Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Махачкалинский аэропорт ушел с молотка

Аэропорт достался Керимову почти втрое дешевле, чем ожидалось первоначально

ОАО «Международный аэропорт Махачкала», близкое к миллиардеру Сулейману Керимову, выиграло конкурс по продаже имущества махачкалинского аэропорта. По данным электронной площадки UТender, в ходе аукциона, состоявшегося 6 июня в Ростове-на-Дону, был сделан всего один шаг от начальной цены в 283,484 млн рублей, в результате чего стоимость аэропортовых объектов составила 297,684 млн рублей. На установление контроля над махачкалинским аэропортом Уйташ у Сулеймана Керимова ушло больше трех лет, но за это время актив значительно подешевел.

Конец затянувшейся агонии

О том, что главным претендентом на аэропорт является именно Сулейман Керимов, стало известно еще в 2010 году, когда президентом Дагестана стал Магомедсалам Магомедов, чью кандидатуру, как считается, миллиардер пролоббировал в Кремле.

В феврале 2011 года Росимущество планировало продать 100-процентный пакет акций ОАО «Авиалинии Дагестана», которое на тот момент не только владело аэропортом, но и осуществляло пассажирские перевозки. Стоимость компании в тот момент была определена в 790 млн рублей, главным претендентом на нее считались структуры Сулеймана Керимова, но аукцион тогда не состоялся.

В результате спустя три года аэропорт достался миллиардеру почти втрое дешевле, чем ожидалось первоначально. Это напрямую связано с плачевной судьбой «Авиалиний Дагестана», которые в конце 2011 года лишились права выполнять пассажирские перевозки, приносившие компании основную часть доходов.

«Авиалинии Дагестана» давно находились на плохом счету у Росавиации, в первую очередь из-за большого количества нарушений правил эксплуатации воздушных судов. Во время одного из инцидентов с дагестанским ТУ-154 в аэропорту «Домодедово» в декабре 2010 года погиб брат тогдашнего президента Дагестана, известный бизнесмен Гаджимурад Магомедов.

Все обещания руководства компании заняться обновлением авиапарка, состоявшего из устаревших советских лайнеров, так и остались словами. Были серьезные претензии к «Авиалиниям Дагестана» и у антимонопольщиков, поскольку компания была единственным перевозчиком на маршруте Махачкала – Москва и препятствовала приходу других игроков.

Лишившись права на выполнение полетов, «Авиалинии Дагестана» просуществовали еще полтора года, занимаясь только аэропортовым обслуживанием, но в прошлом сентябре по решению республиканского арбитражного суда компания была признана банкротом. К тому моменту «Авиалинии Дагестана» накопили огромные долги (на 2012 год кредиторская задолженность составляла 443 млн рублей), и надежды на финансовое оздоровление предприятия были крайне призрачными.

Аукцион для своих

Запуск процедуры банкротства означал, что ликвидное имущество «Авиалиний Дагестана» уйдет с молотка для погашения долгов. На аукцион, состоявшийся в минувшую пятницу в Ростове, были выставлены 44 здания и 17 сооружений на территории аэропорта, право аренды земельного участка площадью почти 28 га, аэропортовое оборудование, транспортные средства, оргтехника и различный инвентарь (всего список имущества включает порядка 1200 пунктов). По условиям торгов, их победитель должен в течение четырех месяцев принять на себя обязательства по получению сертификатов на ряд видов аэропортовой деятельности.

На участие в торгах было подано две заявки. Первая, как и ожидалось, поступила со стороны ОАО «Международный аэропорт Махачкала» – компании, которая была зарегистрирована в феврале 2012 года, основным ее владельцем является зарегистрированная на Британских Виргинских островах структура Doxa Investments Ltd, BVI.

О близости этой компании к Сулейману Керимову свидетельствует то, что в ее совет директоров входят представители фонда «Новый город», основанного миллиардером для реализации девелоперских проектов в Дагестане.

