Бирюлевская ретроспектива
Национализм становится неотъемлемой частью внутренней политики
Беспорядки в столичном районе Западное Бирюлево, даже если не были срежиссированы, сыграли на руку новой городской власти. Заявленная ликвидация плодоовощной базы — не что иное, как следствие передела собственности, начавшегося с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина. В обозримом будущем проблемы трудовой миграции будут решаться лишь формально, поскольку власть извлекает дивиденды из межнациональных конфликтов.
«Кавказская политика» напоминает, что мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Все на базу!
Сразу оговоримся: совершено убийство, и преступник должен понести наказание. Подозреваемый, уроженец Азербайджана Орхан Зейналов, задержан и уже предварительно признал свою вину. Все остальное установит суд.
Мы же хотим обратить внимание на другой аспект проблемы. Еще недавно казалось, что после выборов власти различных уровней перестанут нагнетать межнациональное напряжение. Но, судя по всему, национализм превращается в неотъемлемую часть внутренней политики. Как выясняется, из конфликтов на межэтнической почве можно извлекать дивиденды постоянно, а не только во время предвыборных кампаний. Умелое использование образа врага-нацмена теперь приносит вполне ощутимый доход. И бирюлевские события в ретроспективе служат наглядной тому иллюстрацией.
Заключительный акт этой истории, пожалуй, начался с реакции министра внутренних дел на беспорядки в Бирюлево. «Я хотел бы напомнить о своем поручении разобраться с этими плодоовощными базами. Или вы разберетесь, или вместо вас будут разбираться другие руководители. Буквально с завтрашнего дня активизировать работу в отношении этого постоянного источника напряженности, особенно в тех микрорайонах, которые их окружают», — заявил Владимир Колокольцев в понедельник, 14 октября, на оперативном совещании ГУ МВД РФ в Москве.
В тот же день Роспотребнадзор закрыл базу, «в связи с жалобами местных жителей». А во вторник стало известно, что от занимаемой должности освобожден руководитель ОМВД РФ по району Бирюлево-Западное Геннадий Каверин. Кроме того, появилась информация, что Госдума рассмотрит во втором и третьем чтениях законопроект об ответственности муниципалитетов за межнациональные отношения на вверенных им территориях, а также в ускоренном порядке примет закон о так называемых «резиновых квартирах».
Стрелочники найдены. По логике властей, главная ответственность за беспорядки лежит на начальнике районного отдела МВД, при этом «последние предупреждения» получили должностные лица субъектов и владельцы квартир, сдающие жилье гастарбайтерам. Ну, и по крайней мере временно ликвидирован «постоянный источник напряженности» — плодоовощная база.

Любопытно, что лозунг «На базу!» появился в толпе сразу после погрома в торговом центре «Бирюза». Почему вдруг база, которая на 70 процентов обеспечивала столицу овощами и зеленью, в одночасье стала средоточием зла — и для толпы погромщиков, и для министра МВД?
Большое жулье и маленькие люди
«База раздора» (официальное название ЗАО «Новые Черемушки») — это 120 тыс. кв. м складских помещений на площади, по разным данным, от 20 до 35 га в Бирюлево. Возглавляет закрытое акционерное общество почетный президент Магомед Толбоев — Герой России из Дагестана, летчик-испытатель и доверенное лицо Путина. Генеральным директором предприятия является Алиасхаб Гаджиев.
В 2003 году собственниками организации значились Игорь Исаев (39,46%), Гаджи Гасанов (18,5), Магомед Чурилов (18,57), а также департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы (12,603). «Финмаркет» указывал, что доля правительства столицы «находится в номинальном держании» у «Банка Москвы».
«Согласно последнему опубликованному отчету ЗАО «Новые Черемушки» за 2007 год, Игорю Исаеву принадлежит 57,4% акций, а генеральному директору компании Алиасхабу Гаджиеву — 29,5%», — уточняет Forbes.
По информации издания, настоящее имя Игоря Исаева — Ибрагим Гаджиев. Он «полнородный» брат Алиасхаба Гаджиева и состоит в близком родстве с Магомедом Толбоевым. «Это мой родственник, двоюродный брат. Он хозяин компании. На самом деле его зовут Ибрагим, а Игорь Михайлович — это так…», — пояснил Толбоев.
За небрежным «это так» кроется давняя история с подозрением в хищении, из-за чего имя Гаджиева стало фигурировать в сводках МВД. Именно поэтому, возглавив предприятие, он стал Исаевым.
Впрочем, настоящим руководителем холдинга является Толбоев. «У нас короткий рычаг: я говорю — они (родственники — прим. ред.) делают», — заверил почетный президент ЗАО «Новые Черемушки» корреспондента «Новой газеты».
«Я двадцать лет создавал эту компанию, — рассказал Магомед Толбоев изданию Slon, — это было правительственное соглашение Дагестан – Москва, которое подписали президент Дагестана Магомедов Магомедали Магомедович и Лужков, мэр города. И тогда все было создано по-человечески, цивилизовано. Но потом вокруг стало появляться всякое жулье. А жулье кто курирует? Полиция и прокуратура! Большое жулье порождает мелкое жулье, а мелкое жулье убивает наших маленьких людей».
Криминальные хроники
О «большом жулье» поведал «Росбалт». Если вкратце изложить версию источников агентства, то криминальные страницы истории плодоовощной базы будут выглядеть следующим образом.
До февраля 2013 года деятельность базы контролировал один из лидеров азербайджанской мафии, «законник» Ровшан Джаниев (Ровшан Лянкоранский). Прибыльный бизнес он отвоевал у своих соотечественников и «коллег по цеху»:
«Вплоть до 2007 года этот «лакомый» объект контролировали несколько азербайджанских «воров в законе», в том числе Бахыш Алиев (Баха), Юсиф Алиев (Юська), представители Надира Салифова (Лоту Гулу, отбывает крупный срок в Азербайджане)… В период с 2007 по 2010 годы только в Москве было совершено около 20 убийств и покушений, связанных с переделом сфер влияния на базу. В основном, все жертвы были уроженцами Азербайджана».
Джаниеву удалось установить контроль над плодоовощной базой, однако вскоре на нее стал претендовать приближенный Аслана Усояна (Дед Хасан), азербайджанский «авторитет» Ильгар Джабраилов по кличке Данабаш. В 2012-м его застрелили, и у Ровшана Лянкоранского начался конфликт с Дедом Хасаном. Существует версия, что убийство Усояна связано именно с этим противостоянием. Как бы там ни было, после убийства Деда Хасана позиции Джаниева в криминальном мире стали ослабевать и с тех пор он в Москве не появлялся.
База в Бирюлево в частности и рынок зелени в целом оказались в негласном владении у Левана Джангвеладзе, брата «законника» Мераба Джангвеладзе, и «вора в законе» Алибалы Гамидова (Годжа Ясамальский).
«Левон Джангвеладзе, по словам оперативников, в последнее время был озабочен проектом по возможному перемещению базы из Бирюлево в другое место. Самому ему это было не особо нужно, однако определенные силы, которым Левон отказать не мог, заинтересовались территорией в 24 га. Впрочем, подобный проект требовал массу согласований. После волнений в столичном районе эти проблемы разрешились почти сами с собой. Ожидается, что в ближайшее время власти официально объявят о переезде базы, ей подберут место за МКАД», — подводит черту «Росбалт», уточняя, что на месте плодоовощной базы появится торгово-развлекательный комплекс.
«Отжимания» неких сил
Что в итоге? Убит человек. Как только появляется информация о том, что убийца, скорее всего, кавказец, жажда справедливого наказания перерастает в ненависть к «понаехавшим». Далее народный гнев получает конкретное русло – средоточием зла выступает плодоовощная база.
Обратите внимание на то, как гиперболизация проблемы подозрительно быстро трансформируется в локализацию. Обычно бывает наоборот: спонтанный протест рассеивается, поскольку не может сфокусироваться на конкретном объекте.
Ни в коем случае не хотим сказать, что все было заранее спланировано. Убийство Егора Щербакова – трагическая случайность. Но то, что последовало далее, меньше всего походит на стечение обстоятельств. Судя по всему, кто-то воспользовался моментом, чтобы попросту «отжать» базу.
Кто – догадаться нетрудно: «определенные силы», которым не могут отказать криминальные авторитеты. По всей видимости, «охранные грамоты» прежнего мэра Юрия Лужкова окончательно потеряли силу. Новая власть занялась перераспределением ресурсов. И в первую очередь решила вытеснить «на обочину» столицы представителей нацменьшинств. Недавно мы уже имели инцидент с «дагестанским Магой». Рынок, на котором он работал, напомним, принадлежит главе КБР Арсену Канокову.
Без ответа
Строительство торгово-развлекательного центра на месте овощной базы будет выглядеть символично. Победа цивилизации, города? Ничуть не бывало. Торгово-развлекательные центры – это символ нашей бесплодной экономики.
Страна уже давно ничего не производит. Вывозим сырье – ввозим импортные товары. Такая незатейливая экономика не нуждается в высококлассных и уж тем более высокооплачиваемых специалистах. А покуда существует экономический запрос на дешевую рабочую силу, никакие запретительные меры не помогут сдержать трудовую миграцию. Особенно если учесть, что этот запрос у нас формирует государственный аппарат. Не секрет ведь, что капитал в России давно уже сросся с властью.
Ситуация усугубляется тем, что у россиян нет никаких рычагов влияния на власть. В сущности, мы не можем ничего требовать, поскольку давно уже не являемся налогоплательщиками. Элиту кормит нефть, а не наши «крохи». Поэтому торговаться с нами никто не станет. А это значит, что в обозримом будущем большинство россиян так и будет оставаться невостребованными и неуслышанными.
И чтобы отвлечь их недовольство от себя, власти придется создавать все новые образы врагов. Стало быть, решать проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и пр. – попросту незачем. Но вот сумеет ли власть манипулировать негативной энергией масс постоянно – большой вопрос.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Виновника погрома в Бирюлево везут в Азербайджан
Односельчанин Зейналова изложил альтернативную версию убийства Щербакова
Овощебазу в Бирюлеве закрыли на 90 дней
Зейналов признался в убийстве в Бирюлеве
ФСБ: в Подмосковье начали конфликтовать выходцы из Центральной Азии и с Кавказа

Раздел: