Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Автономия бывает разной

Курултай напомнил о праве на самоопределение

В Бахчисарае прошла внеочередная 2-ая сессия Курултая крымскотатарского народа VI созыва. По итогам Курултая было принято решение создать в Крыму национально-территориальной автономии крымских татар. В какой форме возможна автономия и возможна ли она в принципе?

Вопросы к Чубарову

Очень рекомендую всем, заинтересовавшимся прошедшей сессией Курултая, ознакомиться с речью председателя Меджлиса Рефата Чубарова не в пересказе СМИ, а в оригинале, благо, онаопубликована на официальном сайте этой организации. 

Интересные моменты начинаются сразу после обращения к делегатам – Чубаров говорит о том, что "вынужден нарушить правило проведения Курултая и практику проведения" и переходит на русский язык. Что вынудило его изменить практику, он не поясняет. Никаких запретов на проведение мероприятий на родном языке в России нет, поэтому, видимо, Чубаров просто позаботился о том, чтобы его без перевода поняли гости из России – президент Татарстана, глава Совета муфтиев Гайнутдин и другие. Также русский, в отличие от крымско-татарского, знают в Киеве, где, разумеется, внимательно следят за происходящим на полуострове. Но почему  надо говорить о "вынужденности", как будто его кто-то заставлял под дулом пистолета говорить по-русски? Неясно.

Далее Чубаров напоминает о том, что Меджлис требовал роспуска Верховного Совета Крыма, который он по старинке называет Верховной Радой, и привлечения руководства Крыма к ответственности за сепаратизм. Он также говорит еще одну загадочную вещь: "хочу поблагодарить всех членов местных меджлисов, наших соседей – людей разных национальностей, представителей местных органов власти, молодежь за то, что нам вместе удалось предотвратить провокации в наиболее тревожные дни.

Обязательно придет время, когда можно будет рассказать о той реальной опасности, которой подвергались мирные жители Крыма". Почему нельзя рассказать про неё сейчас? Если лично Чубаров опасается это сделать от своего имени, почему нельзя передать документальные подтверждения "реальной опасности" западным или хотя бы украинским журналистам анонимно?

После этого Чубаров утверждает, что "Меджлис крымскотатарского народа осуществлял множество контактов и встреч со всеми сторонами, могущими содействовать переходу событий в мирное русло".

Немирное русло – это как в Киеве, где погибли более ста человек. В Крыму погибли два человека в результате неясной провокации. Поэтому, о каком мирном русле говорит Чубаров  – снова непонятно. Более мирной смены государственной принадлежности территории, чем в Крыму, пожалуй, в новейшей истории не найти.

Впрочем, вернемся к речи лидера Меджлиса. Он не заявил напрямую, что не признает прошедший 16 марта референдум. Но подверг его весьма жесткой критике: "Все этапы, связанные с объявлением подготовкой и проведением «всекрымского референдума», сопровождались правовым нигилизмом со стороны его организаторов, и в условиях, когда в Крым массово вводились войска и военная техника, а в местах въезда и выезда в Крым спешно возводились блокпосты... В условиях существовавшей реальной угрозы насилия по отношению к жителям Крыма, чьи позиции по вопросу о статусе Крыма были отличными от позиции тех, кто организовывал и проводил "всекрымский референдум"... (опять "реальная угроза" – прим. П.Б.).. Объективный анализ хода голосования 16 марта 2014 года по избирательным участкам свидетельствует о том, что практически все крымские татары избирательного возраста отозвались на призыв Меджлиса крымскотатарского народа и не приняли участие в «референдуме»" Вот тут остановимся. Как писал тогда "Кавполит", международные наблюдатели и иностранные журналисты не обнаружили массового бойкота референдума в местах компактного проживания крымских татар. Поэтому о каком "объективном анализе" идет речь – снова большой вопрос.

Далее Чубаров перешел к рассказу о проекте постановления Курултая  «О реализации крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической территории – в Крыму».

И снова загадочное явление – почему-то на сайте организации нет полного текста этого документа, поэтому придется ограничиться пересказом СМИ.

Национально-территориальная или национально-культурная?

В речи Чубарова, представлявшего проект, ясно говорится о том, что речь в постановлении идет о «начале политических и правовых процедур по созданию национально-территориальной автономии крымскотатарского народа на его исторической территории – в Крыму».

Однако власти Крыма не готовы говорить о территориальной автономии, а только о культурной. "Статус национально-культурной автономии не носит территориального характера и не предполагает создание каких-либо внутритерриториальных образований. Этот статус будет способствовать сохранению самобытности крымско-татарского населения Крыма в защите культурных и иных прав крымско-татарского народа, – заявил "Интерфаксу" вице-премьер Крыма, этнический казанский татарин Рустам Темиргалиев.


В своем фейсбуке он призвал "с пониманием относиться к сложным процессам, которые происходят в среде крымских татар", а также назвал важнейшим решением сессии Курултая "передачу полномочий Меджлису на выдвижение кандидатур в крымское правительство".


Попробуем понять, как может быть организована национально-территориальная автономия крымских татар. Объявить татарской автономией весь Крым? Но крымские татары по самым оптимистичным для них оценкам, составляют 15%. Конечно, в России есть автономии, где доля "титульной нации" ещё меньше – 12% хакасов в Хакасии, 8% карелов в Карелии, или даже 2% вместе взятых хантов и манси в Ханты-Мансийском автономном округе.


Но проблема в том, что эти национальные округи создавались в советское время волюнтаристским образом. Жителей этих округов других национальностей никто не спрашивал, хотят они жить в республике хакасов или карелов, или не хотят. До сих пор существует анекдотичная Еврейская автономная область на границе с Китаем, где евреев в самые суровые советские времена было в разы меньше, чем в пределах Садового кольца, а сейчас, наверное, меньше, чем в среднестатистическом московском доме. И уничтожать её пока что никто не собирается.


После распада СССР ряд национальных автономий был ликвидирован – Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ слился с Иркутской областью,  Коми-Пермяцкий автономный округ растворился в Пермском крае, а Эвенкийский автономный округ стал обычным районом Красноярского края. Но не исчезло ни одной национальной республики, несмотря на активные призывы Владимира Жириновского.


В 90-е годы в некоторых республиках на самом деле наблюдались заметные перекосы в сфере управления со стороны  "титульных" наций. Появлялись сообщения о нарушении прав этнических русских в Якутии, русских и татар в Башкирии (русских в этой республике больше, чем башкир, а татар приблизительно столько же), регулярно возникали скандалы на Кавказе. Но в 21 веке эти проблемы перестали иметь значительный вес.


Организовать сейчас Крымскотатарскую республику в Крыму решением партии и правительства невозможно. Референдум также не поможет – разумеется, славянское большинство Крыма проголосует против национально-территориальной автономии одного из народов.


Доводы главы Меджлиса о том, что крымские татары являются "коренным народом", и в связи с этим численность не имеет определяющее значение, легко разбиваются ответным предложением объявить Крым национально-территориальной автономией караимов. Ну и что, что их несколько сотен человек – у них же тоже нет другой Родины, кроме Крыма.


Ну и наконец, довод о том, что караимы, в отличие от татар, никогда не были этническим большинством в Крыму, отвергается Косовским прецедентом. Сербы тоже были большинством в Косово, причем гораздо дольше, чем татары в Крыму. Помогло это им?


В качестве компромиссного варианта можно было бы признать национально-территориальной автономией крымских татар районы, где их больше 20%. Таких на настоящий момент шесть: Бахчисарайский, Симферопольский, Белогорский, Советский, Кировский и Джанкойский. В городах Симферополе и Джанкое татар менее 10%. 


Как у любого компромиссного варианта, недостатков у него много с обеих сторон. Если смотреть с русской, то непонятно, чем двадцать процентов лучше пятнадцати, и почему они должны теперь жить в национально-территориальной автономии меньшинства. Если с татарской – все эти регионы расположены далеко от черноморского побережья, промышленности в них тоже нет, получается, что жители автономии обречены на бедность и отъезжий заработок.


Таким образом, приемлемых вариантов крымско-татарской автономии в Крыму, за исключением фантастической депортации всего славянского населения, нет. Возможно, если Меджлис или Курултай сумеет обязать каждую крымско-татарскую семью завести не менее 20 детей, к этому вопросу можно будет вернуться через несколько десятков лет. Но не сейчас.


С национально-культурной автономией проблем возникнуть не должно. В России их десятки – начиная от тверских карел и заканчивая немцами и поляками. Но эта автономия не дает ее представителям никакого влияния на принятие политических решений. Устроит ли это Меджлис и Курултай?

Процветание в единстве

При всей спорности выступления Рефата Чубарова перед Курултаем, с ним можно согласиться в одном – события последнего месяца  перевернули "с ног на голову привычный для всех жителей Крыма политический, правовой и экономический уклад жизни".


Судя по тому, что в крымскотатарской среде раздаются (и усиленно подогреваются из-за рубежа) опасения, что возможна новая депортация, многие на самом деле не понимают, к какому государству они присоединились. Если Меджлис на самом деле заинтересован в процветании крымско-татарского народа, он будет не загадочно намекать на некие " тайные опасности", а решать реальные проблемы, связанные с интеграцией многонационального народа Крыма в российское общество.


Да, неприятно  20 с лишним лет делать политическую ставку на Западную Украину по принципу "враг моего врага – мой друг", а потом обнаружить себя в России. Но пора уже понять, что врагов крымскотатарского народа здесь нет. Сталин умер 61 год назад. Украинская идентичность строилась и продолжает строиться на отрицании русской, но для крымских татар это совершенно не нужно.

Депортированные одновременно с крымскими татарами чеченцы, калмыки, ингуши, балкарцы живут на своей земле. Да, в России есть межнациональные проблемы, но их гораздо меньше, чем пытаются представить многие СМИ.


Сейчас у крымскотатарского народа есть исторический шанс добиться максимальных преференций при определении дальнейшего вектора развития Крыма. Хочется надеяться, что шок от того, как быстро всё изменилось, не помешает Меджлису и Курултаю как легитимным представителям крымских татар воспользоваться этим шансом.

Петр Бринский

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

На главу крымскотатарского Меджлиса завели уголовное дело

МИД Турции осудил запрет со стороны России на въезд в Крым лидеру крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву

Крымские татары начали подготовку своего референдума о будущем Крыма

Субъект необычной формы: в Крыму хотят организовать местную власть по-своему

Депутаты Башкирии переименовали президента республики в "башлыгы"

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 09 апрель 2014 14:44

ИншаАллах, мы были и останемся врагами русских! а вы и дальше целуйте их сапоги!


Комментарий #1, дата: 05 апрель 2014 07:42
В условиях существовавшей реальной угрозы насилия по отношению к жителям Крыма, чьи позиции по вопросу о статусе Крыма были отличными от позиции тех, кто организовывал и проводил "всекрымский референдум" - блок-посты и организовывались для того, чтобы стало возможно провести референдум, не пропустив украинскую армию.

 

А крымские татары как были хитрыми и коварными вражинами, так и остались.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия