Акты вандализма в Дербенте связаны с выборами мэра, считают эксперты
Акты вандализма в Дербенте были совершены с целью отвлечь внимание общественности от выборов мэра города, спровоцировав беспорядки на межнациональной почве, считают опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» эксперты.
Как сообщал «Кавказский узел», в ночь на 8 января в Дербенте была разрушена гробница Сеида Мир-Гафара аги, которая является местом поклонения для мусульман-шиитов. Жители города обратились в полицию с требованием найти вандалов. В ночь на 9 января было подожжено полотно на памятнике азербайджанскому поэту и мыслителю Низами.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов после произошедших в Дербенте инцидентов заявил, что «за подобными действиями угадываются силы, которые хотят дестабилизировать обстановку в Дагестане и обострить межнациональные отношения».
Представитель шиитской мечети: мы требуем провести расследование
Плита на могиле Сеида была разрушена дважды, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» председатель шиитской мечети имама Хусейна Сеид-Наги Миртеибов.
«Это не могло быть случайностью. Гробница Сеида – потомка пророка, уважаемого человека, духовного деятеля, очень почитаемого в Дербенте, представляет собой два камня. Один лежит на земле, второй возвышается вертикально. Сначала этот камень сломали примерно посередине. Люди это увидели, реставрировали, но через три дня, 11 января, он снова был сломан, на этот раз уже у основания. Это тяжелый, массивный камень, случайно он упасть не мог, тем более дважды», - рассказал Сеид-Наги Миртеибов.
По его словам, заявление в полицию было подано после первого случая, однако результаты расследования ему не известны.
«В тот день люди собрались на кладбище, пригласили начальника полиции, заявление написали, чтобы нашли вандалов. Глава полиции обещал провести расследование, но пока результатов нет. Между тем плиту снова сломали и снова отреставрировали», - сказал председатель мечети имама Хусейна.
Вместе с тем Сеид-Наги Миртеибов предпочел не выдвигать версии о мотивах вандалов.
«В тот день люди собрались на кладбище, пригласили начальника полиции, заявление написали, чтобы нашли вандалов. Глава полиции обещал провести расследование, но пока результатов нет. Между тем плиту снова сломали и снова отреставрировали», - сказал председатель мечети имама Хусейна.
Вместе с тем Сеид-Наги Миртеибов предпочел не выдвигать версии о мотивах вандалов.
«Кто это сделал, и с какой целью, сказать не могу, не хотел бы торопиться и давать поверхностные оценки. Пусть полиция проведет расследование. У нас и сунниты, и шииты с уважением и трепетом относятся к могилам, трудно представить, что в Дербенте нашлись люди, способные на такое. Сунниты не могли бы такое сделать. Мы на кладбище вместе молимся. Возможно, это сделали какие-то радикально настроенные мусульмане, или еще кто-то. Есть ли связь с поджогом памятника Низами – тоже сказать не могу. Да, шииты в Дербенте в основном – азербайджанцы, но на самом деле в исламе нет национальных и социальных различий. Мы требуем, чтобы полиция в этом разобралась и выяснила цели, потом будем информировать людей, чтобы не беспокоились», - отметил Сеид-Наги Миртеибов.
Ханмагомедов: осквернители преследовали политические цели
Сразу несколько версий произошедшего в Дербенте выдвинул бывший мэр Дербента Гусейнбала Гусейнов.
«Во-первых, это могли сделать противники действующего главы администрации Дербента. Ведь глава республики заявил: если будут беспорядки на межнациональной почве, то руководитель муниципального органа будет моментально уволен. Может быть, это старая война между лезгинскими и азербайджанскими националистами. Не так давно «Садвал», Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, активно выступали против переименования улицы Советской, которую назвали именем Гейдара Алиева. Говорили, что это происки Азербайджана, хотя решение было принято на месте. Возможно, это дело рук ваххабитов, они против поклонения кому-либо, кроме Аллаха, против святых мест. Можно выдвигать много версий, нужно тщательное расследование», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Гусейнбала Гусейнов.
Осквернители памятников преследовали политические цели, также уверен главный редактор газеты «Дербентские известия» Магомед Ханмагомедов.
«Конечно, это провокация. Мне кажется, это была попытка отвлечь внимание общественности от предстоящих выборов главы Дербента и перевести его в религиозное и межэтническое русло. 10 января городская общественность организовывала встречу с депутатами, которые должны были голосовать за главу, встреча затем переросла в несанкционированный митинг. Участники его, прежде всего, ставили вопрос о пролонгации Имамом Яралиевым собственной власти», - отметил Магомед Ханмагомедов.
Яралиев сегодня был избран председателем районного собрания депутатов и одновременно главой города. Глава городского округа избирается депутатами городского собрания из своего состава согласно новому уставу города Дербента. В 2010 году Имам Яралиев был избран на должность главы Дербента на пять лет. В 2015 году должны были истекать сроки его полномочий.
На следующий день после митинга была сломана могильная плита на гробнице Сеида Мир-Гафара аги, рассказал Магомед Ханмагомедов.
«Думаю, это попытка отвлечь внимание общественности, направить людей в русло межэтнических и межконфессиональных проблем. Слава богу, этого не произошло, люди оказались мудрее», - сказал Магомед Ханмагомедов.
Главный редактор газеты «Дербентские известия» затруднился уточнить, кто именно мог организовать такую провокацию, однако отметил, что «если бы акции протеста стали масштабными и перешли в другое русло, то это "лило бы воду на мельницу" Яралиева».
У произошедших инцидентов нет религиозной подоплеки, также считает эксперт.
«Разговоры о причастности радикально настроенных мусульман шли, но памятники стоят давно. И радикально настроенные мусульмане тоже в Дагестане не первый год действуют, однако гробницу разрушили сейчас», - отметил главред «Дербентских известий».
Магомед Ханмагомедов сообщил также, что памятник Низами серьезно не пострадал. «На время реконструкции в парке памятник замотали покрывалом, вот это покрывало сожгли. И написали по-русски нецензурные слова на пьедестале. Но серьезных повреждений нет», - заявил Магомед Ханмагомедов.
Агаев: акты вандализма связаны с выборами в Дербенте
Главный редактор дагестанского еженедельника «Черновик» Маирбек Агаев также связал попытки осквернить памятники с выборами в городе. По его мнению, дестабилизация была выгодна противникам Имама Яралиева.
«Не стоит связывать эти акты с межконфессиональным или межнациональным противостоянием. Именно в эти дни в Дербенте ожидалось нерядовое политическое событие - избрание главы города. Не исключаю, что это была попытка создать небольшую дестабилизацию обстановки. У Яралиева оппонентов как таковых не было, особенно после изменений в уставе, заменивших прямые выборы на избрание главы в городском собрании. 80-90% дербентских депутатов – прояралиевские. Тем не менее, оставались механизмы, с помощью которых ему могли бы помешать. Но этого не произошло», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Маирбек Агаев.
Яралиев сегодня был избран открытым голосованием на очередной срок в «довольно спокойной обстановке», подчеркнул Агаев.
«Думаю, теперь ни актов вандализма, ни новых акций, вроде недавнего митинга против Яралиева, больше не будет. Сегодня Яралиев взял себе «иммунитет», - сказал Маирбек Агаев.
Фатуллаев: это не вандализм, а информационный вброс
Речь идет не о вандализме, а о информационном вбросе с целью дестабилизировать ситуацию в Дербенте накануне выборов, полагает главный редактор дагестанской газеты «Настоящее время» Милрад Фатуллаев.
«Для меня совершенно очевидно, что несколько обстоятельств не могут оказаться рядом случайно, тем более, когда они касаются политики. Была повалена плита на могиле у шейха, причем аккуратно повалена. Затем подожгли полотно, покрывающее памятник Низами, и тут же в СМИ появились фотографии сломанного пальца, хотя он был отломан у памятника некоторое время назад. Сам памятник не был поврежден, но сразу нашлись люди, которые это все засняли, и не один раз. Хотя памятники были быстро приведены в надлежащее состояние, публикации продолжались. И все это проходило накануне выборов в Дербенте», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Милрад Фатуллаев.
По его словам, анализ публикаций в соцсетях указывает на людей, которые «организовали эту форму дискредитации власти в Дербенте».
«По соцсетям можно отследить, кто это первый опубликовал и перепостил эти материалы, и на каких ресурсах они появились впервые - в азербайджанских изданиях, со ссылкой на некий неизвестный источник в Дербенте. Если посмотреть на соцсети, где все это активно постилось, мы видим там пользователей, которые связаны с тремя персонами (при этом эксперт назвал фамилии экс-главы Дербентского района, руководителя крупного дербентского предприятия и выскопоставленного сотрудника в сфере культуры Дербента, - прим. "Кавказского узла"). Все трое при Яралиеве оказались не у дел, и довольно давно пытаются использовать дестабилизирующие факторы. Думаю, кто-то из них или все вместе и организовали этот информационный вброс», - считает Милрад Фатуллаев.
Аида Магомедова
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.