Дважды – в конце 2012 года и в феврале этого года – ОАО «Международный аэропорт Махачкала» получало разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение аэропорта. Сначала – в виде покупки «Авиалиний Дагестана», а затем, уже после объявления о банкротстве этой компании, на приобретение ее основных производственных средств.

Вторую заявку на торги подал банк Северный морской путь (ОАО «СМП Банк») братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, недавно оказавшийся под международными санкциями в связи с украинскими событиями. Судя по тому, что аукцион завершился после первого же шага, банку отводилась роль технического участника торгов, что неудивительно, если вспомнить об одной крупной сделке двухлетней давности.

В 2012 году подконтрольная Сулейману Керимову инвестиционная компания Wandle Holdings, через которую он на тот момент владел 40-процентным пакетом акций Polyus Gold International, разместила в СМП Банке субординированный депозит в размере 100 млн долларов на 61 месяц, включенный в капитал банка.

Такой срок размещения средств говорит прежде всего о высоком уровне доверия между партнерами. Представитель Сулеймана Керимова тогда заявил, что у его группы компаний нет сомнений в надежности банка и она доверяет его акционерам. Иными словами, в качестве спарринг-партнера для торгов по аэропорту был выбран оптимальный кандидат.

Самолеты в ожидании полосы

Основной задачей развития махачкалинского аэропорта для его нового владельца станет увеличение пассажиропотока. По итогам прошлого года аэропорт обслужил 507 тысяч пассажиров, продемонстрировав рост на 20%, но потенциал рынка значительно выше, учитывая численность населения Дагестана – почти 3 млн человек. 

Для наращивания пассажирского трафика требуется прежде всего привлечение новых перевозчиков, что в свою очередь должно привести к снижению цен на билеты. На данный момент рейсы их Москвы в Махачкалу выполняет 4 авиакомпании – Red Wings, «Газпромавиа», «ЮТЭйр», «ВИМ-Авиа».

В конце мая о начале полетов из Махачкалы объявила авиакомпания «Аэросервис», которая будет выполнять рейсы на региональных самолетах Bombardier через аэропорт Минеральных Вод. На пресс-конференции исполнительного директора компании Алексея Савченкова говорилось о снижении стоимости перевозок – в частности, на линии Махачкала – Санкт-Петербург с 12 до 9 тысяч рублей.

Главным фактором, от которого зависит сегодня привлечение в Махачкалу новых авиакомпаний, является скорость работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая не реконструировалась с 1960-х годов. Тендер на реконструкцию в апреле выиграла компания «Мостоотряд-99», входящая в группу «Сумма» другого дагестанского миллиардера – Зиявудина Магомедова. Начальная стоимость тендера составляла 2,277 млрд рублей, «Мостоотряд-99» подал на конкурс заявку стоимостью 2,163 млрд рублей.

«Не мешая перелетам, мы все-таки хотим завершить реконструкцию за четыре месяца. Думаю, нам это удастся», – заявил на недавнем строительно-архитектурном форуме «Дагстройэкспо-2014» генеральный директор компании Али Гитинов. После того, как эти работы будут завершены, можно будет утверждать, что долгожданная новая жизнь махачкалинского аэропорта наконец началась.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Взрыв в Дагестане стал четвертым подрывом автоколонн на Северном Кавказе с начала 2013 года

Дорожное противостояние дагестанских олигархов

Махачкалинский аэропорт улетает в офшор

Сулейман Керимов вернется на малую родину

«Уралкалий» смешали с политикой - Сулейман Керимов просит за компанию не только деньги

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 09 июнь 2014 19:37

Что аэропорт приобрел хозяина, и к тому-же нашего земляка-дагестанца очень хорошо. Керимов С. думаю заслужил этого, и больше способен превратить запушенный и отсталый во всех отношениях Уйташ в современный и безопасный  аэропорт, который не уступит другим. Но кто решит вопрос снижения цен за билеты? А они извините, не прилично дороги для простых людей, если сравнить с другими городами . Вот на что хотелось бы обратить внимания власти РД и тех, от кого это зависит.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия