Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Сумма» осваивает ресурсы. Дагестанская нефть становится предметом спора или общих интересов?

 

«Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова обсуждают варианты раздела бизнеса в Новороссийском порту. Прогнозируется, что в результате переговоров эти компании могут стать партнерами в порту Махачкалы, где монополистом по перевалке нефти сейчас является местный «Дагнефтепродукт».
Официальная версия подобного решения гласит, что «Сумма» заинтересована в расширении портовых мощностей, а «Транснефти», лишившейся поставок из Азербайджана, надо загрузить нефтепровод Махачкала-Новороссийск, в кулуарах же говорят о переделе политического влияния и распила собственности новыми политическими элитами. Как утверждают наблюдатели, в данном тандеме «Сумма» становится крупным источником финансовых вливаний и сможет реализовать проект, не испортив отношения с местным бизнесом, а «Транснефть», в свою очередь, становится лоббистом с гарантией поддержки федерального центра.
Перенос экономического роста
Реверс нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск переносит экономический рост из Дагестана в Азербайджан, заявили эксперты после того, как в ноябре минувшего года совет директоров «Роснефти» рассмотрел и неожиданно засекретил результаты обсуждения вопроса о реверсе нефтепровода Баку-Новороссийск.
Это предложение впервые обсуждалось в августе, в Баку с главами «Роснефти» и Азербайджанской государственной нефтяной компании (SOCAR). Кроме 1,5-2 млн тонн нефти из Баку в Новороссийск в эту же трубу «добавлялось» 4 млн тонн нефти из порта Махачкалы — в трубу шло сырье танкерами из Казахстана и Туркмении, а также с нефтяных платформ ЛУКОЙЛа на шельфе Каспия.
Это четыре пятых грузооборота Махачкалинского порта. Планируемый «нефтяной реверс» грозит тем, что порт Махачкала потеряет все нефтяные грузы и фактически станет приговором предприятию с несколькими тысячами рабочих.
Налогоплательщиков в бюджет республики почти нет, а порт в потенциале мог бы переваливать нефть до 8 миллионов тонн в год, вместо существующих на сегодняшний день 4 миллионов тонн, став точкой роста Дагестана. Как быстро реверс Роснефти убьет порт, видно уже сегодня.
Напуганные секретными переговорами «Роснефти» и SOCAR казахстанские и туркменские нефтяные компании уже стараются обойти Махачкалу стороной. Казахстанская компания «Тенгизшевройл» и порт Актау подписали соглашение об экспорте 4 млн тонн нефти через Азербайджан ежегодно, начиная с 2014 года. Надежды возлагались на позицию «Транснефти», представитель которой очень прохладно комментировал горячие августовские переговоры госкомпании Роснефть в Баку.
Накануне глава компании Николай Токарев чообщил, что «Транснефть» рассматривает возможность расширить мощности по приему нефти в Махачкалинском морском торговом порту  для ее транспортировки по трубопроводу Махачкала—Новороссийск.
Такие планы, по его словам, связаны с большим количеством поступающих в госкомпанию заявок от желающих прокачивать нефть по этому направлению. Господин Токарев добавил, что один из крупнейших мировых нефтетрейдеров — нидерландская Trafigura — предложил взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу, обеспечивая стабильность и регулярность поставок.
Большие планы
По  мнению некоторых специалистов, нефть Сибири и Севера хуже дагестанской и чеченской на порядок. Легкая, малосернистая нефть Дагестана с высоким содержанием метановых углеводородов практически полностью экспортируется через порт в Новороссийске.
Сейчас в Махачкале переваливается российская, казахская и туркменская нефть. В 2013 году через порт прокачано 4,2 млн тонн нефти, из которых 1,1 млн тонн — нефть с месторождения имени Корчагина ЛУКОЙЛа, а 3,12 млн тонн — транзитная нефть. Но труба Махачкала-Новороссийск — часть нефтепровода Баку-Новороссийск, по которому шла азербайджанская нефть.
По межправительственному соглашению, ежегодно Азербайджан должен был прокачивать 5 млн тонн, но в последние годы не выполнял эти обязательства. Соглашение в 2013 году было расторгнуто, и в конце ноября «Транснефть» объявила о консервации участка нефтепровода от Махачкалы до границы с Азербайджаном. Но пока поставок в порт Махачкалы для полной загрузки трубы до Новороссийска недостаточно.
В «Транснефти», как вчера пояснил ее представитель, недовольны не только нестабильностью поставок, но и качеством нефти, которая поступает в трубу в Махачкале (высокое содержание воды). Кроме того, резервуары «Дагнефтепродукта», которому принадлежит перевалочная инфраструктура махачкалинского торгового порта, считаются сильно изношенными и устаревшими, по свидетельству специалистов компании.
Но в конце декабря о желании построить дополнительную инфраструктуру рядом с торговым портом Махачкала, в числе которых имеются и объекты, в том числе, по хранению нефти и нефтепродуктов, объявила и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. В последнее время корпорация начала активно участвовать в бизнес-проектах в Дагестане.
«Сумма» является и партнером «Транснефти» в Новороссийском морском торговом порту, но сейчас компании находятся в процессе обсуждения раздела активов. По информации, распространяемой в «Сумме», подчеркивается готовность рассмотреть возможность новых проектов с «Транснефтью». Николай Токарев подтвердил, что «Транснефть» получила предложение «Суммы» по строительству терминалов возле махачкалинского порта, но пока оно не рассматривалось всерьез.
Как пишет «Комммерсант» со ссылкой на источник близкий к госкомпании, который пояснил, что «Транснефть» заинтересована в развитии порта группой «Сумма», и особенно в создании ею инфраструктуры по перевалке нефти. Так монополия смогла бы избежать сотрудничества с «Дагнефтепродуктом». Однако, по утверждению того же источника, «Сумма» пока не готова идти вразрез с интересами «Дагнефтепродукта».
Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что текущие проблемы ММТП могли бы быть эффективно решены совместными усилиями «Суммы» и «Транснефти», «группа могла бы выполнять функции инвестора и управленца, а трубопроводная монополия — лоббиста на федеральном уровне».
Но если господин Магомедов решит строить собственный нефтеналивной терминал, ему придется либо выкупить инфраструктуру «Дагнефтепродукта», либо предложить ему совместный проект.
Насколько связан развал Махачкалинского торгового порта и планируемые проекты «Сумма», не столь важны, сколько явный передел собственности и перераспределение крупных прибылеобразущих предприятий в руки частных инвесторов. Однако налицо переход и крупного капитала в иные кланы, в том числе и национальные.

Юлия Разбежкина

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Не пропадет ли у олигарха Керимова настроение "развивать" Махачкалинский порт

«Сумма» не будет строить терминал в порту Роттердам

Азербайджанская нефть вернулась в Россию

Россия закрывает трубопровод Баку-Новороссийск для азербайджанской нефти

Зиявудина просят в Дагестан

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 15 январь 2014 18:15

Не хотят, чтобы порт достался Керимову- вот и вся новость




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия