Константин Калачев: "Москва на создание "Лезгинской республики" не идет"
Интервью Vesti.Az c известным российским политологом, руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым.
Недавно дагестанский политолог Ханжан Курбанов заявил, что для укрепления Азербайджана стране необходима федерализация. По его мнению, проживающим на севере Азербайджана лезгинам необходимо предоставить автономию. Что Вы думаете на этот счет?
Мне приходилось как-то обсуждать эту тему с нынешним мэром Дербента Имамом Яралиевым - одним из реальных лидеров лезгин Дагестана. Лезгины, как известно, традиционно проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана, являясь вторым по численности народом Азербайджана.
Однако даже по их численности в Азербайджане есть расхождения, обусловленные темой притеснений разделенного народа. Так, по мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек).
Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно). Так это или нет - оставим за скобками. Но есть проблема восприятия ситуации российскими лезгинами. Они считают, что их братьев в Азербайджане дискриминируют. Опять таки оставим за скобками выяснение - так это на самом деле и не так.
Если это обсуждается, значит, проблема есть в любом случае. Но я не думаю, что выход в федерализации. Посмотрите на пример США - никто не создает испаноязычные автономии, а патриотизм является гражданским, а не национальным. Ибо перед законом все равны.
Путь территориальных автономий чреват будущим сепаратизмом. Национально-культурная автономия - разумная альтернатива федерализации. Хотя очевидно, что лезгины хотели бы иметь свою территорию проживания территориальной автономией.
Россия на создание «Лезгинской республики» не идет и не собирается. По аналогии нет смысла этого делать и Азербайджану. Достаточно обеспечить лезгинам право быть лезгинами.
Какие же силы стоят за подобным вопросом в Дагестане?
У лезгин в последние годы наблюдается реальный национальный подъем. В значительной мере за этим подъемом стоял миллиардер Сулейман Керимов. Шла борьба за расширение прав и влияния лезгинского народа на юге Дагестана и в республике в целом. Однако Керимов, как известно, проиграл. Но настроения остались. Эти настроения переносятся и на север Азербайджана.
Известны сложности, которые были у лезгинских элит в отношениях с элитами аварскими. Есть проблемы в самочувствии лезгин в Азербайджане. Проблемы приводят к консолидации и росту национального самосознания. Как говорится, не благодаря, а вопреки.
Но лезгинский вопрос поднимался и ранее. Не считаете ли вы, что в Дагестане поддерживаются подобные настроения для нагнетания ситуации на границе с Азербайджаном? Почему они требуют автономии в Азербайджане, а не в России?
С учетом позиции Азербайджана по Украине и такое возможно. На азербайджанских интернет-ресурсах появляются интервью лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, который благодарит азербайджанский народ и обещает, что Украина не забудет пророссийскую позицию Армении. Вполне может быть ассиметричный ответ через форсирование лезгинской проблемы.
Пока я не вижу серьезной проблемы с лезгинским вопросом. Но в дальнейшее не исключаю, что это может быть одним из инструментов давления. Другое дело, что для России опасно создание прецедента. Если речь идет о федерализации Азербайджана и создании лезгинской автономии на севере, то почему не поставить такой же вопрос в России - о создании лезгинской автономии со столицей в Дербенте.
Вы представляете, к чему это может привести в Дагестане? Так что, разговоры будут, а реальных дел по продвижению темы лезгинской автономии не будет. Во всяком случае, при президенте Владимире Путине. А вот сделать так, чтобы азербайджанские лезгины не завидовали российским - это задача, которая реально стоит перед вашей страной.
После крымского вопроса мы наблюдаем воинствующую риторику Владимира Жириновского, направленную в адрес соседних с Россией стран СНГ, в том числе и Азербайджана. Что вы думаете по этому поводу?
Думаю, что он часть политической системы, системный политик, а значит всё это разрешается. Он инструмент в руках людей, управляющих российской политикой. Но он еще и манипулятор. Его политический бизнес очень успешен.
Значит, антиазербайджанские настроения все же выгодны Кремлю?
Жириновский говорит то, что не могут по соображениям политкорректности сказать другие. Его задача сейчас нервировать соседей России. Чтобы на этом фоне президент Владимир Путин смотрелся как оплот взвешенности, умеренности, ответственности и здравого смысла. Чтоб ценили это.
К тому же Кремль вынужден маневрировать в отношениях с Азербайджаном с учетом партнерства с Арменией. Помимо этого, экономические интересы России и Азербайджана далеко не идентичны. Хотя у нас часто экономика становится концентрированным выражением политики, а не наоборот.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.