Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дорожное противостояние дагестанских олигархов

Зиявудин Магомедов против Сулеймана Керимова в борьбе за дорожные контракты

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Дагестану аннулировало крупный конкурс на строительство дороги к махачкалинскому аэропорту. Инициатором иска в ФАС выступила компания «Дорстройхолдинг», несколько лет назад проигравшая борьбу за наиболее крупный дорожный подряд Дагестана – строительство Гимринского тоннеля.

Сегодня, когда дорожная отрасль республики находится в ожидании десятков миллиардов рублей из госбюджета, конкуренция между желающими осваивать эти средства вновь обостряется. Два главных претендента на большие дорожные контракты связаны с крупнейшими бизнесменами, представляющими республику на федеральном уровне – Зиявудином Магомедовым и Сулейманом Керимовым. 

Открытый конкурс на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к городу Каспийск (IV-пусковой комплекс) начальной стоимостью почти 464 млн рублей был объявлен государственным казенным учреждением «Дагестанавтодор» в конце февраля. По условиям тендера прием заявок истекал 20 марта. Однако в УФАС по Дагестану обратилось ООО «Дорстройхолдинг» с жалобой на нарушения в условиях конкурса, отметив, в частности, что заказчик («Дагестанавтодор») выдвинул требования к участникам конкурса, не предусмотренные законодательством РФ. В ходе проверки антимонопольщики установили, что в действиях единой комиссии заказчика и самого заказчика имело место нарушение закона «О федеральной контрактной системе», и предписали конкурс аннулировать.

Старые счеты

Эта новость выглядела бы рядовым сообщением, если бы не широкий политический контекст, связанный с дорожным строительством в Дагестане. Не так давно КАВПОЛИТ писал о масштабных планах группы «Сумма» Зиявудина Магомедова по участию в этом процессе. Однако «Сумма» — далеко не единственный игрок в республике, готовый побороться за ожидаемые 50 млрд рублей инвестиций в дагестанские дороги. Еще одним серьезным претендентом на этот куш является компания «Дорстройхолдинг», в свое время занимавшая ведущие позиции в этой сфере. Именно эта организация и начинала когда-то строить новую дорогу из Махачкалы до аэропорта «Уйташ». Причем с «Суммой» у нее особые счеты, ведь одна из структур группы Зиявудина Магомедова, компания «Мостоотряд-99», перехватила у «Дорстройхолдинга» контракт на достройку самого длинного в России Гимринского тоннеля. 

То, что этот контракт стоимостью более 6,5 млрд рублей в конце 2009 года достался именно «Дорстройхолдингу», объяснялось близостью компании к тогдашнему руководителю «Дагестанавтодора» Магомедрасулу Омарову, который, в свою очередь, считался человеком, связанным с ныне арестованным мэром Махачкалы Саидом Амировым.

Однако в конце 2010 года Омаров был уволен с должности главы «Дагестанавтодора», после чего контракт с «Дорстройхолдингом» по Гимринскому тоннелю был аннулирован. Основанием для этого стали проверки Счётной палаты и других контрольных органов, в ходе которых было выявлено  нецелевое использование выделенных на строительство тоннеля средств.

«Дорстройхолдинг», лишившись «контракта века», инициировал ряд судебных разбирательств, но достроить тоннель ему не пришлось. Этим занимался уже другой подрядчик – входящая в структуру «Суммы» компания «Мостоотряд-99». Тоннель был сдан осенью 2012 года, еще когда Дагестан возглавлял Магомедсалам Магомедов. 
Магомедов осматривает Гимринский тоннель

А несколько месяцев спустя председатель совета директоров «Мостоотряда» Загид Хучбаров был назначен исполняющим обязанности главы «Дагестанавтодора». Это произошло уже при новом главе Дагестана – Рамазане Абдулатипове, с приходом которого «Сумма» заметно активизировалась в республике, в том числе в сфере дорожного строительства.

Однако «Дорстройхолдинг», которому дагестанская пресса после истории с Гимринским тоннелем прочила малоприятное будущее, сдаваться не собирался. К тому же с тех пор ставки в дорожном и инфраструктурном строительстве Дагестана выросли многократно. Одним из наиболее крупных тендеров, в которых сейчас принимает участие «Дорстройхолдинг», стал подряд на выполнение строительно-монтажных работ в аэропорту Махачкалы, в том числе по реконструкции взлетно-посадочной полосы, стоимостью порядка 2,5 млрд рублей. Еще одним соискателем в этом конкурсе предсказуемо выступил «Мостоотряд-99».

Противостояние двух компаний имеет отчетливый политический подтекст, ведь от руководства «Дорстройхолдинга» тянутся нити к Сулейману Керимову, который при Рамазане Абдулатипове оказался на вторых ролях, но продолжает борьбу за махачкалинский аэропорт и торговый порт, обещанные ему при Магомедсаламе Магомедове. Нынешний генеральный директор «Дорстройхолдинга» Гасан Омаров ранее работал руководителем дирекции по реконструкции и строительству Махачкалинского порта – уже при том менеджменте, который привел туда Керимов. А Магомедрасул Омаров в 2010 году некоторое время возглавлял порт после того, как оттуда был уволен Абусупьян Хархаров, ныне вице-премьер правительства Дагестана, которого называют человеком, близким к «Сумме». 

Монополия-2

Заявки на участие в конкурсе на реконструкцию махачкалинского аэропорта были рассмотрены в начале марта, однако подведение итогов не состоялось, поскольку Росавиация не подтвердила финансирование. Вскрытие конвертов с заявками было перенесено на 10 апреля, а 31 марта стало известно о решении ФАС аннулировать конкурс по строительству дороги к аэропорту в связи с обращением «Дорстройхолдинга».

К этой дороге у «Дорстройхолдинга» особое отношение – в свое время компания начинала ее строительство, причем это была единственная в Дагестане четырехполосная скоростная магистраль 1-й категории сложности. В то же время «Дорстройхолдинг» имел по этой дороге нарекания со стороны «Дагестанавтодора». В июле прошлого года дорожное управление собрало материалы для передачи в суд по фактам неустранения «Дорстройхолдингом» дефектов при строительстве дороги Махачкала–Аэропорт, а также участка дороги Хасавюрт–Тлох.

Отметим также, что с начала прошлого года антимонопольщики оспаривают действия «Дагестанавтодора» уже не в первый раз. В прошлом феврале Арбитражный суд Дагестана удовлетворил иск республиканского УФАС к «Дагестанавтодору» и ООО «Дорстройотряд-99» о признании недействительным контракта по реконструкции автодороги Ново-Гапцах – Ново-Филя – Тагиркент – Ялама с подъездом к станции Самур на границе с Азербайджаном. Общая стоимость работ по этому контракту превышала 875 млн рублей. В ходе проверки выяснилось, что «Дагестанавтодор» разместил заказ у единственного поставщика — ООО «Дорстройотряд-99». В дальнейшем УФАС по Дагестану выявило еще ряд нарушений законодательства со стороны дорожников республики.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестан планирует построить под Дербентом аэропорт

Азербайджанский холдинг инвестирует 1 млрд рублей в строительство в Дагестане

На строительство Аваро-Кахетинской дороги потратят около 30 млрд рублей

Махачкалинский аэропорт ушел с молотка

Суд признал недействительным контракт "Дагавтодора" на сумму около 900 млн рублей

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия