и стратегических ошибок. И даже выходы на информационное пространство самых ярых сторонников Амирова еще больше усугубляют обстановку.
Похоже, эти люди никак не осознали, с чем им пришлось столкнуться, их реакции спонтанны, эмоциональны, непродуманны. Они сегодня умудряются противопоставить себя и главе страны Владимиру Путину, и временно исполняющему обязанности президента Дагестана Рамазану Абдулатипову, и огромной мощи государственных институтов.
При продолжении такой политики сторонники градоначальника могут лишиться всего, а ведь им, действительно, есть, что терять: мэр создал для своей креатуры режим наибольшего экономического, материального и прочего благоприятствования.
«Оставлять этот произвол без реагирования нельзя»
По факту ареста сразу высказался и Абдулатипов. Он скупо поведал, что «с приходом к власти в России президента Владимира Путина смутное время начало уходить», а задержание Амирова и дальнейшее расследование обстоятельств уголовного дела — прерогатива правоохранительных органов. Даже для тех, кто не умеет читать между строк, понятно, что, по мнению врио, именно мэр Махачкалы является символом уходящего «смутного времени».
Но посыл не был понят должным образом. Сторонники градоначальника 1 июня на него никак не отреагировали, зато на следующий день в столице Дагестана собрался так называемый городской актив, где вина за арест Амирова прямо и косвенно перекладывалась на Абдулатипова.
Пошантажировав местную и федеральную власть новостью, что в Махачкалу только что «прибыла масса народу, чтобы выразить свое негативное отношение к аресту лучшего мэра России», ораторы принялись старательно персонифицировать образ виновника.
Тон задавали сестра жены Амирова, руководитель махачкалинского отделения «Единая Россия» Перзият Багандова и подчиненные градоначальника. И если женщина, действительно, высказывала, что у нее наболело, клиентела Амирова больше действовала вынужденно. Багандова рассказала граду и миру, что «несколько месяцев назад один из руководителей республики пытался в Москве доказать, что махачкалинское местное отделение партии работает слабо.
Арест Амирова – политическая акция, когда идет выдвижение кандидатов на пост будущего руководителя республики. Заказчикам акции нужно было не допустить Саида Джапаровича к выдвижению». И опять-таки не нужно обладать семью пядями во лбу, чтобы понять, что этим самым «руководителем республики» и «заказчиком акции» является Абдулатипов.
Далее Багандова перешла на язык ультиматумов и угроз: «Я хочу сказать, что Саид Амиров уравновешивал политическую и иную ситуации в республике. И теперь многие люди с тревогой говорят: «Не дай Бог что-то случится с Саидом Джапаровичем – мы не знаем, что будет с республикой». Оставлять этот произвол без реагирования нельзя».
Как и полагается, спикер махачкалинского горсобрания Магомед Магомедрасулов полностью согласился с ней: «Последовало чисто политическое мероприятие, проведенное в отношении одного из самых перспективных и авторитетных политиков, претендента на пост руководителя Республики Дагестан. На личности Саида Амирова во многом зиждется хрупкий мир в Дагестане».
Руководитель аппарата администрации Махачкалы Герман Рагимханов дополнил: «Нужно было просто известного политика и организатора выбить из претендентов на первую должность республики».
Скоро за подписью городского спикера и 11 членов президиума в адрес президента России Владимира Путина, спикера Госдумы России Сергея Нарышкина, Генерального прокурора России Юрия Чайки и председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина направляется письмо с просьбой взять под личный контроль «ведение этого дела, а также избрать меру пресечения Амирову – подписку о невыезде под поручительство депутатов городского округа». В обращении отмечалось, что «В Дагестане и России, а также за ее пределами Амиров известен как общественный и политический деятель, имеющий награды и заслуги различного уровня».
Ответные удары
Следом на информационное пространство выходят первые лица Дагестана, из их выступлений, в частности, следует, что они не очень-то хотят видеть Амирова в республике. Спикер республиканского парламента Хизри Шихсаидов заявил, что задержание мэра Махачкалы проходило строго в рамках закона, а возмущение первого заместителя градоначальника (ныне исполняет обязанности мэра) Баганда Магомедова обусловлены эмоциональным фактором: «Он может говорить все, что хочет. Ему, конечно, не по себе, что это произошло».
Шихсаидов также отметил, что арест мэра является частью федеральной кампании по наведению порядка в республике и борьбе с коррупцией.
Точки над «i» снова постарался поставить и Абдулатипов. Он рассказал, что имеется «общий список людей, которые не совсем ладили с законами», куда входил и мэр Махачкалы. Отвечая на вопрос о нарушении принципа презумпции невиновности при аресте Амирова, Абдулатипов заявил, что не знает, о чем идет речь.
Лишь премьер-министр Дагестана пока молчит. Эксперты считают, что в процессе свою роль может сыграть этническая принадлежность – Мухтар Меджидов, как и Амиров, даргинец. Не исключено, что Меджидову достанется кресло мэра Махачкалы. В подобной ситуации любые его комментарии могут быть не так восприняты, поэтому глава правительства предпочитает молчать.
Но Абдулатипова и Шихсаидова снова не поняли. Более того, к процессу защиты мэра Махачкалы подключилась уже тяжелая артиллерия в лице республиканских парламентариев. Вначале руководитель Комитета по межнациональным отношениям и делам религии Муса Омаров совсем как ярый оппозиционер и демократ разразился непривычными для него филиппиками в адрес государства: «Власть закона у нас настолько извращена, что можно любого гражданина обыскать, надеть наручники, уложить в грязь лицом, причем, прикрываясь при этом, людьми в масках! Закон должен быть с открытым лицом.
Ведь даже судьи, которые выносят пожизненные приговоры, делают это без маски. А наши спецслужбы создали себе комфортные условия и все блага. Пускай ловят преступников и бандитов! Коррупция начинается с них. Если существует такая ситуация, когда чуть не каждый день происходят преступления и взрывы, то они не справляются со своими обязанностями… Если мы сейчас оставим беззаконие без всеобщего порицания, то завтра эта участь может постичь любого из нас».
Затем на официальном сайте администрации Махачкалы (www.mkala.ru) появляется обращение законодателей к «барину» в Москву с просьбой посодействовать арестованному мэру. При этом история с обращением с самого начала напоминала какой-то детектив.
Вначале под письмом якобы подписались 23 депутата. Это: 8 единороссов – председатель комитета по местному самоуправлению Багадур Абасов (аварец), его заместитель Газимагомед Абдуллаев (даргинец), член Комитета по промышленности, транспорту и связи Гази Газиев (лакец), член Комитета по аграрной политике Меджид Магомедов (аварец), член Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Муса Омаров (лакец), член Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Эседула Ахмедов (лезгин), заместитель председателя Комитета по здравоохранению и социальной политике Ахмед Изилов (табасаранец) и председатель Комитета по аграрной политике Джапарбег Шамхалов (даргинец); 4 патриота – член Комитета по законодательству, законности и государственному строительству Мадер Канберов (лезгин), член Комитета по местному самоуправлению Нурмагомед Шанавазов (даргинец), председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ибрагим Казибеков (рутулец), член Комитета по делам молодежи, спорту и туризму Магомедхан Арацилов (аварец). 5 эсеров (партийная принадлежность условная, так как всех эсеров-депутатов еще осенью 2012 года изгнали из партии) – член Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Мурад Гаджиев (кумык), член Комитета по экологии и природным ресурсам Муртузали Муртузалиев (даргинец), заместитель председателя Комитета по делам молодежи, спорту и туризму Мурат Пайзулаев (аварец), член Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ислам Гусейханов (даргинец) и член Комитета по бюджету, финансам и налогам Гаджиали Гаджиалиев (даргинец); 2 коммуниста – член Комитета по законодательству, законности и государственному строительству Магомед Магомедов (даргинец) и заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Биярслан Изиев (кумык).
Таких депутатов как Раджабов Р.Г., Алиев А.М. нет в парламенте. Видимо, в первом случае речь идет о патриоте, заместителе председателя Комитета по законодательству, законности и государственному строительству Фикрете Раджабове (цахурец), фамилии и инициалы за номерами 19 и 21 трудно распознать.
5 июня утром список пополнился именами председателя Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений, руководителя фракции эсеров Камиля Давдиева (лакец), заместителя председателя Комитета по бюджету, финансам и налогам, единоросса Абдухалима Мачаева (аварец) и заместителя председателя Комитета по промышленности, транспорту и связи, эсера Сергея Акулиничева (русский), в послеобеденное время к ним присоединились руководитель патриотов, заместитель председателя Комитета по образованию, науке и культуре Эдуард Хидиров (лезгин) и его однопартиец, член Комитета по экономической политике Руслан Шахпазов (лезгин). Приплюсуем к списку сына мэра, председателя комитета по законодательству, законности и государственному строительству парламента Дагестана Магомеда Амирова (даргинец).
В итоге, поддержку мэру Махачкалы оказали 29 (32%) депутатов из общего количества 90. Партийный расклад выглядит следующим образом: патриоты – 87.5% (всего в парламенте заседает 8 патриотов), эсеры – 53.8 (13), коммунисты – 33 (6), единороссы – 16,1 (62). Национальный расклад: Амиров приглянулся 3 лакцам из 5 (60), 8 даргинцам из 14 (57.1%), 4 лезгинам из 13 (30.8), 1 русскому из 4 (25), 6 аварцам из 26 (19.2), 2 кумыкам из 13 (15.4), 1 цахуру (100) и 1 рутульцу (100).
Столь представительная симпатия к градоначальнику объясняется просто.
Во-первых, местные законодатели вполне успешно в обход закона занимаются бизнесом, а весь бизнес Дагестана расположен в Махачкале. Депутаты еще полагают, что никто точно не знает, чем завершится арест Амирова, поэтому они предпочитают подстраховаться от всяких нежданных эксцессов.
Во-вторых, только в прямом повиновении Магомеда Амирова находятся 6 человек, под петицией в Москву подписались все его подчиненные, кроме аварца Эсенбулата Магомедова.
В-третьих, региональное отделение партии «Патриоты России» полностью считается креатурой градоначальника. Эсером является племянник Саида Амирова Ислам Гусейханов, его влияние на однопартийцев огромно. Наконец, немалое количество депутатов от прочих партий также выдвигались по избирательным округам столицы республики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Финишная кривая
Официальный сайт администрации Махачкалы тоже постарался внести свой вклад в идущую медийную войну, он больше старается персонифицировать образ стрелочника в лице Москвы, притом в процессе наиболее активны некие Алексей, Людмила и Авраам.
«Не знаю, виноват ли Амиров, но что задержание прошло вандально, без предъявления документов, вероломно, это факт. Вот она путинская вертикаль, Дагестан пожинает плоды. Саид Джапарович – Вы умнейший, сильнейший и лучший в Дагестане!!! Беззаконие в отношении Вас не останется безнаказанным. Народ за Вас был и будет!!! Держитесь!!! Да хранит Вас Аллах!!; Да за Саидом Джапаровичем пойдет почти весь Дагестан. Нагло, незаконно задержали и облили грязью. Держитесь, Саид Джапарович, мы с вами, нас не сломить. Путин зачищает дагестанскую верхушку…», – это только часть комментариев, опубликованных на сайте.
Но, похоже, энергия сторонников Амирова потихонечку пойдет на спад, зато волны от нее еще аукнутся на них при соответствующих условиях. Если Амирова выпустят на свободу, что почти невозможно, эти люди будут ходить в героях, они заимеют немало дивидендов от своего поведения. Более реальный вариант: Амирова, в любом случае, накажут - тут уже не играет никакой роли степень его виновности, он – символическая закланная жертва для «верхов» и «низов» России и Дагестана.
Дальнейшие события могут разворачиваться по двум сценариям. Процесс уже подошел к своеобразному рубикону, когда Абдулатипов, его команда имеют уникальную возможность стать полноценными хозяевами Дагестана, что возможно лишь при окончательном разрушении империи Саида Амирова. Компромиссы тут невозможны в любом случае. Карты полностью раскрыты, имена известны, надо действовать, наносить удар по самым болевым точкам. Это первый сценарий.
Возможно и полное покаяние членов команды Амирова. Первые знаки уже появились: недаром Баганд Магомедов озвучил мнение, что его шеф вообще не претендовал на лавры президента Дагестана. На сторонников градоначальника немалый эффект окажет и вчерашний арест главы Каякентского района Ильмутдина Гамзаева, который еще вчера также считал, что он входит в список неприкасаемых.
Они не могут не видеть, что за мэра серьезно взялась Москва. На определенном этапе Кремлю надоест церемониться с родственниками и сторонниками градоначальника, которые отнюдь не являются законопослушными самаритянами и которым действительно есть, что терять, а такой исход не устраивает никого из нынешней клиентелы Амирова. Это второй, более реальный сценарий, но, в любом случае, сегодня понятно, что начался отсчет стремительного съеживания шагреневой кожи мэра Махачкалы…
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
Переписанные на родных Амирова квартиры попробуют вернуть ветеранам
Мосгорсуд оставил под арестом отстраненного от должности мэра Махачкалы Саида Амирова
Махачкалинские депутаты вступились за своего мэра
Кадры задержания мэра Махачкалы Саида Амирова
Администрация Махачкалы опровергает слухи об отставке главы города Саида Амирова

Раздел: