Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Мечети: быть или не быть

На прошлой неделе на Валдае свежеизбранный мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что новые мечети в российской столице не нужны. «Дополнительного строительства мечетей в большом количестве не требуется», — сказал он. Заявление достаточно обтекаемое, поэтому комментаторы сделали из него выводы в соответствии со своими личными мыслями по этому поводу.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамир Мухетдинов, комментируя Собянина, заявил: «Коренное население Москвы не ходит в мечети не по причине отсутствия религиозности, веры или желания ходить, а из-за отсутствия элементарной возможности. Я как отец многодетной семьи, троих детей, ни на пятничную, ни на праздничную молитву своих детей привести не могу, потому что мне элементарно их негде оставить».

По мнению Мухетдинова, если не будут появляться новые мечети, то мусульмане могут начать молиться «в неконтролируемых молельных домах, на квартирах, начнут собираться в какие-то неформальные общества, кружки, на базарах, рынках, офисах, тем самым превращая все пространство в молельные места».

И если в мечетях проповедуют имамы, живущие там же, имеющие официальные дипломы и большой опыт, то кто будет проповедовать в стихийно создаваемых молельных местах, еще не известно.

Муфтий Москвы и Центрального региона, заместитель главы Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Альбир Крганов, напротив, выступил в роли адвоката Собянина, заявив: «Он же не имел в виду, что вообще не будут строить мечети — он сказал, что большого числа мечетей не будет в Москве. Нельзя же тоже односторонне ставить власти в такое положение, что «жители, вот, не хотят, а нам все равно дайте». Самое главное — должен быть принцип «не навреди»». Также Крганов считает, что и сейчас «все не так и плохо, как некоторые хотят представить».

«Правительство Москвы сегодня идет нам навстречу, например, за последние три года мы на выделенных пяти-шести площадках, дополнительных к существующим комплексам мечетей, проводим богослужения. В «Сокольники» к нам приходит почти 10 тысяч человек, и никакого антагонизма ни у кого ни к кому нет, горожане с пониманием к этому относятся», — полагает муфтий.

Впрочем, еще в марте Собянин далеко не был настолько политкорректным. Выступая на радио «Эхо Москвы», он заявил о посетителях московских мечетей следующее: «Это те же гастарбайтеры, это жители Подмосковья и так далее. Т.е. реальных жителей Москвы всего процентов 10. Для них этой мечети (Соборной — прим. П.Б.) достаточно. Строить мечети в Москве для всех желающих со всей страны, я считаю, это перебор…. Ни одного проекта, который мы в ближайшее время собираемся реализовать и разрешить, не существует».

Перестройка Соборной мечети ведется с 2005 года, и завершится, как полагает глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, в мае 2015 года. Отметим для сравнения, что крупнейшая в России мечеть «Сердце Чечни» была построена за два года, а послужившая ее прототипом Голубая мечеть в Стамбуле строилась с 1609 по 1616 год, то есть 7 лет. Почему строительство насущно необходимой мусульманам мечети в центре Москвы оказалось таким долгим, внятного ответа никто дать не может — ни муфтии, ни чиновники. Несмотря на то, что активная фаза реконструкции началась уже после отставки Юрия Лужкова, ведется она вполне по-лужковски — с полным сносом исторического здания.

В Москве помимо реконструируемой Соборной, действуют еще три мечети — маленькая Историческая на Большой Татарской улице, мечеть Ярдям на улице Хачатуряна, вместимостью 2000 человек, а также Мемориальная мечеть на Минской улице. В Подмосковье, по данным Единой мусульманской справочной службы, семь мечетей — в Звенигороде, Мытищах, Наро-Фоминске, Ногинске, Орехово-Зуево, Щелково и Яхроме.

В 90-е годы строительство новых мечетей не вызывало серьезных протестов у москвичей и жителей Подмосковья. В последние же годы мечеть в ряду «страшилок» для граждан. Встала она в один ряд с мусоросжигательным заводом (прошу прощения у мусульман за такое сопоставление, но это факт — если 10 лет назад во время муниципальных избирательных кампаний в Подмосковье в «чернушных» листовках кандидатов обвиняли в намерении построить мусоросжигательный завод, то теперь пугают мечетью).

Ни в московском районе Текстильщики, ни в находящемся за МКАДом Митино добиться разрешения на строительство мечети мусульманам не удалось. Причем в обоих случаях отмены уже вынесенного властями решения добились граждане. Остановить строительство дороги под окнами или того же мусоросжигательного завода пока что никому не удалось, а вот строительство мечетей было пресечено в столице дважды за короткий период времени.

Просьба мусульман к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву выделить землю под строительство мечетей также осталась без прямого ответа. «Это жителей нужно спрашивать. Наш господин — житель Подмосковья, поэтому относиться надо, как и ко всему остальному — только через призму людей, которые живут на территории. Вот мой ответ, он очень прост», — заявил Воробьев.

Следует четко понимать, что противники мечетей вовсе не являются какими-то жуткими русскими шовинистами, «атомными» православными и т.п. Их доводы против мечетей выглядят вполне бытовыми — возможное влияние на транспортную и эпидемическую обстановку, а также вероятные проблемы с безопасностью и правопорядком.

Отметим, что районы, где расположены все четыре действующие московские мечети, не отличаются повышенной криминогенной обстановкой. Да и с чистотой там все в порядке, за одним исключением — район Соборной мечети в дни главных мусульманских праздников. Конечно, баранов на улицах давно не режут, но фотографии многочисленных молящихся на улицах, и оставляемого ими после себя мусора, с удовольствием перепощивают друг у друга и блогеры, и СМИ.

Таким образом, сейчас налицо патовая ситуация, переходящая в цугцванг. Чем меньше в Москве мечетей, тем страшнее для обывателя выглядят массово собирающиеся там мусульмане. А чем больше граждане пугаются, тем меньше шансов на то, что в городе появятся новые мечети. При этом, еще раз повторю, дело вовсе не в какой-то исламофобии, а в иррациональной боязни того, что в новую мечеть вдруг разом хлынут все те гастарбайтеры, которые сейчас собираются вокруг Соборной мечети.

Разумеется, силовыми методами решить эту проблему невозможно — если вдруг власти решат строить мечеть вопреки мнению жителей, то это приведет к русскому бунту, а позволить себе подобное в Москве ни федеральное, ни городское руководство не может. Да и мусульманам вряд ли будет польза от подобной «победы».

Еще один фантастический способ решения проблемы — разом выслать всех гастарбайтеров, так раздражающих москвичей. Правда, не очень понятно, кто после этого будет убираться, строить, торговать и вообще обеспечивать жизнедеятельность мегаполиса.

Исключив фантастические варианты, перейдем к реальным. Можно пустить ситуацию на самотек, полагая, что часть мусульман свыкнется с давкой в существующих местах для молитвы, часть будет молиться в собственных домах и офисах, а часть вообще поддастся соблазнам большого города, и их больше будут волновать толпы в суши-барах, а не в мечетях. Судя по заявлениям Сергея Собянина, именно так и намерены действовать московские власти.

Еще можно найти место на территории Новой Москвы или договориться с властями Подмосковья и построить мечеть за пределами МКАД, причем в месте, где нет многочисленного местного населения, которое выступит с протестами. Для этого нужны волевые усилия как со стороны мусульманской общественности и муфтиев, так и со стороны властей. Хотя и это решение не панацея — во-первых, протестующие могут все равно найтись, во-вторых, не факт, что мусульмане захотят ехать несколько часов для того, чтобы помолиться с большим комфортом, нежели сейчас.

Справедливости ради надо отметить, что проблема со строительством мечетей не только московская, но и даже не только российская. Во Франции, которая считается одной из самых лояльно настроенных к мусульманам европейских стран, строительство каждой новой мечети сопровождается судами и скандалами. Впрочем, путь, выбранный Францией и другими странами, где мигранты селятся обособленными районами, давно признан пагубным.

Правительства европейских стран тратят немалые деньги на десегрегацию, «перемешивание» населения в целях интеграции приезжих. Пока что с крайне малым успехом. В Москве и Подмосковье национальных районов пока нет, несмотря на публикуемые «страшилки».

В Швейцарии законодательно запрещено строительство минаретов — это сделали граждане на референдуме в 2009 году. Мусульмане вынуждены использовать для совместных молитв складские помещения и заброшенные здания.

В Чехии мусульман довольно мало, поэтому мечетей в стране всего две — в столице Праге и втором по величине городе Брно. Попытка построить мечеть в Карловых Варах опять-таки привела к скандалу, новых мечетей пока что строить не планируют. Причем по словам местных экспертов, чехи в целом атеистический народ, поэтому массового протеста строительство мечети не вызовет. Но поскольку и мусульман в стране немного, то малочисленные, но громкие противники мечетей пока что успешно противостоят этим инициативам. Гораздо более многочисленная вьетнамская диаспора, кстати, никаких проблем с открытием буддийских храмов не имеет.

В столице Украины Киеве в 2011 году была достроена первая и единственная мечеть «Ар- Рахма». Никаких протестов у граждан это не вызвало. В Одессе в 2000 году в самом центре города был построен Арабский культурный центр, при котором действует мечеть. Одесситы не протестовали. В Крыму, как и в мусульманских регионах России, сложностей со строительством мечетей нет.

В США с 2000 по 2011 год число мечетей увеличилось на 74 процента и достигло 2106, более свежих данных обнаружить не удалось. Строительство мечетей сопровождается протестами, в СМИ наиболее ярко освещался скандал вокруг строительства мечети в районе GroundZero — месте, где стояли башни Мирового Торгового центра в Нью-Йорке.

Впрочем, уровень проблем в других американских городах для мусульман московского региона покажется смешным или даже издевательским.

Вот, скажем, сообщение о строительстве очередной мечети в Чикаго: «Сотрудник издательства Малик Али (Malik Ali) убедился в том, что в Америке нелегко построить мечеть, на своем собственном опыте еще в 2004 году, когда пытался добиться разрешения на строительство мечети в одном из пригородов Чикаго. Во время трехчасового публичного слушания в администрации Орланд-Парка, Али пришлось выслушать немало оскорбительных замечаний. Например, звучали высказывания, что мечеть “принесет терроризм прямо к нашим домам, рядом с которыми играют наши дети“. В конце концов, большинством голосов проект все-таки был утвержден, и теперь в Орланд-Парке есть свой исламский центр. Он стал одной из 15 мечетей, построенных в районе Чикаго за последние десять лет».

А в Южной Калифорнии вообще зарегистрирован бум строительства мечетей. Причем местные жители также протестуют, но с возражениями мусульмане «успешно справляются», говорит Амина Мирза Кази из Совета по американо-исламским отношениям.

Таким образом, универсального рецепта решения проблемы с мечетями в мировой практике пока не разработано. Ясно одно — насильно мил не будешь, единственная возможность — это договариваться.

Кстати, проблемы в Москве возникают не только со строительством мечетей, но и с казалось бы традиционными православными церквями. Принятая в 2009 году программа «200 храмов», предусматривающая строительство указанного количества церквей, не работает. Там, где храм все-таки начинают строить, граждане выходят на акции протеста — так было в Измайлово, Ясенево, Гольяново, Новопеределкино…

Петр Бринский

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Саадуев снят с должности имама мечети на Котрова

Первую молитву в главной мечети РФ совершат на Курбан-сувар

В Пятигорске завершен демонтаж минарета недостроенной мечети

Власти Челябинска выступили в защиту строительства мечети

Власти Москвы согласовали три участка под возведение мечетей

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 27 сентябрь 2013 14:29

Цитата: Zaman
Гостиницы отказывают в заселении, работодатели ? в трудоустройстве, парикмахерские ? в стрижке, военкоматы ? в праве служить в армии. Со всем этим сталкиваются россияне, чьи имена не похожи на «славянские».
прямо в точку, и все молчат в тряпочку.... ТВ, СМИ...


Комментарий #1, дата: 27 сентябрь 2013 13:24

Проблема не только в строительстве мечетей. Общество больно ксенофобией

 

Гостиницы отказывают в заселении, работодатели ? в трудоустройстве, парикмахерские ? в стрижке, военкоматы ? в праве служить в армии. Со всем этим сталкиваются россияне, чьи имена не похожи на «славянские». Вопреки закону бытовая ксенофобия распространилась и на частный предпринимательский сектор, и на сферу государственных услуг, причем отказы в обслуживании часто объясняются вполне прагматичными причинами. «Лента.ру» попыталась разобраться в них и выяснить, как можно бороться с такой дискриминацией.

http://kavpolit.com/ksenofobiya-s-raschetom/




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия