Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Турция не хочет отказываться от грехов прошлого

Показная турецкая демократия

В Турции всколыхнул новый скандал, который фактически развеял иллюзию о процессе демократизации страны и переменах в формах управления турецких властей.

Турецко-армянский еженедельник «Акос» (Agos) 1 августа сообщил, что армянка, проживающая в Турции, захотела отдать своего ребенка в армянскую школу и с этой целью обратилась в управление национальным образованием Стамбула. И данное заявление отрыло неизвестный доселе факт: в списках населения Турции национальность закодирована. Система кодирования была внедрена в 1923 году, после образования Турецкой Республики.

Согласно официальному документу Управления образования Стамбула, в Турции гражданам, имеющим армянское, еврейское или греческое происхождение (даже принявшим ислам) присваиваются секретные коды: грекам номер один, армянам номер-два, евреям — номер три.

МВД подтверждает кодификацию

Министерство внутренних дел Турции подтвердило газете, что меньшинствам в стране присваиваются коды в зависимости от того, к какой общине они принадлежат, и что такая информация направляется затем в министерство образования. «Гражданам, принадлежащим к меньшинствам, дается расовый статус в зависимости от информации о национальности или расовой принадлежности, полученной из государственного реестра периода Османской империи», — говорится в заявлении министерства, направленном «Акосу».

Следует отметить, что в Турции только члены национальных общин могут зарегистрировать своих детей в школах нацменьшинств, и в заявлении министерства утверждается, что соответствующий статус присваивается гражданам, принадлежащим к меньшинствам, в соответствии с 40-й и 41-й статьями Лозаннского договора, который был подписан между Турцией и странами Антанты в 1923 году.

При этом интересно то, что кодификация нацменьшинств свидетельствует о том, что даже несмотря на проводимую властями политику ассимиляции всех нацменьшинств, запрет на регистрацию их национальных фамилий и обязательное применение турецких фамилий, власть косвенно признает, что не верит в успех этой политики.

В этой связи можно также напомнить, что в Турции существует запрет на обучение в военных заведениях представителей нацменьшинств, даже принявших ислам, и все руководящие должности в армии и спецслужбах занимают исключительно чистокровные турки.

По мнению руководителя центра «ModusVivendi» Ары Папян, кодификация и другие дискриминационные меры в отношении представителей нацменьшинств, даже принявших ислам, свидетельствуют о страхе перед угрозой прихода к власти потомков нацменьшинств, даже якобы отуреченных и принявших ислам. Он в частности напомнил, что лидерами младотурок, которые пришли к власти в Османской империи в начале ХХ века были принявшие ислам евреи.

Кровавое прошлое

Скандал с кодификацией нацменьшинств вновь заставил всех вспомнить о кровавом прошлом Турции, преследованиях нацменьшинств. Свобода христиан и иудеев, проживавших в Османской империи, была ограничена, так как турки относили их к «гражданам второго сорта».

Их права считались не равными правам турок: показания христиан против турок не принимались судом, они не могли носить оружие, ездить на лошадях, их дома не могли быть выше домов мусульман, а также имели много других правовых ограничений.

На протяжении всего существования Османской империи с немусульманского населения взимался налог — Девширме, а также периодически проходила мобилизация мальчиков-христиан доподросткового возраста, которые после воспитывались как мусульмане и становились янычарами.

«Это следствие националистической политики Турции. Кодирование не есть сугубо проявление дискриминации, так турки всегда готовили резню. Приведу пример из истории: в 16 веке, когда Османская империя готовилась к нападению на шиитский Иран, султан приказал пометить дома, в которых жили шииты. Впоследствии они были поголовно вырезаны. И нет никаких гарантий, что Турция не совершит нечто подобное вновь», — заявил директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян в интервью сайту Nyut.am.

Сафрастян добавил, что Турецкая Республика с первого дня своего образования проводит в отношении религиозных и национальных меньшинств политику давления и дискриминации.

«Обнаруженный в Стамбуле документ в очередной раз свидетельствует, что стране, проводящей подобную политику, не место в Европейском союзе. Этот факт должен беспокоить в первую очередь нас, ведь речь идет о безопасности наших соотечественников.

Но он должен тревожить и Европу, мировое сообщество. Турция заявляет, что добилась больших успехов на пути становления демократии, но в то же время проводит дискриминационную политику. Думаю, Евросоюз, европейское общественное мнение, союзники Турции должны оказать давление на Анкару с тем, чтобы она пересмотрела свою политику в отношении нацменьшинств.

Хотя с другой стороны, мы видели, как грубо и жестоко действовали турецкие власти при разгоне мирных демонстрантов движения «Гейзи». А это означает, что турецкая власть все еще остается авторитарной», — отметил он.

С Сафрастян согласен и тюрколог Артак Шакарян, который считает, что кодификация армян и других нацменьшинств в Турции свидетельствуют о том, что эта страна может попытаться вновь осуществить геноцид в отношении армян, как в 1915 году.

«Если международная обстановка будет такой же хаотичной, как в годы Первой мировой войны, и турки найдут удобное время, они не будут колебаться и попытаются довершить геноцид»,- заявил Шакарян.

Показная турецкая демократия

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган любит поучать демократии соседние страны, в частности Сирию и Египет, приводя свою страну в качестве образца демократического исламского государства для стран вовлеченных в «Арабскую весну».

Однако кодификация нацменьшинств, а также жесткое подавление акций протеста в защиту парка Гези в центре Стамбула свидетельствуют о том, что демократия в Турции носит показной характер.

Турция часто пытается скинуть ответственность за геноцид армян, ассирийцев и понтийских греков на Османскую империю, заявляя что не может отвечать за содеянное другим государством, однако многочисленные преступления, совершенные против нацменьшинств в годы республики, свидетельствуют о том, что турецкие власти целенаправленно продолжали политику своих предшественников.

Достаточно лишь вспомнить погромы греков в Стамбуле в сентябре 1955 года, фактически положившие конец греческому присутствию в своем родном городе (Константинополе). Греческое население Турции сократилось со 120 тысяч в 1927 году до семи тысяч в 1978 и двух с половиной тысяч в 2006 году.

В этой связи можно вспомнить слова редактора газеты «Агос» Гранта Динка, убитого в 2007 году турецким националистом в Стамбуле: «Ты можешь забыть о своих корнях, но государство помнит о них».

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Турция запретила российскому транспорту перевозки по своей территории

ВУЗы Адыгеи и Турции создадут программу по изучению адыгейского языка

Турецкую смертницу опознают в Дагестане

Турция пригласила Азербайджан участвовать в саммите G20

Турция готова активно участвовать в процессе урегулирования карабахского конфликта

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия